Дальний Восток – регион России, мало снабжённый дорогами. Только юг Приморья может похвастаться большим количеством дорог, в других местах плотность автомобильных и железных дорог небольшая, а на севере их и вовсе нет. Во многие города и посёлки можно попасть по воздуху, по воде, или пешком. Подробнее ниже.
Внутри Дальнего Востока не очень развита железная дорога – она есть только в «южных» регионах: Приморский край, Хабаровский край, Амурская и Еврейская области, плюс изолированная ж.д. на Сахалине. Во всех регионах ж.д. тяготеет к географическому югу региона.
Внутри есть немногочисленные региональные поезда. Как скорые фирменные, так и медленные пассажирские с сидячим вагоном. Общий лежачий вагон стал уже редкостью, лишь кое-где он сохранился (в фирменном поезде «Гилюй» Тында – Благовещенск, в поездах Нерюнгри – Томмот и Чита – Забайкальск). Подробнее смотрите в разделах, посвящённых этим регионам.
В Якутии долго и упорно строится ж.д. – от Тынды в сторону Якутска. В настоящее время (2018) движение открыто только до Томмота (городок на полпути между Нерюнгри и Якутском). Всё ждём, когда в Нижний Бестях пустят пассажирский поезд, может быть читатель первый проедет на нём!
Пригородные поезда могут вам пригодиться под Владивостоком и под Хабаровском. На остальных участках Транссиба пригородные или рабочие поезда тоже есть, но ходят один или два раза в день. На БАМе есть поезд Тында – Комсомольск, содержащий купейный, плацкартный и общий вагоны.
По БАМу до сих пор можно ездить на попутных локомотивах. На восточном БАМе проезжает по 10—15 пар грузовых поездов в сутки.
А вот на Транссибирской магистрали с этим сложней. Тут поездов и локомотивов больше, до 100—150 пар в сутки, но берут далеко не всегда. Но тут можно всегда продублировать путешествие по параллельной автодороге.
Вокзалы. За последнее двадцатилетие вокзалы РЖД существенно улучшились, цивилизовались. Каждый вокзал имеет охрану, официально поставленную для того, чтобы бороться с проносом бомб и других орудий терроризма. Фактически пассажиры проходят на вокзалы ДВ без всякого контроля (исключение – бдительный вокзал Владивостока), но зато эта охрана препятствует проникновению бичей, пьяниц и иных маргинальных элементов. Круглосуточно на вокзалах ведётся видеонаблюдение, крупные вокзалы содержат и милиционера, находиться на них безопасно.
Крупные ж. д. вокзалы (в городах от 100 тыс жителей и выше) уже все оборудованы бесплатным wi-fi. Иногда он есть и на вокзалах более мелких городов. Нередко можно обнаружить розетки, зарядные устройства для мобильников, часто бывает книжный шкаф с бесплатными книгами, списанными из библиотек или же принесёнными другими пассажирами. Нередко имеются банкомат или несколько банкоматов, ларёк с газетами и сканвордами, на крупных вокзалах – ларёк с дорогими перекусами, бывает – выставка каких-нибудь картин, фотографий, коллажей на тему «Играть на железной дороге опасно», плакаты по борьбе с терроризмом.
Практически все вокзалы, кроме тупиковых станций, действуют круглосуточно. Зимой они отапливаются.
А вот сиденья почти везде – с ручками, и спать на вокзалах сейчас некомфортно. Да и охрана вокзала препятствует сну. Часто на вокзалах устанавливаются сиденья системы «антибомж» (холодные), чтоб человек долго не сидел на них.
Туалеты на небольших станциях и вокзалах Сибири и ДВ бесплатные. На крупных и средних станциях у туалета сидит тётка, собирающая 20 рублей или около того с граждан, не имеющих билета. Бесплатно в туалет могут пассажиры, имеющие билет, хотя бы электронный, день до посадки в поезд и час после выгрузки из оного, а также пассажиры электричек в сутки отправления.
Пристанционная торговля едой, которой промышляли сотни бабушек на перронах в России в 1990-х, сейчас фактически сошла на нет. Все покупки приходится делать в привокзальных ларьках или магазинах, которые нередко оказываются дороже, чем обычные магазины города. Поэтому идея заранее перед посадкой в поезд затариться продуктами в дешёвом магазине – до сих пор жизненна и полезна.
Поезда в России также постепенно улучшаются. Всё больший процент поездов имеют уже «биологические туалеты» (не закрывающиеся при подходах к станциям), часто бывают розетки – не две на вагон, а больше. Но в любом случае лучше подстраховаться.
Людям, имеющим повышенную электрозависимость, при подготовке к дальним переездам имеет смысл взять с собой хороший power-bank или тройник-удлинитель со скотчем, чтоб прикрутить его к поездяной розетке и провести электричество себе в купе или в плацкартную секцию.
Давно ожидаемый населением wi-fi в поездах РЖД на Дальнем Востоке ещё не появился (2018). Да и мобильная связь пока работает с перебоями, и мобильный Интернет, и голосовая связь надёжно действуют только при подходе к крупным городам и городкам и при проезде таковых.
Во многих поездах очень дальнего следования, как уже написано выше, сейчас имеется душ. Это платное удовольствие, стоит в 2018 году 150 рублей за один поход в душ. Но если вы едете каким-либо дальним рейсом летом, например Москва – Владивосток или даже Тында – Благовещенск, кто знает, может быть вам он и пригодится.
Часто в поезде разносят еду из вагона-ресторана, включая уже готовые обеды, завтраки и ужины. С не очень большими порциями. Стоимость комплекта питания – от 250 до 450 рублей, в зависимости от вагона (в плацкарте дешевле), от поезда и вида еды. Заказывать её нужно через проводника или начальника поезда.
Не очень развиты, но есть вокруг каждого крупного населённого пункта в Приморском, Хабаровском краях (в южной его половине), Еврейской области, в Амурской области (в восточной её половине), на Сахалине и на Камчатке (в населённых частях её). Бурятия и Забайкальский край тоже снабжены автобусным сообщением, тяготеющим к югу.
Междугородние автобусы идут на расстояния 20-100-200, реже 300—500 километров. Самые длинные регулярные автобусы проходят 600—800 км (Хабаровск – Владивосток, Петропавловск – Усть-Камчатск, Магадан – Сусуман).
Там, где дальние автобусы нужней всего (Якутская и Колымская трассы), их нет. Лежачих автобусов тоже, к сожалению, нет на Дальнем Востоке, это вам не Китай.
Там, где автобусы есть, билеты стоят на Дальнем Востоке 3—4 рубля за километр (2018 год), под Читой чуть дешевле. Маршрутки – около 5 руб/км. Встречаются дальнобойные маршрутки, настроенные на перевозку работяг с ближайших ж.д.станций к местам работы в Якутии и вообще на Севере.
Полезный сервис поиска попутчиков Blablacar.ru поможет вам найти платную попутку по цене дешевле автобусной на многих популярных маршрутах, например Владивосток – Находка, Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и т.д.. В последнее время Блаблакар стал платным для пользователей, что вероятно скажется на его популярности, но изучить этот вопрос стоит, если вы хотите неоднократно им пользоваться.
Дальневосточные направления Чита – Благовещенск, дорога с Тынды на Нерюнгри, на Якутск и далее на Магадан пока не вошли в сферу действия Блаблакара, там разве что случайное будет какое-то предложение.
В отличие от поездов и автобусов, – малая авиация, напротив, распространена в северных частях Дальнего Востока, в наименее населённых и бездорожных частях. Из Хабаровска, Якутска, Петропавловск-Камчатского и других городов летают местные самолёты по регионам. Летают они редко, обычно раз в неделю, в самые дальние посёлочки, и стоят дороже, чем следовало бы.
Дорогие внутренние авиарейсы – в Якутии и на Камчатке. Там даже скромные региональные перелёты могут стоить более 10 тыс.руб., а более дальние – 25—30 тыс.руб и даже более (до 50 тыс руб стоит добирание в далёкие сёла Камчатки).
Более дешёвые – в Приморском крае, а также на Чукотке. Чукотские авиарейсы дотируются и стоят от 3 до 12 тыс.рублей за билет, что для того региона недорого.
Районные центры, не снабжённые дорогами, – это обычно очень небольшие посёлки, они живут за счёт того, что в них много начальников, получающих зарплату, и других госслужащих (почтальон, милиционер, судья, прокурор, доктор…) Из каждого районного центра в глухомани летают по деревням вертолёты. Очень редко. Может быть в месяц один раз. И стоят они дорого, например 25 тыс.руб. за один перелёт. Записываться на эти рейсы нужно заранее, так как бывает, что они переполнены народом (в вертолёт влезает немного людей) и начальниками. Поэтому вполне можно застрять в каком-нибудь северном райцентре или селе на пару недель или больше – погоды нет, топлива нет, пассажиров нет или наоборот слишком много.
Кто пользуется этими сверхдорогими авиарейсами? Отнюдь не только богачи (их там почти не имеется). Это большие начальники, летающие бесплатно, а также руководители рангом ниже, и госслужащие, летящие по делу или в отпуск. Обитателям и труженикам в районах Крайнего Севера раз в два года поездка в отпуск оплачивается их работодателем, фирмой, конторой – если человек работает официально. Крайне-северным пенсионеры полёт на лечение и отдых раз в два года пока оплачивает Пенсионный фонд.
Также на северных дорогостоящих самолётах летят командированные (летящие также не за свой счёт, а за счёт нас, покупателей северных товаров и услуг). Так что сия авиация – нередко есть способ выкачивания денег из государств или корпораций в карман владельцев авиакомпаний, который часто бывает так же связан неофициально с карманом местного чиновника.
На местных авиарейсах, официально, очень небольшая норма провоза багажа – 10 килограммов, иногда 15. Хотя фактически часто не взвешивают, но на всякий случай имейте ввиду.
В мелких населённых пунктах Крайнего Севера есть возможность улететь с попутным «бортом», на котором случайно везут заболевшего человека, или начальника, или какую-то инспекцию, или военных. Однако движение этих бортов очень редко и непредсказуемо. Можно и неделями проторчать.
Спецрейсы. По заказу богатого человека, или нескольких сразу, объединившихся своими деньгами, можно произвести рейс вертолёта и выгрузить вас практически в любом месте – хоть в горах, хоть в тундре. Однако вертолёты на российском Дальнем Востоке очень дорогие. Вертолёто-час стоит тут порядка 120 тысяч рублей, и вероятно, что с годами эта цена будет только возрастать. Однако, если вас несколько человек, то этот расход вы между собой можете поделить. Также, при обнаружении многих людей, желающих улететь в какую-нибудь дыру, можно организовать особый авиарейс самолётика, вертолётике. Но стоит это – мало не покажется (на сайте Чукотавиа даже официальные тарифы есть). Зато если кто-то уже спецрейс заказал, то бывает вероятно пристроиться к нему – бесплатно или за некоторую сумму.
…помогут передвигаться по глухим трактам Дальнего Востока всем тем, кто знает эти три слова и имеет запас времени на ожидание.
Рекомендуем перечитать книгу Антона Кротова «Практика вольных путешествий», раздел «Автостоп зимой». А также повести «Полярное сияние», и «К центру России», описывающие сложные путешествия автостопом по зимникам в районы Крайнего Севера.
Сроки работы зимников в каждом регионе зависят от погоды в текущем году, от наличия ледовых переправ, от того, расчищен ли тот или иной зимник, какие стояли морозы в последний месяц… Как правило, в «тёплых» регионах (Хабаровский край, Амурская область, Камчатка) зимние дороги действуют с января по конец марта; в холодных местах (Якутия, Магаданская, Чукотка) – с середины декабря по середину апреля; на севере Якутии есть места, где движение по зимним дорогам длится до середины или 20-го мая!
Чтобы узнать прогноз зимников, есть ли они, или ещё нет, откуда идёт завоз и идёт ли, очень важно вот что. Имеет смысл вам пред путешествием позвонить в сельские администрации тех мест, куда вы едете. Телефон сельской администрации можно найти в Интернете, в той же Википедии. Позвоните туда, и если сейчас ещё не время ехать, узнайте, когда в прошлом году открылся и закрылся зимник, и с какого города идёт к ним основной завоз грузов. Позвоните также в Дорожный фонд крупного города, к которому может тяготеть ваш маршрут. Погуглите – водители, ездящие по зимникам, теперь тоже обладают выходом в Интернет, когда возвращаются в цивилизацию.
Изучайте прогнозы погоды на ближайшую неделю – наличие или ожидание пурги, снежной бури, метели может прекратить движение по зимнику на несколько дней вообще!