Роскошь как таковая, считал Дидро, ни хороша, ни плоха. Однако между гражданами одной страны есть немыслимое имущественное неравенство. В центре государства изобилие, вокруг – глубокая нищета. В этом случае влияние роскоши негативно.
Золото становится кумиром нации, богатство – добродетелью, а бедность – пороком. Богатые выставляют богатство напоказ. Бедные скрывают бедность. Роскошь ведет к соперничеству людей во всех социальных классах.
В каждом сословии портятся нравы. Богатых губит богатство. Высшие сословия – испорченность. Низшие – проституция и нечестность. И всем свойственна неразборчивость в средствах и желание иметь то, чего у них нет.
Дидро считал, что гонка за роскошью ведет к вырождению искусства, культуры и науки. Ученые более озабочены не исследованиями, а тем, как выгоднее продать свои труды. Художники торгуют копиями и нелепыми композициями. Купцы больше внимания уделяют своим поварам и кучерам с лошадьми, чем воспитанию собственных детей.