3. Понятие, предмет и метод административного права (отношения административно-правового регулирования)

Административное право – это имеющая системный характер совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления вышеуказанной власти.

1. Предметом административного права являются те общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.

Предмет административного права включает три группы отношений:

☑ организационные отношения управления в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления);

☑ внутриорганизационные отношения во всех элементах системы публичного управления (сферах государственной деятельности);

☑ контрольно-организационные отношения общегосударственного характера.

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере исполнительной власти, можно представить как совокупность правовых средств или различных способов, применяемых в ходе правового регулирования вышеназванных отношений.


2. К административно-правовым методам регулирования можно отнести следующие методы:

• метод «власть – подчинение»: административно-правовые отношения в рамках этого метода строятся на подчинении одного участника другому. На всех ступенях этих отношений осуществляется императивное регулирование – регулирование сверху донизу на властно-императивных началах; законодательная энергия поступает на данный сегмент правовой действительности только сверху – от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, т. е. прямого подчинения;

• метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, осуществляют совместные действия в форме, например, административного договора. Это можно охарактеризовать и как диспозитивное регулирование, при котором правовое регулирование определяется также снизу. На ход и процесс такого регулирования влияет активность участников регулируемых общественных отношений; их правоохранные действия здесь являются индивидуальным, автономным источником законодательной энергии, и в соответствии с этим положение субъектов характеризуется отношениями координации;

• метод согласования – с его помощью регулируются отношения между участниками, не состоящими между собой в подчинении; в качестве примера можно привести взаимоотношения областной администрации и органа местного самоуправления по вопросам работы различных предприятий и учреждений, городского транспорта и пр.;

• метод рекомендаций – рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником административно-правового управления. В условиях рынка и осуществляющегося в современной действительности перехода к многообразию форм собственности, а также расширения прав предприятий и учреждений сфера применения таких рекомендаций становится все обширнее.

Загрузка...