Рядом с людьми всегда оставалось место для духов – в домах, в лесах, в водоемах, во дворах и других постройках всегда оставались свои хранители. И были они не в единственном числе, как боги, а в большом количестве. Леших на Руси было столько, сколько и лесов, а домовых столько, сколько домов. И хозяйничали они исключительно в своих владениях, а за их пределами почти никакой силой не обладали, но там, где оставались силы их, были велики, и властны они творить добро или зло на собственное усмотрение. Значит, людям все время приходилось либо уклоняться от вреда их, либо жить с ними в добрых отношениях.
О них нельзя было забывать, иначе они тут же о себе напоминали. Люди представляли их себе, знали их особенности и привычки, могли описать их «образ жизни». У них кроме человеческих были и какие – то звериные признаки, они могли превращаться в тех или иных животных и птиц.
Так возникли специальные обряды, заговоры и заклинания, гадания, употребление особых предметов. Позднее такой защитой стали христианские молитвы, обращенные к Богородице и святым, наложение креста. Эти создания не могли позднее не войти в народные сказки, а потом и литературные произведения. Христианство, называя их нечистыми, не могло уничтожить в наших душах память о них.
Д О М О В О Й
Это сверхъестественное существо, дух, живущий в доме и охраняющий его. Его часто ласково называли дедушка, старик, суседко.
Жилища без чудесного покровителя представить было невозможно. У каждого жилища был свой Домовой, жил он сам по себе и часто враждовал с соседями – домовыми.
Чаще всего это был маленький старичок с седой бородой. Говорили, что домовой чаще всего был похож на хозяина дома, даже носит хозяйскую одежду и перенимает его привычки. Но были и отличия – красная или белая длинная рубаха, тело, даже ладошки покрыты мягкой шерстью, у него длинные уши, иногда одного уха нет вовсе. Он может оборачиваться: принимать облик кошки, собаки, зайца, медведя, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом.
Его присутствие в доме ощущается всегда, но чаще всего он невидим. Смотреть на него нельзя – можно ослепнуть или вовсе умереть. Но его можно увидеть, если в пасхальную ночь надеть на себя хомут или спрятаться в конюшне.
Обитатели дома слышат ночами тихий плач, глухие стоны, слышат, как он расхаживает по дома, топает, стучит, хлопает дверьми. Утром можно было обнаружить сдвинутую мебель, сброшенные на пол вещи.
Семья, перебираясь в новый дом, должна была забрать с собой домового, не допускалось, чтобы в новом жилище оказался другой хозяин – от него кроме беды нечего было ждать. Чтобы защититься от чужого, над воротами появлялась ветка чертополоха.
Его ласково приглашали в новое место. А иногда завязывали в мешок и переносили на новое место.
Самый древний обряд с ним связанный был таким: старшая в доме женщина топила в последний раз печь в старом доме, выгребала жар и дожидалась полдня, потом накладывала в чистый горшок горячих углей, покрывала их скатертью, распахивала двери дома и говорила: « Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Вместе с горшком углей она шла в дом, где хозяин с хозяйкой встречали домового с хлебом и солью и словами «милости просим». Она трясла скатерть в каждом из углов избы, выпуская домового. Угли высыпали в печку, горшок разбивали и обломки закапывали ночью в переднем углу нового дома. Так не просто благополучие обеспечивали в доме, но и продолжение добрых семейных традиций. Потому что символом благополучия оставался домашний очаг. С самого начала люди поклонялись огню – от него зависело все, что происходило с ними.
Домовой – незримый хозяин и оберегатель очага, родоначальник семьи, патриарх рода, верховный распорядитель. Он без устали хлопочет по дому, заботится о порядке и помогает его обитателям.
Постоянное его место на печи или под печью, может быть в чулане или подполе. Он появляется лишь ночью среди людей. Превыше всего он ценит согласие и лад среди людей, он любит настоящих хозяев. Таким хозяевам он всегда помогает, держит совет при важнейших делах. Когда хозяин приводит новую лошадь или корову, он должен раскланяться на четыре угла конюшни или хлева: « Хозяюшка, вот тебе скотинушка! Люби ее да жалуй».
Домовой предупреждает хозяев о грозящей беде, приближающимся несчастье. Тогда он воет в трубе, ревет в хлеву, нагоняет ветер. И горе тому, кто провинился перед Домовым. Он превращается в лихого гонителя, и все идет навыворот: беда сваливается одна за другой.
Один раз в год домовой делается лихим, начинает беситься и способен натворить много худого. Говорят, что с него спадает старая шкура. Успокаивают его при помощи колдовских действий. Приглашенный колдун в полночь резал петуха, брызгал кровью на веник и выметал все углы. Обитатели дома обязаны оказывать домовому знаки почтения и проявлять заботу о нем. Для него выставляют еду.
В праздник Домового (10 февраля) хозяйка оставляла праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и стелили чистый половик от порога к столу.
БАННИК
Бани всегда входили в состав дома на Руси. Их ставили по берегам рек и озер, иногда во дворе, около колодца. В парной бане мылись и лечились от разных болезней. В ней совершались обряды – накануне венчания проходило обрядовое купание невесты, под песни подруг и причитания. Сюда приходили гадать девушки, желавшие узнать свою судьбу. Они спрашивали банника о том, кто станет мужем, а он должен был погладить спросившую. Иногда они голыми выскакивали из бани и бросались в снег, а наутро рассматривали отпечатки и гадали по ним. У русских существовал культ бани. Они знали ее целебную и очистительную силу. Она была источником удовольствия для людей, которые хорошо потрудились. Но они одновременно испытывали и страх перед ней. Ее считали местом «нечистым», «поганым», опасным, в ней таилась беда, от которой следовало беречься. О ней пели в народе:
На болоте баня рублена,
По сырому полю катана,
На лютых зверях вожена,
На проклятом месте ставленая.
Это связанно с банником. Считалось, что он живет в нетопленой бане, за каменкой или под полом, а когда баню топят, он где-то укрывается.
Это нагой старик, немытое тело его прикрыто листьями веника. Он всегда готов навредить пришедшим людям, рассердившись, если они громко говорили или стучали тазами. Он бросался горячими камнями, плескался кипятком.
Можно было пользоваться баней только в три очереди, после этого шел мыться сам Банник, он собирал леших, овинников и всех нечистых. Человек, там оказавшийся не мог уйти живым.
Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли воду в кадках, дарили черную курицу. Уйдя и из бани, его благодарили.
Л Е Ш И Й
От домашних духов мы уходим в мир природы, окружавший наших предков.
Одним из главных был Леший – лесной царь. Его еще называли лесовик, лешак, лесовой. Люди не только пользовались благами, но и постоянно сталкивались с чем-то таинственным и страшным, неведомым и необъяснимым.
Он постоянно менял свой облик: то становился ростом с деревья, среди которых разгуливал, то выше, то ниже травинки и былинки и мог под ними прятаться. Он обладал невероятной силой и мог с корнем вырывать деревья и мостить ими болотистые места. Он устраивал свое жилье в чаше, среди не замерзавших болот.
Внешность лешего подстать его царству. Его представляли черным, косматым, покрытым шерстью, иногда с хвостом. Кровь у него синяя. Одевался он в звериные шкуры. Если пользовался людской одеждой и обувью, то всегда носил ее навыворот: лапти перепутаны, не на ту ногу, кафтан запахивался в обратную сторону. Говорить человечьим языком Леший, по-видимому, не умел, но мастерски хохотал, аукал, свистел и плакал, выл волком и ревел медведем. Он ударял дубинкой по стволам, хлопал в ладоши. Его в прогулках сопровождали совы, вороны, сороки. Ему подчинялся весь звериный мир. Он перегонял зверей из одного места на другое. Если появлялось слишком много волков, говорили, что это проделки Лешего – один леший мог проиграть их другому – и они перемещались с одного места на другое.
Зимой леший залегал в спячку. С досадой, что ему придется надолго оставить лес, он ломал деревья, загонял зверей в норы, сам же проваливался сквозь землю. И всегда он был грубым, буйным.
От настроения Лешего зависели успехи охотников. Они обязаны ему были принести в жертву хлеб, соль, блин. Первую добычу следовало оставить «хозяину»
Тогда он помогал охотиться: загонял зверей в капканы. Пастухи приглашали его пасти скот и охранять от зверей. Но к людям он не был добр. Он любил коварно шутить над ними. Путники, оказавшись в лесу, могли не найти дорогу, словно попадали в невидимый заколдованный круг. Водил их леший до первых петухов, с криком петуха власть его кончалась, и человек легко находил дорогу домой.
Леший мог прикинуться обычным человеком или даже знакомым и ждал, пока его подберут. Но он заморочит возницу и завезет непонятно куда, а сам исчезает.
Если кто- то нарушал законы леса, он заводил их подальше, а сам с диким хохотом убегал. Иногда он похищал девушек и женщин. Оградить себя от лешего можно при помощи магии. Языческие заговоры были вместе с молитвами. А платье должно быть одето наизнанку. Наши предки верили, что если заставишь его принять человеческий облик, то можно склонить на свою сторону.
П А Н
Мы знаем, что у славянского Лешего был свой предшественник в греческой мифологии – бог лесов и охотников и пастухов Пан. Он считался сыном Гермеса и нимфы Дрионы, родился с козлиными ногами, рогами и бородой. Увидев его, мать пришла в ужас. И страх, который она пережила, и сегодня называется «паническим». После этого она убежала, бросив младенца, но Гермес не дал ему погибнуть – подобрал и принес на Олимп.
Боги, увидев его, разразились веселым смехом. Тогда он убежал от них и спрятался в лесу. Он вырос там, в одиночестве и любил эти места больше всего на свете. Он пас скот и играл на свирели. А окружали его сатиры и нимфы. Когда в его леса заглянул Дионис, то он присоединился к веселой компании. Из богов он больше всего любил Аполлона и научил его пророчествовать.
По одной из историй, связанных с Паном, он влюбился в нимфу Питию, но она от страха превратилась в сосну. Он преследовал прекрасную Сирину, но она, спасаясь от него, бросилась в реку и сестры- наяды превратили ее в тростник.
Из такого тростника Пан изготовил себе свирель. И назвал этот музыкальный инструмент в честь погубленной нимфы.
Успех в любви он имел только у нимфы Эхо, она даже родила ему дочь, но не могла с ним разговаривать, потому что Гера в свое время лишила ее речи, она лишь откликалась на слова.
Но однажды Пан вызвал Аполлона на музыкальное соревнование, и золотая лира светоносного бога победила. Один только царь Мидас отдал ему предпочтение, за что был награжден грозным богом ослиными ушами.
К людям Пан относился дружелюбно, особенно любил пастухов. Но плохо становилось тем, кто нарушал его сон, на них пан насылал жуткий, панический страх. Он был способен обратить в бегство даже целую армию.
Его святилище находилось в пещере, на склоне акрополя. Его стали позднее встречать и в римском мире, где называли фавном. Он стал покровителем всей природы и пользовался особенным почетом.
Он умер в античности и возродился во времена Ренессанса, но превратился в украшение парков – гипсовую скульптуру.
ВОДЯНОЙ
Есть у наших предков и хозяин рек, озер, болот и других водоемов. Люди всегда верили в особенную силу воды. Вера в водяного усилилась от чувства страха, который таился в глубоких омутах, воронках, уходящих в пучину, неожиданное исчезновение озер и появление новых. Вполне человеческие признаки в его облике сочетались с необычными.
Это старик с длинной бородой, он голый, весь в тине, подпоясан зеленой травой, черный, обросший мхом с лапами вместо рук, с двумя рогами и хвостом. Он может превратиться в громадного сома или щуку, прикинуться толстым бревном, обернуться козлом или собакой. Обитает на дне водоемов в омутах и под мельницами, где мутит воду. Над его жилищем вода по-особому вертится.
Ночуют они под колесами мельниц. Зимой водяной, как и сама вода спит. Если вода не замерзла, то лед тает от дыхания водяного.
Весной он пробуждается голодный и сердитый, ломает лед, гоняет рыбу. Он охраняет воду от человека и потому часто причиняет ему вред. Он заманивает их в опасные места, нередко топит, переворачивает суда, размывает плотины, распугивает скот. Рыбаки рассказывают, что он специально попадается в сети, разрывает их и выпускает пойманную рыбу.
Пленники исполняют кабальную работу, которые таскают песок, переливают воду. Сокровища из потопленных судов они приносят в свои палаты.
Водяной любит подшутить и шуткой может насмерть испугать человека: прикинуться утопленником, а когда его вытащат, ожить и с громким хохотом нырнуть в воду. Оседлав коня, быка или корову, он загоняет их в болото и губит.
В тихие ночи ему нравится хлопать по воде, и тогда гул от его ударов разносится далеко вокруг.
Все же водяной способен и на добрые дела: спасти пловцов в бурю, подбросить улов. Но мореходы ходили на поклон, носили ему «подарки». Самое надежное средство защиты от него – принести хозяину жертвы. В глубокой древности это были человеческие жертвы. За помощь приходилось платить: «Отдай то, о чем не знаешь сам».
Водяной стал одним из любимых персонажей многих сказок, когда он помогает герою, но в подарок просит отдать ему то, о чем тот еще не знает, и это оказывается рожденный в его отсутствие сын.
В весеннее время им приносили в жертву коня, обычно черного. Его покупали всем миром и откармливали, затем опутывали ноги, надевали на шею жернова, обмазывали медом, украшали красными лентами и в полночь топили в реке.
При постройке мельницы тоже следовало задобрить Водяного. Следовало положить зарок, символически пообещав ему подарок. А сам он рано или поздно заберет подарочек, который принадлежит ему.
Каждый стремился с ним договориться, заручиться его благорасположением. Рыбаки несли часть улова, пчеловоды – меда, мельники бросали хлеб. Прощаясь с ним, они снова одаривали его благодарностью, что он не причинял зла, а даже помогал.