Часть I Разработка маркетинговой стратегии

Глава 1 Новый маркетинговый комплекс

В главе рассматриваются:

• преимущества маркетингового комплекса («маркетинг-микс»)

• новый маркетинг-микс

• процесс маркетингового микса

• поэлементные способы нахождения компромисса

Определение «маркетингового комплекса» («маркетинг-микса»)

Маркетинговый комплекс, или маркетинг-микс – основа для разработки стратегии, планирования и реализации маркетинговой деятельности. Первоначально маркетинг-микс определялся как сочетание подходящего продукта (или комбинации продуктов) в нужном месте, в нужное время и по правильной цене, что иногда называлось теорией 4P[3]. Впоследствии некоторые из оригинальных работ 4P стали более клиентоориентированными.

Цель маркетингового сочетания состоит в том, чтобы охватить все ключевые переменные, которые необходимо учитывать в маркетинговой стратегии, планировании и реализации, и достичь их оптимального баланса. Но у всех недавних маркетинговых подходов главная цель маркетинг-микса заключалась в удовлетворении потребностей целевых клиентов. При определении маркетинг-микса возникает множество проблем ввиду необходимости учета действующих рыночных сил, изменений в бизнес-среде и потребностях клиентов.

Актуальность маркетинг-микса в настоящее время

Маркетинг-микс предоставляет маркетологам многочисленные преимущества, в частности, при кадровой работе для оценки распределения ресурсов внутри команды. Например, в тех случаях, когда отдел должен уделять больше внимания социальным сетям или цифровому маркетингу, руководителю подразделения может потребоваться рассмотреть вопрос о выделении большего объема ресурсов.

Кроме того, маркетинг-микс выполняет функцию некоего «контрольного списка» как при разработке стратегии, так и при планировании, реализации или обзоре деятельности. Он регулирует командные обязанности, поскольку у каждого элемента «микса» могут быть ответственные лица (одно или несколько) – одни отвечают за маркетинг канала продвижения, другие за ценообразование, третьи за маркетинговые решения и т. д. Маркетинг-микс также обеспечивает и лучшую внутреннюю связь при определении контактных точек продаж (Sales Point Of Contacts, SPOCs). В свою очередь, это создает более четкое общение внутри компании, уменьшает путаницу или конфликты между отделами продаж и отделами маркетинга.

МАРКЕТИНГ-МИКС ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МАРКЕТОЛОГАМ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, В ЧАСТНОСТИ, ПРИ КАДРОВОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ВНУТРИ КОМАНДЫ

Отход от концепции 4Р

Первоначальный маркетинг-микс был связан с четырьмя главными ценностями «Р»: с ценой (Price), с продуктом (Product), с продвижением (Promotion) и с местом (Place). При этом подходе предполагалось, что между маркетингами B2B и B2C, то есть между маркетингом, требующим сложных решений, и маркетингом, поддерживающим простой процесс продаж, нет слишком большой разницы.

После 1980-х годов стало ощущаться, что первоначальные 4Р-компоненты слишком сосредоточены на бизнесе, а не на покупателях, и, следовательно, весь указанный набор переменных маркетинг-микса нуждается в адаптации с целью повышения клиентоориентированности. В этих условиях 4Р были адаптированы следующим образом:

Продукт. В первоначальной концепции речь шла только о материальных товарах или нематериальных услугах, в которых нуждался клиент. Большинство продуктов, в соответствии с 4Р, считались предметом жизненного цикла – от запуска до конца жизни. Измененный подход стал фокусироваться на клиентских решениях.

Место. Изначально под местом понималась точка, где продукт был найден, и связанный с ним канал распространения. В адаптированном варианте, помимо канала, стали учитываться его доступность и удобство клиента получать продукт или услугу.

Цена. В адаптированной концепции произошло смещение акцента с суммы, которую клиент платит за продукт, на стоимость. В новых условиях стоимость стала новым определяющим фактором ценообразования, при котором маркетологи помогают предприятиям правильно оценивать товары или услуги в соответствии с потребностями или покупательскими возможностями.

Продвижение. В старых условиях продвижение рассматривалось как некий комплекс различных средств односторонней коммуникации. Адаптированная концепция продвижения рассматривает новые коммуникативные каналы как элементы, которые позволяют клиентам получать двустороннюю связь с компаниями, производящими продукты или услуги.


С 2000 года наблюдается более широкий переход к интернету, как к каналу покупки, что дает клиентам большую простоту в приобретении. Возможность доступа к данным через более мощные мобильные устройства означает, что покупатели и бизнес-клиенты могут использовать различные типы контента. Расширение контентного спектра при потребительском использовании предъявило более высокие требования к бизнесу с точки зрения согласования продаж и контентного маркетинга. Кроме того, социальные платформы обрели большую гибкость, позволяющую работать в режиме реального времени и обеспечивающую быстрое и лучшее взаимодействие с большим количеством людей, чем пять лет назад.

Новый маркетинг-микс В2В

Влияние перечисленных изменений привело к новому маркетинг-миксу В2В (см. схему 1.1.) и концепции 5С[4], помогающей маркетологам справиться с новой ситуацией в интернете:


Каналы связи

С 1990-х годов каналы связи изменились, отражая более высокий уровень цифровой коммуникации. Они продолжили эволюционировать, в результате чего появились социальные сети, цифровой PR и вебинары.


Контент

Приобрел большую важность контент, привязанный к каналам связи. В настоящее время маркетологи B2B имеют дело с более разнообразными и богатыми форматами контента и с большим его количеством в целом. Кроме того, и у самих компаний расширились возможности для создания контента.


Маркетинг клиентских решений

Эволюция маркетинга решений потребителя произошла из-за потери значимых различий в области информационных технологий и телекоммуникаций (коммодитизации), а также и самих клиентов, ожидающих нечто большего, чем просто продукт. Эта тенденция повлияла на увеличение комплексности реальных решений, то есть в них стали рассматриваться все аспекты приобретения «от начала до конца». Новые инструменты оценки общественного мнения и цифрового мониторинга позволили компаниям отслеживать и прислушиваться к заказчикам, предлагать более актуальные и целенаправленные решения.


Каналы рыночного продвижения

Перемены в этой области произошли в связи с возросшей комплексностью цифровых каналов. Некоторые компании будут предлагать клиентам несколько опциональных вариантов приобретения продуктов, исходя из потенциального опыта работы. Кроме того, компании могут сталкиваться с проблемой управления омниканальным[5] подходом, возникшим вследствие возросшей прозрачности и требованиями большей согласованности между канальными предложениями.


Сообщества

Под сообществами подразумеваются группы или группировки людей, в основном ориентированные на общие интересы или темы. В появлении этих сообществ и укреплении их автономности большую роль сыграли социальные сети. Ввиду влияния сообществ на бизнес стало важным, чтобы маркетологи воспринимали их в существующих рамках, независимо от причин, по которым произошло объединение – на ассоциациях, по автономности, членству или участии в социальных форумах.


Схема 1.1. Новый маркетинг-микс (обновленный)


Необходимость удовлетворения потребностей бизнес-клиентов предприятиями и маркетологами, используя комбинированные партнерские подходы – через альянсы, канальное или маркетинговое партнерство – сделала совместный маркетинг еще более важным.


Как определить маркетинг-микс

Для того чтобы удовлетворить потребности и желания клиента и создать максимальный эффект от своей деятельности, маркетологам необходимо определить оптимальное сочетание различных маркетинговых элементов «C». С учетом постоянной изменяемости потребностей и факторов бизнес-среды – это не всегда легкая задача. По словам Филипа Котлера, «маркетинг-микс представляет собой настройку маркетинговых решений фирмы в определенный момент времени».

СОВЕТ: КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАРКЕТИНГ-МИКСА

1. Идентификация целевого клиента: это первый шаг. Чем более подробно его описание, тем лучше план и качество элементов маркетинг-микса.

2. Анализ нужд и требований: после идентификации целевого клиента необходимо провести анализ его потребностей. Для этого можно использовать внутренние ресурсы и знания, например, обратную связь с покупателями, планы продаж, входные данные или форумы, на которых можно напрямую собирать информацию о клиентах. Кроме того, маркетологи должны проанализировать покупательские способности, мотивы, ключевые, текущие и будущие потребности, связанные с бизнес-предложениями.

3. Следующим шагом после завершения исследования клиентов является рассмотрение предложений продуктов и решений, согласованных с клиентскими потребностями.

4. Следующий этап заключается в определении канала клиентских предложений. Для некоторых покупателей может потребоваться использование альтернативных маршрутов (например, по телефону или электронной почте).

5. Пятый шаг посвящен выбору канала связи и форматов контента в соответствии с выводами, сделанными ранее.

6. Далее следует согласование сообществ, а также коррекция стоимости и структуры цены. Например, разница между ценой и стоимостью может изменяться в зависимости от используемого канала.

7. Перед завершением определения маркетинг-микса все элементы снова проверяются в свете ограничений или параметров, определяемых отделами продаж или маркетинга. Например, рыночный маршрут может потребовать корректировки через стратегические бизнес-планы; цена, политика ценообразования и затраты могут нуждаться в рыночном тестировании; использование того или иного канала связи и контент могут быть ограничены маркетинговым бюджетом и т. п.

8. Внедрение: на этом этапе маркетинг-микс получает практическое воплощение и регулярно пересматривается для оценки необходимости его корректировки.

В самом общем случае, все перечисленные параметры могут иметь ограничения по бюджету, объемам продаж, а также должны учитывать стадии развития бизнеса и канала.

Маркетинг-микс и компромиссы

При определении маркетинг-микса самой трудной задачей для маркетологов является учет компромиссов. Например, принятие маркетингового решения о снижении цены, скорее всего, повлечет за собой уменьшение рекламного бюджета; если маркетинг решит осуществить переход на многоуровневый маршрут рыночного продвижения, то и бюджет должен быть в состоянии поддерживать этот подход.


Решение компромиссов

Искать компромиссное решение следует, ориентируясь на целевой потребительский сегмент.

В маркетинге первый шаг решения этой задачи заключается в анализе текущих и будущих клиентских потребностей (см. схему 1.2). После этого определяется оптимальный маршрут для осуществления поставки в зависимости от стоимости и цены, которую клиент готов заплатить, или от действующих рыночных сил. На основании этих знаний выстраивается контент и его формы, приведенные в соответствие с комплексом используемых коммуникаций. Например, при более сложном выборе того или иного решения частью маркетинг-микса может стать вебинар, слайд-шоу или личное общение «лицом к лицу». Если клиент является крупным предприятием, компромиссы могут заключаться в выборе между более богатым и адаптированным контентом для привлечения конкретных целевых заинтересованных сторон или несколькими форматами менее богатого контента, который поддерживает корпоративного посредника и привлекает одного и того же клиента от имени поставщиков.

Выбор каналов связи будет зависеть от имеющегося маркетингового бюджета, числа посредников, рассматривающих участие в бизнесе, и пропускной способности для предоставления и продвижения продукта – прямо или косвенно. Если стратегия заключается в том, чтобы охватить и повлиять на исполнительных лиц со стороны клиента, принимающих решения через социальные сети, компромисс между контентом и каналами может заключаться в переопределении самого контента для социальных платформ, а не в рекламе через другие цифровые каналы (пусть даже и автономные). Такие компромиссные решения могут быть сопоставлены с параметрами, а их взаимозависимости могут быть представлены графически так, как показано в таблице 1.1.


Схема 1.2. Процесс маркетинг-микса


Существуют и другие внешние факторы, влияющие на принятие маркетинговых решений. К ним могут относиться:

• Смена покупательского поведения, при котором клиенты могут покупать через канал, а не напрямую. В этом случае покупатели в большей степени обращают внимание на рекламу в социальных сетях, а не по телевидению, что накладывает определенное влияние на сами медийные механизмы.

• Появление технологий, полностью меняющих правила игры, например, смещение клиентов от бронирования рейса через операторов до покупки билета непосредственно у авиакомпании через интернет.

• Торговое поведение, при котором клиенты могут извлечь выгоду в связи с более легкими закупками за рубежом.

Таблица 1.1. Маркетинг-микс / обзор компромиссов

• Объединение конкурентов, при котором консолидация поставщиков приводит к захвату большей доли рынка по отношению к остальным продавцам, что дает определенные преимущества.

• Компания, покидающая рынок, предоставляет возможность остальным компаниям путем агрессивного приобретения брать клиентов, оставшихся без ушедшего поставщика.

• Правительственное законодательство, например, установление предельного уровня цен или ограничение демпинга влияет на подход компании к установлению цен.


Таблица 1.1. Маркетинг-микс / обзор компромиссов

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Рассмотрите свой последний маркетинговый план для нового маркетинг-микса, учитывающего 5С. Где вы видите возможности совместных партнерств или использование в своих интересах потребительских сообществ? Выберите один маркетинговый элемент микса и взгляните на принятие решения с точки зрения его зависимости от других элементов.

Ссылки

1. Chand, S (2016) Marketing-mix: definition, nature and determining the marketing-mix, available at: http://www.yourarticleli-brary.com/marketing/marketing-management/marketing-mix-defi-nition-nature-and-determining-the-marketing-mix/27951 (доступ 10 февраля 2017).

Глава 2 Маркетинговая стратегия В2В и планирование

В главе рассматриваются:

• маркетинговая стратегия В2В и планирование

• процесс планирования маркетинга

• ключевые аспекты рыночных аудитов

• принципы формулировки маркетинговой стратегии

• принципы разработки эффективных стратегий B2B

Введение

Маркетинговый план описывает маркетинговую деятельность компании на предстоящий период деятельности: на квартал, на год или больший срок. В нем описывается бизнес-деятельность, связанная с достижением определенных маркетинговых целей в течение определенного периода. Как правило, маркетинговые планы используются отделами маркетинга с целью анализа ключевых элементов. Другие отделы – финансовые и продаж – просматривают маркетинговые планы для лучшего понимания того, что маркетинг предоставляет бизнесу.

Процесс планирования включает два основных направления деятельности: первое, маркетинговые исследования – для понимания рыночных процессов, конкуренции, окружающей бизнес-среды и клиентов, и второе – планирование маркетинг-микса. В этой главе мы рассмотрим маркетинговое планирование в контексте B2B, которое претерпело много новых влияний. Это означает, что некоторые из наиболее традиционных моделей планирования маркетинга нуждаются в адаптации к произошедшим изменениям.

Традиционный и новый процессы планирования В2В – маркетинга

Процесс маркетингового планирования, как правило, проходит в несколько этапов, начиная от постановки целей до установления самой стратегии, определяющей реализацию мероприятий по достижению стратегических целей, а также контроля и анализа того, как произошло маркетинговое воздействие. На схеме 2.1 показаны основные шаги планирования и отображены некоторые изменения, произошедшие за последние 10–15 лет в маркетинге В2В.


Схема 2.1. Традиционное и новое планирование маркетинга В2В


Постановка цели

На этом этапе уточняются цели, согласованные с общей миссией и деловыми целями бизнеса. Маркетинговый отдел, как и другие подразделения компании, должен понимать их, оценивать и поддерживать. Для достижения целей в XXI веке необходимо обеспечивать большую гибкость, обусловленную быстрыми изменениями в технологиях ведения бизнеса, поведении клиентов, социальном маркетинговом потенциале и цифровых технологиях.


Аудит – ситуационный анализ

Следующим основным этапом планирования является ситуационный анализ, на котором проводится рыночный аудит. Маркетинговый аудит помогает маркетологам анализировать маркетинговые стратегии, текущую деятельность, цели и способы маркетинга, а также выявлять противоречия, возникающие между стратегией и бизнес-показателями.

Новые моменты, которые должны учитывать маркетологи В2В, заключаются в ситуационном анализе бизнес-клиентов с точки зрения их потребностей, поведения, процесса покупки и других связанных с ними аспектов. В связи с переменами в потребительских требованиях существующие маркетинговые предложения могут быстро устаревать. Кроме того, аудит должен предусматривать общую технологическую картину, увязанную с конкретным типом бизнеса и маркетинга.


Маркетинговая стратегия

Следующий основной этап планирования заключается в разработке маркетинговой стратегии, которая включает в себя разработку целей на основе результатов SWOT-анализа[6].

ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТ ДОСТИЧЬ БИЗНЕС В ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД, И ОБЫЧНО ВЫТЕКАЮТ ИЗ SMART-ПОДХОДА

На этом шаге определяются недостатки и угрозы, с которыми придется столкнуться бизнесу, а также дополнительные возможности на основании использования существующих сильных сторон. Цели маркетинга должны отражать то, что хочет достичь бизнес в предстоящий период, и обычно вытекают из SMART-подхода[7][8]. После идентификации возможностей и задач следует очередной шаг – разработка маркетинговых целей, которые указывают конечное состояние, которого следует достигнуть.


Планирование маркетинга

После формулировки стратегии следующий шаг определяет новый маркетинг-микс. Этот план должен включать в себя полное описание цели, сроков и целевую клиентскую аудиторию.


Реализация и оценка

На этом этапе выделяются ресурсы, а также оценивается результативность осуществленных действий. Маркетинговый бюджет определяется и пересматривается на основе полученных результатов, то есть окупаемости инвестиций ROI2. Маркетинговая команда реализует план, запуская различные программы и кампании, затрачивая бюджет на различные виды деятельности. Во время этой фазы проводится оценка, которую можно рассматривать как неофициальный обзор.

Новые цифровые технологии, а также изменения, происходящие в бизнес-клиентах, использующих большее количество цифровых приложений, означают, что маркетологи могут более легко отслеживать и контролировать поведение потребителей. Цифровые приложения, такие как, например, автоматизация маркетинга и CRM, поддерживают отделы маркетинга в реализации и мониторинге деятельности, а также в отслеживании расходов.

Аудит В2В-маркетинга

Комплексный маркетинговый аудит включает в себя следующие элементы.


SWOT-анализ

SWOT-анализ (сильные/слабые стороны/возможности/ угрозы) должен ответить на ключевые вопросы, заключающиеся в том, какие сильные стороны (по мнению клиентов) имеет ваш бизнес и как их можно улучшить, какие слабые стороны следует усиливать и какие есть для этого возможности. Проведение такого анализа помогает понять, как работает бизнес с точки зрения потребителя.

СОВЕТ: ИСПОЛЬЗУЙТЕ SWOT ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ

SWOT-анализ и рассматриваемые им вопросы могут стать хорошим инструментом в выстраивании лучших отношений с клиентами: бизнесу важно решать свои задачи с точки зрения удовлетворенности клиента. Необходимо понимать возможности и потенциальные угрозы, чтобы компании могли справляться с проблемами и использовать имеющиеся средства.

Анализ конкурентов

В этой части аудита конкуренты также проверяются с помощью SWOT. В результате этого анализа могут быть предприняты как оборонительные, так и наступательные меры. SWOT должен включать в себя и стратегический, и тактический компоненты, поскольку это поможет вашему бизнесу применять краткосрочную тактику с учетом долгосрочной деятельности. Цель анализа конкурентов заключается в том, чтобы определить их сильные и слабые стороны, использовать это в своей деятельности, предсказать те потенциальные возможности, из которых конкуренты могут извлечь выгоду, и предотвратить это с помощью наступательной и оборонительной тактики. Оборонительная тактика может быть выражена в краткосрочном снижении цен или другими методами, влияющими на текущую эффективность бизнеса. Наступательные подходы, как правило, носят долгосрочный и стратегический характер.


Обзор факторов внешнего рынка

Безусловно, анализ конкурентов является частью внешнего аудита, но существуют и некоторые другие факторы, включенные в так называемую модель PESTEL[9], учитывающую политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые аспекты. Например, политические факторы, такие как выборы, могут повлиять на деловую уверенность. Новые технологии, поступающие на рынок, могут привести к спаду в закупках текущих: стабильность бизнеса является ключевым фактором, и в условиях работы с более старыми технологиями, пусть даже считающимися стабильными и надежными, обновленные можно рассматривать как более привлекательную покупку. Экономические факторы, например, рецессия, могут повлиять на бизнес в целом. С правовой точки зрения, новое законодательство, например, законы об использовании cookie-файлов или о хранении контактных данных и конфиденциальности, также могут повлиять на отношение бизнес-рынка к потребителям.


Исследование клиентов

В ходе этой части аудита бизнес прямо или косвенно изучает потребности клиентов и критерии их удовлетворения. Это исследование рассматривает, почему, когда и как часто происходит покупка, почему интерес вызывают определенные продукты. При выявлении потребностей клиентов разумно учитывать запросы как уже существующих, так и будущих потенциальных покупателей. Зачастую исследование клиентов заключается в сосредоточении внимания на сегодняшних клиентах и их потребностях, а потенциальные клиенты при этом не рассматриваются. Включение лидов в исследование поможет предприятиям позиционировать себя на будущее.


Схема 2.2. Разработка маркетинговой стратегии


Внутренний маркетинговый обзор

При проведении этого обзора анализируются текущий маркетинговый план, мероприятия и результаты деятельности. В контексте маркетинга B2B это может осуществляться с помощью численной оценки онлайн-кликов, их влияния на совершение сделок или с помощью маркетинга отношений, рассматривающего то, как потенциальные клиенты или их исходящие действия преобразуются в возможности, воронку продаж[10] и доходность. «Подсегментирование» деятельности в соответствии с маркетинговым источником может помочь маркетингу оценить эффективность на тактическом уровне, а также поддержать маркетинг и устранить пробелы в эффективности.

Разработка маркетинговой стратегии

Разработка маркетинговой стратегии начинается с анализа конкурентных преимуществ и их дифференциации (см. схему 2.2).

Конкурентные преимущества можно определить путем проведения SWOT-анализа и анализа конкурентов. Дифференциаторы можно определить через дифференцирующий обзор, проведя анализ пробелов основных конкурентов. В традиционном подходе организации в сфере B2B дифференцировали себя через новые технологии, новые предложения продукта, лучшую стоимость или цену, а также по географическому присутствию. С ростом глобализации и коммерциализации продуктов и технологий дифференциация в настоящее время, как правило, возникает на базе цифровых приложений, организационной репутации и возможностей омниканальных покупок.

Уже было много написано о конкурентных преимуществах и уникальности предложений с точки зрения цены, поэтому маркетологам B2B следует задумываться о соответствующей дифференциации. Речь идет не только о том, чтобы иметь уникальное преимущество перед конкурентами, но и чтобы соответствовать потребностям клиентов.


Таблица 2.1. Соответствующие источники дифференциации

Внутри маркетинговой воронки и за ее пределами

Маркетинговые воронки широко использовались маркетологами в потребительских и В2В-средах, являясь эффективными инструментами при планировании, реализации и анализе. Это использование может вводить в заблуждение, поскольку предполагает линейное представление о поведении клиентов с точки зрения маркетинга. Предполагается, что бизнес начинается с большого целевого набора клиентов, число которых неуклонно сокращается до реальных потребителей.

Хотя воронки и могут быть полезны как способы отслеживания медийной активности и деятельности потенциальных клиентов, маркетологи должны учитывать, что поведение потребителей носит менее линейный характер, а процесс принятия решений более органичен и восприимчив к множеству других стимулов, исходящих от рынка и других клиентов. Кроме того, клиенты, как правило, следуют по циклическому пути принятия решений о покупках (см. схему 2.3).


Схема 2.3. От воронки к циклу


Применение клиентского цикла

По сути, маркетинговая воронка помогает маркетологам планировать путь от одного конечного клиента к другому. При планировании маркетологам по-прежнему необходимо учитывать, что те, кто осознает (или будут осознавать) свои потребности, являются более многочисленной группой по сравнению с теми, кто изучает варианты покупок. Новые подходы и технологии маркетинга расширяют возможности привлечения потенциальных клиентов через свое многообразие. Компании стали обладать большим потенциалом идентификации клиентов и их привлечения за счет более активного взаимодействия и связи на пути к совершению покупки.

Кроме того, новые подходы XXI века предполагают способность компаний оказывать косвенное воздействие на клиентов через влиятельных лиц, партнеров или других сторон. Сотрудничество с этими третьими лицами при выявлении и привлечении клиентов является требованием, а не рекомендацией.

Маркетинговые стратегии В2В

Маркетинговая стратегия в основном связана с завоеванием и поддержанием конкурентного преимущества, оказанием поддержки и способствованием росту бизнеса. Стратегия должна предусматривать краткосрочную и долгосрочную деятельность. Большинство существующих успешных стратегий маркетинга B2B разрабатываются в областях, рассматриваемых в этой книге (см. схему 2.4):

1. Клиентоориентированные стратегии, направленные на потребителя и сосредоточенные на жизненном цикле клиента (CLC), на сегментной целевой нише (например, C-suite) или на реальных решениях, удовлетворяющие потребности клиентов.

В настоящее время в В2В мощное развитие получил Influencer маркетинг, являющийся эффективным способом овладевать умами потребителей, охватывать новую аудиторию. Другие возможности маркетинга заключаются в переориентации бизнеса и маркетинговых инвестиций по всему циклу клиента, что означает адаптацию данного контента, обмена сообщениями и бюджета к конкретным вертикальным рынкам.

2. Преобразования посредством электронного и контентного маркетинга, представляющие собой способы создания нового цифрового маркетинг-микса или привлекательного контента. Некоторые успешные стратегии включали в себя капитализацию социальных и усиливающих платформ для поддержки управления взаимоотношениями с клиентами и расширения программ создания брендов. В В2В чаще всего встречаются бренды, которые призваны переориентировать или изменить восприятие клиентов. В тех случаях, когда восприятие бизнеса отличается от реальности или желаемого взгляда на бренд, компании увеличивают инвестиции в общение и брендинг, что приводит к изменению клиентского восприятия.

3. Сотрудничество с партнерами по каналам. Некоторые бренды B2B находят свой успех через переопределение отношений с существующими канальными партнерами или создание новых. Примером здесь может служить работа с независимыми поставщиками программного обеспечения, которые имеют опыт работы в вертикальном рыночном сегменте и его потребителями.

4. Улучшение реализации маркетинга. Четвертая область стратегий маркетинга B2B связана с улучшением его реализации. Это может происходить множеством способов: путем повышения эффективности лидогенерации и стимулирования потенциальных клиентов, большей целенаправленностью бюджетов и ресурсов при маркетинге ключевых клиентов (ABM), увеличением числа продаж, благодаря эффективному согласованию или путем улучшения самого событийного маркетинга.


Схема 2.4. Маркетинговые стратегии В2В


5. Сотрудничество с партнерами. Во всех вышеперечисленных областях маркетинговое партнерство может служить для дальнейшего укрепления стратегии и повышения вероятности достижения стратегических целей. Примером может служить сотрудничество с какой-либо промышленной ассоциацией и ее маркетинговыми ресурсами для роста сегмента конкретного промышленного бизнеса.

ПРИМЕР CSR И СТРАТЕГИЯ БИЗНЕС-МАРКЕТИНГА

Для компаний все более важными становятся социальные проявления, поэтому значение политики корпоративной социальной ответственности постоянно возрастает. CSR – это способ подключения к клиентам на эмоциональном уровне, оказания помощи обслуживания сообществ и демонстрация ответственности за сохранность окружающей среды. Этот подход создает некий «эффект детонации», позволяющий компаниям отличать себя от других. Предприятия B2B могут поддерживать инициативы CSR через, например, проявление заботы об экологии или разработку социальных программ для своих сотрудников. В некоторых случаях с помощью CSR решалась проблема инвестиций: общественные организации рассматривали покупку у компаний с инициативами CSR как плюс, поскольку они косвенно поддерживали эти компании в социальных инициативах.

Например, компания W.W.Grainger является дистрибьютором продуктов B2B, используемых для обслуживания, ремонта или эксплуатации объектов. Многие предприятия и учреждения во всем мире полагаются на W.W.Grainger, как на поставщика насосов, моторов, ручных инструментов, средств для уборки, крепежных деталей и многих других товаров. Но при этом компания уделяет особое внимание ответственности CSR в четырех основных областях: сотрудники, оперативная ответственность, защита окружающей среды и обслуживание сообществ.

Загрузка...