Дальний Восток – дорогой регион России. Дешевле всего Улан-Удэ. Далее всё дороже!
Большая часть товаров и продуктов тут не местные, а привозные. Основные места, откуда всё привозят: Западная Россия, Южная Корея и Китай. Глазированные сырки из подмосковного Томилино, шоколадки из Покрова, газировка и майонез из Сеула, китайские груши, манго и яблоки, узбекские арбузы, азербайджанская черешня мирно соседствуют на рынках и в магазинчиках.
Вообще на Дальнем Востоке своих фруктов мало. Мелкие яблочки, мелкие груши, картошка и помидоры, арбузы под Спасском и дыни, абрикосики, ну а прочие фрукты – в теплицах. Пшеница тут не вызревает, мука привозная. На Колыме даже и картошка не растёт.
75% фруктов и овощей, продающихся на Дальнем Востоке, выращена китайскими трудолюбивыми руками. Часть привозится из самого Китая, часть китайцы выращивают здесь, в России, в теплицах – китайскому крестьянину даже здесь удаётся то, на что не способен наш селянин. В защиту себя русские говорят, что китайские фрукты и овощи не настоящие, так как выращены с применением химикатов, и вредны для здоровья.
Молочные продукты, овощи и фрукты все дороже, чем в Западной России. Дешевле только рыбья продукция, консервы (с Сахалина, Камчатки и Приморья), икра. Местного производства есть гречка, сахар (Уссурийский), горох и другие крупы, кетчупы.
Одежда, обувь и пластмассовые товары почти все из Китая или Вьетнама. Эти предметы тут дешевле, чем на западе. Европейский секонд-хенд досюда тоже постепенно добирается, конкурируя по ценам с китайским добром.
Транспортировка товаров на Дальний Восток сильно увеличивает цену дешёвых товаров. Потому что и дешёвые, и дорогие товары при перевозке, скажем, из Москвы во Владивосток, подорожают примерно на 30 руб/килограмм. А на Чукотку, например, +450 рублей за килограмм, если взять авиаперевозку, а куда-то и дороже. Для несъедобных компактных товаров транспортная наценка несущественная, важней другое: из-за меньшего населения и больших рисков при продаже, продавцы стараются делать тут бóльшую наценку, чем например в московских гипермаркетах. И ассортимент тут меньше.
На Дальнем Востоке нет сетевых вкусных гипермаркетов типа «Ашан», «Метро», «Лента»; нет и привычных многим магазинов «Магнит», «Билла», «Перекрёсток». Вместо них во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске есть местные гипермаркеты «Самбери», «Три кота», супермаркеты «Рéми», «Фреш» и прочие, более дорогие, чем на западе, а также небольшие магазинчики, ларьки и рынки.
Есть ещё базарно-складской супермаркет «Светофор», это целая сибирская сеть, внутри выглядит ужасно, какие-то коробки, ящики, но цены там на некоторые продукты очень низкие. Светофор специализируется по городам среднего размера, и добрался уже даже до Якутска.
В Магадане и Анадыре супермаркеты местные и небольшие, а сетевых нет. Фруктовые ларьки часто принадлежат выходцам из Средней Азии, они же специализируются на супердальней доставке фруктов из Оша, Эски-Нооката, Узбекистана.
Многие жители тут до сих пор покупают еду на рынках, на небольших оптовках, а не в супермаркетах. Но цивилизация наступает, и сейчас разница в ценах и ассортименте товаров между, скажем, Москвой и Якутском или между Иркутском и Владивостоком не такая космическая, как двадцать лет назад: всё, вообще, в магазинах есть. Культура обслуживания пока отстаёт от европейской – во многих местах до сих пор висит плакат «Нельзя фотографировать», в небольших магазинчиках тут чаще обхамят и даже могут подсунуть негодный товар – чаще, чем в городах Западной половины РФ. Но это не страшно, привыкнете.
Электроника по вполне нормальным ценам продаётся тут в магазинах DNS, Эльдорадо… Вместо сайта объявлений Avito.ru тут действует местный дальневосточный аналог – Farpost.ru. Цены во Владивостоке и Хабаровске на б.у.шную технику примерно такие же, как и в Москве.
По регионам.
Более дешёвые города Дальнего Востока – Улан-Удэ, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Уссурийск, далее в средней категории — Находка, Владивосток, Хабаровск, Чита. Тут можно найти и еду по приличным ценам, и китайские вещи-шмотки, и любые промышленные товары, и запчасти на японские машины, и корейский майонез «золотой», ну и всё, что вам нужно. Есть и довольно крупные магазины, супермаркеты «Реми», «Фреш», и даже гипермаркеты «Самбери», недорогие рынки и оптовки. Есть некоторые продукты, которые производятся здесь, хотя среди всех прочих товаров их процент невелик.
Из весьма приличных, но уже более дорогих – Южно-Сахалинск. Там тоже много чего есть, имеются и супермаркеты сети «Матрёшка» (они проникли, помимо Сахалина, также в Благовещенск, Свободный, Зею и Хабаровск). Северобайкальск, Тында – дороговаты, но ещё жить можно.
Петропавловск-Камчатский и Якутск – ещё дороже. Всё то, что может быть привезено, сюда привозится. Товары есть почти все, но с наценкой. Особенно дорогие там фрукты и молочная продукция. Ещё дороже – Магадан (но в чём-то он и дешевле Якутска – в части тех плодов, что можно привезти морем). Гипермаркетов там нет.
Дальше, по ухудшению – все небольшие райцентры, в которые ведёт автодорога из областного центра, или есть железная дорога (на БАМе). Это все райцентры Приморья, Амурской области (типа Ерофея Павловича), Сахалина, север Бурятии и Читинской области, и почти все в Хабаровском крае. Амазар, Могоча в Читинской области. И некоторые на Камчатке и в Якутии. В этих маленьких городах есть продуктовые магазинчики с небольшим ассортиментом еды (на 20—40% дороже, чем в областных центрах), вещевые рыночки со шмотками (на 50% дороже, чем в центре области) и несколько магазинов с товарами повседневного спроса. Во этих райцентрах, как правило, не производится ничего!
И, наконец, хуже всего дело обстоит в посёлках с водной или самолётной доставкой товаров. Туда, где нет дороги, все товары завозят летом по рекам или по морю, в течение так хорошо известного «северного завоза». О северном завозе – вспоминают в остальной России только тогда, когда что-то куда-то не успели завезти. В одни места везти можно только летом и в сентябре-октябре, когда в море прибрежные бухты очистятся ото льда; в другие места – только в июне-июле, когда на реках растает лёд и повысится уровень воды; если же куда-то можно завезти только по море+реке, то вообще всё плохо.
И какие же товары завозят? Конечно же, это солярка для котельной, мука для пекарни, и десять-двадцать видов консервированных не портящихся или сушёных продуктов, типа сахара, гречки, водки и чипсов. А также мыло, может быть стиральный порошок, консервы. В северных посёлках может быть по нескольку магазинов, с одинаково скудным ассортиментом, обновляющимся раз в год.
Кроме товаров, привозимых раз в году, есть и более дорогие и скоропортящиеся товары, которые года не проживут на складе магазина. Это всё привозят самолётом. Но тут и наценка соответствующая. Например, в какой-то городок, можно завезти товары по реке или морю, и это стоит 30 рублей за килограмм; можно привезти и на самолёте-вертолёте, это обойдётся в 300 или 500 рублей за килограмм. Можно привезти морем в райцентр, а оттуда по деревням развезти на вездеходе, это будет стоит что-то среднее между этими крайними показателями.
Соответственно везут то, что наверняка можно продать. Спиртные напитки и мука, конечно, важнее всего. Предметов туристического снаряжения, фотоаппаратов, книг и центральных газет вы тут не встретите никогда. Ассортимент всех товаров здесь очень маленький, а цена на то, что есть – очень высокая. Есть небольшой ассортимент социально важных товаров, цена на которые ограничена административно (и их перевозка дотируется) – это сахар, хлеб, крупы некоторые. Они будут в магазинах по реалистичной цене, около 100 рублей за килограмм. Всё, что сверх того – буржуйство, или не будет в наличии, или цена испугает.
Самый дорогой город ДВ и, возможно, всего цивилизованного мира – Билибино на Чукотке. Но в чукотских магазинах есть некоторый набор социально значимых товаров, цена на них зафиксирована; если питаться ими (хлеб, сахар, макароны), цены будут приемлемыми (порядка 100 руб/кг). Подробней – в разделе «Чукотка».
Наземный городской и пригородный транспорт на Дальнем Востоке – там, где он есть на асфальтовых дорогах – стоит немного дороже, чем в Центральной России. Междугородние автобусы на Сахалине и Камчатке стоят в 1,5—1,6 раза больше, чем в Западной России на это же расстояние. А вот городской транспорт – не очень дорогой. Проезд в городских автобусах во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском в 2018 году стоил 23—30 рублей; в Улан-Удэ был дешевле. По мере общего подорожания эта стоимость пропорционально растёт. Анадырь имеет бесплатный городской автобус.
Зарплаты. В отдалённых посёлках, где хлеб стоит 50 рублей, сахар – 100, кефир – 250, а бананы – 500, логично предполагать, что и зарплаты вдвое или вчетверо превосходят «материковые». Реально это не совсем так. Для кого-то так, но не для всех.
Много денег получают чиновники всех рангов, депутаты и начальники – а в мелких посёлках Крайнего Севера процент начальников значительно выше, чем в среднем по России. Многим работающим оплачивается раз в год авиабилет на Запад и обратно – в отпуск.
Неплохо зарабатывают граждане, связанные с добычей нефти и газа – там, где эта нефть и газ обнаружились, на Сахалине например. А также бизнесмены, занятые перевозкой грузов с юга на Север. И ещё граждане, добывающие рыбу и икру, но работа эта – сезонная. Работа перегонщика японских иномарок с 2009 года стала не очень хлебная: пошлины подняли, машин стали меньше перегонять, в разы меньше.
Обычные госслужащие, учителя, врачи, почтальоны и другие подобные люди получают на Дальнем Востоке примерно 1,2—1,6 от той зарплаты, что они получали бы в Западной части России.
В целом, хотя и встречаются нередко люди, зарабатывающие в месяц 100 или 200 тыс.руб., и вахтовики-работяги, привозящие 1 млн рублей домой после полугодового сезона труда – это не означает, что такие доходы ждут каждого, кто прибежит за большими деньгами на Дальний Восток. Все самые хлебные места давно заняты; а там, где не занято, надо вкалывать – не каждому это придётся по душе.
Да, и старайтесь бегать не туда, где больше платят, а туда, где вам трудиться будет в кайф, и где ваши знания и умения принесут наибольшую пользу.
Как уже упоминалось, на всей территории Дальнего Востока в ходу именно российский рубль, а не юань, йена или вона.
Менять валюты проще всего в банках, их уже много в каждом областном центре. Но интересно, что на ДВ до сих пор встречаются менялы – это и респектабельные толстые дяди в автомобилях, и накрашенные девушки, и бомжеватые старухи, пасущиеся в многолюдных местах, с плакатами на груди (или на асфальте), гласящими: «$». Во Владивостоке их можно увидеть на рынках, в центре, на улице Фокина… но и не только там, но и в некоторых других городах.
Банки меняют доллар и евро, часто также иену и юань, фунт стерлингов и швейцарский франк, если он доедет до этих мест. Редко и с большой потерей можно пристроить тайские баты. В городах помельче с обменом могут быть проблемы. Если вы – обладатель валюты, у которого в каком-нибудь пос. Лазо кончились рубли, поищите сбербанк, вам там обменяют (по рабочим дням). Можно попытать счастья и на рынке.
Валюты, кроме указанных четырёх основных, поменять очень трудно. Украинские гривны, деньги стран Юго-Восточной Азии пристроить на Дальнем Востоке почти невозможно. Даже в Улан-Удэ тугрики соседней дружественной Монголии не нужны совсем никому.
Банкоматы существуют в каждом городке и посёлке. Больше всего банкоматов Сбербанка. В крупных городах банкоматов очень много.
Супермаркеты и небольшие магазины, принимающие кредитные карточки, обнаружены во всех городах ДВ. Вообще карточки хорошо распространились за последние годы по всей России. Но для пролетарских покупок на рынке (еда, шмотки) всё же используйте наличные деньги.