Не принято углубляться в летописи первой половины 13 века, когда русские князья терпели поражение от монголо-татарского нашествия..
В 1237 году под натиском татарским пала Рязань – самое мятежное из всех русских княжеств. Мы привыкли читать о победах юного Александра Невского и даже не задумываемся о том, что в то же самое время, когда он отражал натиск шведов на Неве и немцев на Чудском озере, происходили совсем иные, более печальные события в Киеве, где правил его отец князь Ярослав, и в Рязани. От этих событий наши летописцы и приведут нас к Мамаеву побоищу 1380 года и к окончательному освобождению от рабства в 1480 году, путь в 243 года -невероятный отрезок времени для русской истории. И сохранилась уникальная история из Батыевых времен, когда князь Юрий Рязанский решил остановить Батыя и умолить нечестивца дарами. И послал он к нему навстречу сына своего князя Федора, и молил, чтобы не разорял он Рязани. Солгал ему вероломный хан, когда принял его дары. Он затребовал на ложе его жену. В этом решительно отказал ему князь Федор: «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть станешь», – услышал его слова хан. После этих слов князь Федор был убит, а тело его бросили на растерзание зверей лютых. И много еще было вместе с ним людей убито. Его тайно похоронил один из верных слуг, он же рассказал княгине о том, что случилось. И как записал летописец, в тереме своем в тот момент с младенцем-сыном встречала она его. И вместе с ним бросилась она на землю и разбилась до смерти.
За зарайским городом,
За Рязанью за старою,
Из далеча чиста поля,
Из раздолья широкого
Привезли убитого.
Княгиня, помня о старых традициях, когда жена шагала в костер за убитым мужем, распорядилась собственной судьбой. Язычество по-прежнему оставалось главной верой в сердцах русских людей. И в решительные минуты они обращались к многовековым традициям предков своих, а «случайные» черты христианства не играли никакой особенной роли.
ПЛАЧ ЯРОЛСАВНЫ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Но из грозного 1237 года мы перенесемся в более мирное, хотя и печальное время 1179 года, когда после печального похода своего в плену оказался князь Игорь Святославич Черниговский вместе с братом своим Всеволодом. А в граде его в своем высоком терему оставалась его жена Евфросиния Ярославна – дочь могущественного князя Галицкого Ярослава Владимировича. Именно ее плач по мужу и сыну произносим мы снова и снова. И перевели на современный язык его для нас поэты 19—20 века, и пытаемся понять душу русского человека, какой она была почти 8 столетий назад Из скудных исторических источников мы знаем, что матерью ее была дочь великого князя Юрия Долгорукого княгиня Ольга, и в свое время она осмелилась покинуть своего грозного мужа и вернуться в град своего отца. Сама Ефросинья готовилась стать женой венгерского короля, и какое-то время провела в Венгрии. Но по каким-то неведомым обстоятельствам, скорее всего вопреки воле своего отца, она стала вдруг женой опального и вечного гонимого князя Игоря, еще в детстве лишенного своего Чернигова, и получившего его назад только после того, когда он вернулся из плена. Вся его недлинная жизнь прошла под печальной звездой неудач и горестных поражений. Но в отличие от матери своей, она не оставляла своего мужа и в горькие минуты их жизни, а потом, даже умерла почти в одно время с ним, хотя и вокруг смерти каждого из них остается много тайн, которые мы уже никогда не узнаем. Она не знала о горькой участи младших сыновей, которые отправились в Галич, град деда своего, чтобы занять полагавшийся им, как наследникам, престол, и были зверские убиты свирепыми боярами, с которыми во все времена не было никакого сладу. Но мы возвращаемся к знаменитому произведению, повествующему о печальном Игоревом походе.
Голос княгини долетает и до Киева и до Галича – два главных в ее жизни города:
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу,
И рукав с бобровою опушкой,
Наклоняясь, в Каяле омочу.
Перед нами древняя языческая сказка, где женщина может оборачиваться птицей. А мы знаем, что в роду у Игоря был князь Всеслав, которого так и называли чародеем, и о его превращениях в зверя, рыбу, птицу, писали летописцы. Вот и княгиня говорит о том же.
Князь Игоря не скрывал своей приверженности к языческой верой, и настроил против себя всех своих братьев еще и потому что продолжал хранить языческие храмы и строил новые. Вопреки утвердившемуся на остальных землях христианству, здесь царило язычество. И Ярославна уверенна в том, что только родная природа (и ее вечные боги) могут помочь ее мужу. И она окажется рядом с любимым, в гибель которого не верит.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь.
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклоняясь.
Перед нами былинный богатырь, то ли еще живой, толи уже погибший, но оставшийся могучим и прекрасным. И как королевич Елисей у Пушкина, она отправляется на поиски любимого, чтобы оживить его. Здесь нет еще размышлений о смерти, она готова спасти, разбудить, оживить его.
И княгиня уговаривает ветер (это один из самых могучих языческих богов Стрибог) не мешать русичам, не помогать их лютым врагам.
Но природа настроена злобно по отношению к ним, о чем говорило и затмение, и тревожные крики птиц, потому они и потерпели поражение.
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки, —
Упрекает бога ветров княгиня. И она говорит с ним почти на равных, он должен не только слышать ее, но как-то изменить свое отношение к происходящему.
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты,
Ах, зачем, зачем мое веселье,
В ковылях навек развеял ты?
Как это не похоже на призывы смириться и не роптать против божье воли у христиан. И боги должны были услышать ее призывы и как-то изменить свое отношение к происходящему. Она упрекает и Днепр – водную стихию, и могучего Царя Морского за то, что в свое время он помог Святославу одолеть половцев. Мы знаем, что накануне великий князь одержал победу над ними, что и заставило Игоря бросится туда и тоже доказать свое могущество.
Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
И упрекая Днепр, она просит сохранить ее князя и вернуть его назад живым.
Чтобы жив вернулся он ко мне.
Княгиня укоряет и солнце, которое было в сражении против русского князя:
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан,
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан.
Ярославна явно бунтует против своих богов. И что же происходит на самом деле? Если в христианстве бунт всегда жестоко наказывается, и героиня неизменно оказывается мертва, то солнечные боги древних славян после упреков княгини возвращают ей князя Игоря. И во время его побега из половецкого плена начинают служить ему.
А на плач княгини природа отвечает своей грозной силой:
И возроптало море сквозь туман,
Вихрь помчался к северу родному.
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Без помощи и поддержки и властелин слаб и беззащитен, во все времена об этом не забывали русичи. И подобно древнему новгородскому князю Волхву он может обратиться и в животное – горностая-белку, и в рыбу, чтобы переплыть реку, и в птицу, чтобы добраться поскорее до родного дома. Перед глазами оживает толи древняя сказка, или язычество вечное и несокрушимое снова доказывает нам свою власть над миром и людьми. И в тот момент князь Игорь вспоминает, что река может стать и враждебной силой. Так утонул юный князь Ростислав, когда переправлялся с воинами своими:
И закрыла Днепр от Ростислава,
И погиб в пучине Ростислав.
Младший брат Владимира Мономаха в 1093 году во время битвы русских с половцами утонул, и Владимир не смог его спасти. О плаче его матери над погибшем сыном есть свидетельство в летописи:
Плачет мать над темною рекою,
Ищет сына-юношу во мгле,
И цветы поникли и с тоскою,
Приклонилось дерево к земле.
Так и перекликается Плач Ярославны с более ранним произведением – плачем безнадежным, полным отчаяния, остается только сожалеть о том, что мы так плохо знаем свою литературу. Именно он замыкает круг и соединяется с горестью княгини Евпраксии, когда погибшего любимого мужа вернуть больше невозможно. И так же как и до возвращения князя Игоря, и на этот раз:
Мрак стоит над русскою землею,
Горько ей без Игоря одной,
Но восходит солнце в небеси
Игорь-князь явился на Руси.
Князь Федор вернулся на Русь в гробу, потому не на что больше не надеясь и шагнула его жена как в старые древние времена во след за ним в пропасть. Но о чем же свидетельствует и плач матери над утонувшим Ростиславом, и плач Ярославны, и поступок княгини рязанской? Язычество оставалось неодолимой силой в умах и душах людей и через несколько столетий после принятия христианства жила языческая вера. И в трудные минуты они всегда обращались к богам своих предков. Невозможно за одно или несколько столетий истребить из душ людей то, что было в них тысячелетия. Древне русская литературы хранит еще одну тайну. Можно переписать летописи и учебники истории, с литературой такое сделать труднее, истина там сохраняется в первозданном виде, если это настоящая литература