Н. ЯЗЫКОВ «ОЛЕГ» В КОНТЕКСТЕ «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С.ПУШКИНА
Мы с детства слышали и знаем «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. И потом заглядывали в толстые исторические труды, чтобы узнать историю этого удивительного князя. Он правил сразу после Рюрика, пока князь Игорь, его племянник, был еще мал, и много славных дел совершил, вплоть до того, что покорил Царьград и прибил свой щит к его вратам. Потому еще интереснее будет взглянуть на другую балладу, посвященную жизни и судьбе князя Олега Вещего. Она была написана прекрасным поэтом 19 века, другом А.С.Пушкина, поэтом Н. Языковым. Они считались равными по дарованию, но так уж повелось, что поэт у нас во все времена был только один, остальные оставалось в тени его дарования.
Но если в основе баллады Пушкина стоит противостояние Олега и волхва – власти земной и небесной, где героическому князю приходится все-таки отступить и погибнуть. Перехитрить небеса он не может, то на этот раз поэт переносит нас прямо на тризну Олегову. Он начинает свое повествование как раз с того места, где остановился А.С.Пушкин, и старается дорисовать ту картину.
Князь Игорь и Ольга на бреге сидят,
Дружина пирует у брега.
Ему не интересно, то, что будет происходить после смерти Олега, а на этот раз мы еще задержимся на славной княжеской тризне, и посмотрим, как она проходила:
Но люди выходят из Киевских врат:
Князь Игорь, его воеводы,
Дружина, свои и чужие народы,
На берег днепровский в долину спешат.
Все они останавливаются около Олегова кургана, где совсем недавно и был он похоронен:
Где князь бездыханный в доспехах златых,
Лежал средь зеленого луга.
И около ног его оставался конь белый, который должен был своей кровью обагрить труп мертвого князя, и похоронят его вместе с ним, считая, что и на том свете ему необходим будет боевой конь. Князь Игорь начинает тризну, и ковш с медом обходит всех по кругу. А после этого дружинники у кургана устраивают состязания, чтобы показать свою доблесть и отвагу и почтить память могучего князя. Все собравшиеся видят, насколько несокрушима мощь Олеговой дружины:
Сверкают их очи, десницы высокой
И ловок и меток размах,
Увертливы станом, и грудью широки,
И тверды бойцы на ногах.
Если у Пушкина в центре повествования образ самого Олега, то здесь он уже в прошлом мы шагнули в иное время. Но должное внимание уделяется тем дружинникам, которые вместе с князем своими мечами добывали победу, и на тризне отдавали последние почести своему властелину, а после демонстрации силы и отваги, появлялся по ритуалу гусляр, который и должен был рассказать о славных делах русского князя:
Он стал среди схода – молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася
После этого мы и узнаем о делах, походах и подвигах Олега:
Он пел, как премудр и как мужествен был,
Правитель полночной державы,
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы
Он рассказывает о дальних походах, до града царя Константина, то же о чем напоминал волхв князю у Пушкина, здесь рассказывает певец:
Победами славится имя твое,
Твой щит на вратах Цареграда
Но если волхв скорее ироничен и ощущает с самого начала своего превосходство над властелином, то Баян поет ему славу:
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани.
Но перед нами больше нет живого князя, уязвимого человека, потому все, что звучит о нем, произносится торжественно.
И завершается тризна, даже для князя Игоря, который поднял меч, выпавший из рук Олега, это уже прошлое, а не настоящее.
Из истории нам, как и поэту, известно дальнейшее, ни в чем сын Рюрика не догонит славного своего дядю, и те же древляне, с которыми расправился князь Олег, подло убьют его и придумают самую жестокую в мире смерть для этого князя.
Наши предки жили по замечательным законам, они были свободны, могущественны и горды. И только в 19 веке поэты смогли вглядеться в седую старину и вдохнуть жизнь в мир, который мы навсегда потеряли.
Литература и предназначена для того, чтобы удержать в на
шей памяти и показать самые яркие страницы нашей славной истории и судьбы героев древней Руси.