Ассоциации и позиционирование, репутация писателя
В самом начале, когда вы решили заняться литературным брендингом, сядьте и хорошенько подумайте: чего вы хотите от жизни – узнаваемости, мировой славы, миллионных тиражей, денег? Или вы, может быть, хотите быть известным в узком кругу друзей в вашем городе? Задайте свои приоритеты. Решив, куда вам идти, начинайте двигаться в этом направлении, не сворачивая и не тратя понапрасну силы, время и деньги на другое, не отвлекаясь на второстепенное.
Что же такое литературный бренд, из чего он состоит?
Литературный бренд – это ваш образ писателя для читателя, публики, мгновенно узнаваемый, уникальный символ, который вызывает четкие ассоциации. Он формируется из нескольких составляющих.
Во-первых, псевдонима. В начале вашего литературного пути вам нужно выбрать себе подходящий псевдоним. Не всякая фамилия писателя может стать литературным брендом. Потенциальный литературный бренд (слово, словосочетание) должен соответствовать определенным внешним критериям. Он должен быть:
а). Оригинальным, незатасканным, индивидуальным.
Он не требует уточнения и дополнительных разъяснений. Просто Эдуард Лимонов, просто Татьяна Толстая, Александра Маринина, Дарья Донцова, Конан Дойль.
Псевдоним должен быть простым, ярким и запоминающимся. Вполне обоснованно, что многие авторы с заурядными фамилиями выпускают книги под псевдонимами. Фамилии Иванов-Кузнецов-Петров имеют очень слабые шансы стать настоящим литературным брендом.
Недавно на столбе увидела афишу молодого поэта Юлии Ахмедовой, и подумала: какая находчивая девушка – изобрела удачный псевдоним! Мгновенно возникает ассоциация с великим поэтом. На афише современный поэт дублирует картину с Ахматовой, где та стоит у окна. Темный профиль на белом фоне Ахмедовой напоминает знаменитый черный силуэт Анны Ахматовой. Это пример удачного псевдонима молодого поэта – простого и яркого. Теперь задача в том, чтоб ему соответствовать.
б) Псевдоним должен быть благозвучным, легко произносимым и запоминаемым: Борис Акунин вместо грузинской фамилии Григорий Чхартишвили. Кратким.
Обратите внимание, как приятно для уха звучат следующие имена: Бондарев, Донцова, Битов, Лукьяненко, Козьма Прутков.
в) Говорящим. Вызывать положительные, побуждающие к покупке ассоциации в сознании и подсознании большинства потребителей целевой группы. (Ад-Маргинум, Баян Ширянов, Татьяна Толстая, Захар Прилепин, Козьма Прутков).
2. Прежде чем выходить на рынок, вам предстоит выбрать жанр, в котором вы собираетесь творить. Всегда полезно взглянуть на сайты издательств, с тем, чтобы определить, что сегодня в тренде: фэнтэзи, триллеры, любовные романы, нон-фикшэн. У каждого издательства – свои предпочтения. В каком издательстве вы планируете опубликовать свое творение, те приоритеты и изучайте. А далее следуйте им, пишите в востребованном жанре.
Еще одна тонкость, характерная для книжного рынка: в современном издательском бизнесе предпочитают издавать серии, проекты. Посмотрите, в какой проект вы вписываетесь со своим романом. Бывает, что писатель написал первую книгу в жанре любовного романа, а вторую предлагает в историческом жанре. Издательство на это не пойдет, ему выгодно, чтобы автор, зарекомендовавший себя в любовном жанре, в нем и далее писал серию любовных романов, только так его имя станет брендом и будет продаваться. Если же он хочет сменить жанр, издательство предложит ему придумать новый псевдоним.
4. Бренд писателя предусматривает ассоциацию. Образ в литературном бренде включает в себя ассоциации с внешним видом, стилем, с книгами, с жанром, с достижениями (премии, награды), с образом жизни (тусовщица, многодетная мать, неформалка).
С чем ассоциирует у вас, например, писатель Борис Акунин? С сыщиком Фандориным. Это ассоциация с его героем.
А Захар Прилепин? С президентом Путиным за одним столом, с камуфляжной одеждой и выступлениями перед воинами в Донбассе.
Дмитрий Лихачев ассоциируется с Древней Грецией и выступлениями в Госдуме в период перестройки.
Дарья Донцова идет в ассоциации с ироническим детективом, где героиня – женщина, старушка или молодая дама, умная, проницательная, легко распутывающая преступления, которые не под силу официальным следователям.
Визуальный образ Андрея Вознесенского связан с неизменным платком в горошек.
Образ Владимира Маяковского ассоциируется с желтой блузой, я уверена, что поэт сознательно выбрал ее как бренд, хотят не знал этого слова в начале 20-ого века.
Создание ассоциации начните с корректировки внешнего вида, с составления визуальной карты образа – правил, по которым вы будете в дальнейшем собирать и трансформировать свой гардероб. Сделайте это сами или обратитесь к стилисту, имиджмейкеру.
Напишите в блокноте о своих выгодных ракурсах и цветах. Выберите:
предпочтительную цветовую гамму (причем важно указать оттенки цветов и привести примеры, потому что разница всего на несколько тонов может кардинально изменить общее впечатление от образа);
фасоны, которые подчеркнут достоинства вашей фигуры и скроют недостатки;
какие элементы должны быть в основе вашего обновленного образа, сделайте подборку базового гардероба;
примеры аксессуаров, которые помогут разнообразить базовые элементы гардероба.
Если вы будете делать визуальную карту самостоятельно, то рекомендую заглянуть на сервис Pinterest, там существует огромная подборка картинок по разным направлениям (например, «Женская мода», «Мужская мода»), а также любым запросам (если написать на английском – система выдаст больше информации).
Стоит еще раз вернуться к анализу ваших физических данных и понять, есть ли у вас какие-то особенности внешности, которые могут помочь в публичном продвижении. Довольно часто элементы, которые нам кажутся нестандартными, мы пытаемся спрятать или изменить. Это может быть рыжий цвет волос, большой или курносый нос буйные кудри, родимые пятна на видных местах, особый прикус. Однако, если подумать, все не так страшно. Наоборот, может быть, это станет вашей визитной карточкой. Вспомните, как длинный нос и лошадиное лицо Барбары Стрейзанд стали ее брендом, а кривые ноги и болезненная худоба стали брендом Ольги Бузовой. У Поэта Андрея Родионова одно ухо выше другого, и эта особенность сделал его неповторимым, узнаваемым.
Мы говорили о визуальном образе бренда. Существуют еще ассоциации с книгами, премиями, поведением в обществе, на публике. С премией «Большая книга» и «Антибукер» ассоциируется книга «Лев Толстой – свободный человек» критика Павла Басинского.
Литературный критик Николай Александров ассоциируется с растрепанной шевелюрой, передачами о книжных новинках на телевидении, с радиостанцией «Эхо Москвы», с голубым элегантным шарфом и премией Александра Белого, призом которого служит яблоко и бутылка водки. Не думаю, чтобы этот литературный бренд сложился стихийно.
Образ Ксении Собчак нераздельно был связан на первом этапе её медийности с передачей «Дом-2», скандалами и ссорами, затем она – тусовщица на светских мероприятиях, далее ее образ менялся в сторону политического деятеля, она стала кандидатом в президенты России, затем, когда политическая карьера пошла на спад, и девушка превратилась в автора политических мемуаров, которые мало кто читал (это был недолгий период). Сегодня она ассоциируется с кинематографом и режиссёром Константином Богомоловым. Но при всей стремительной смене образов Ксения сохраняет образ взбалмошной, откровенной, наглой девицы, опровергающей все представления о приличном поведении в обществе.
Литературный бренд может и должен меняться в соответствии с изменениями в жизни, карьере, политике и моде. Последний пример К. Собчак это прекрасно демонстрирует.
Человек-бренд всегда что-то то символизирует: качество, надежность, сексуальность, дерзость, смелость, бунтарство, – что угодно, но его главные черты составляют узнаваемый неповторимый образ. У бренда есть всегда одна отличительная черта, ведь люди не могут удержать в памяти все ваши черты. Человек-бренд должен вызывать эмоции, в этом случае он запомнится публике надолго.
Как создать этот уникальный образ? – задают вопрос начинающие писатели. Твой образ не должен сильно контрастировать с твоей личностью: милашка, которая строит из себя секс-бомбу, смотрится нелепо. Так же как хилого вида интеллигент в очках, изображающий мачо. Среди своих сильных и притягательных черт вам нужно выбрать несколько, которые вы хотите выдвинуть на первый план, а среди этих нескольких одно, самое важное.
Ассоциации нужно продумывать заранее, чтобы потом не оказалось, что вас представляют не таким, как бы хотелось вам и вашему издателю, а чем-то совсем другим, и может быть, даже вовсе противоположным. Создание образа нельзя пускать на самотек, этим надо заниматься последовательно и настойчиво. Бренд требует постоянного вложения идей, денег и сил.
5.Следующий этап создания литературного бренда – позиционирование.
Как ты себя представляешь на публике, что говоришь и пишешь, твои поступки, твои ценности.
Человек-бренд посылает аудитории мессенджер: «Я знаю, что вам нужно и могу дать вам это!»
Если вы стремитесь получить поддержу – покажите, что ваша миссия важна для людей, для человечества. Донесите людям, что вы им полезны, что ваша миссия состоит в том, чтобы принести пользу им лично – и тогда они поддержат вас и ваш бренд. Простое, понятное и знакомое внушает доверие, поэтому формулируйте свои послания доступным языком, предлагайте то, что людям важнее всего, и они к вам потянутся.
Так Виктор Распутин позиционировал себя как защитник экологии, сохранения Байкала.
Виктор Астафьев запомнился как антивоенный писатель, один из немногих, кто писал горькую правду о Великой Отечественной войне, о ее ненужных и бессмысленных жертвах.
Лев Толстой позиционировал себя как проповедник теории непротивлении злу насилием: когда ударят тебя по одной щеке, подставь другую!
Михаил Пришвин выступал против поголовной коллективизации. Примеры вы можете подобрать сами.
Если у вас не будет четкого позиционирования, каждый будет сам решать, кто вы и для чего пишете книги.
6. Из позиционирования складывается ваша репутация.
Ваша репутация- это база бренда. У каждого человека есть сложившаяся репутация. Даже если вы никогда не задумывались о своем персональном бренде, не выстраивали стратегию продвижения, не позиционировали себя на рынке, у вас все равно есть репутация. Репутация формируется долго, складывается из кирпичиков наших отношений, по тому, как мы взаимодействуем с людьми. Приходя в новую компанию, мы часто встречаем старых знакомых. И хорошая, и дурная слава распространяются моментально. Не думайте, что грубое слово или высокомерное обращение с читателями останется между вами. Нет, оно станет каплей в море вашей репутации.
В век цифровых технологий каждый успел оставить след в истории. Где вы появлялись в социальных сетях и с каким знаком? Не старайтесь вывесить все, что есть, лучше оставить только то, что работает на стратегию продвижения книги. Решите для себя: это частная жизнь, или поддержка бизнеса в сетях. Если даже первое, все равно оно будет влиять на второе, поскольку все проверяют, что есть про нас в виртуальном мире.
Размещая что-то в сети, нужно прежде несколько раз подумать, ибо удалить контент порой сложно, а ущерб бренду будет нанесен колоссальный. Даже если отредактировать свой пост или удалить фотографию, можно забыть стереть резкий комментарий под чужой публикацией, а он при умелом поиске будет легко соотнесен с вашим именем. Проверяйте сайт, где вы когда-нибудь регистрировались по адресу электронной почты, который мы даем в качестве основного средства связи.
Если вбить этот адрес в поисковике, что выйдет в первых выдачах? Если вам не нравится, что написано о вас в интернете, создайте себе новый адрес, содержащий ваше имя и фамилию или ключевое название услуги, которую вы представляете. Если у вас несколько аккаунтов, посмотрите какую активность вы в них ведете. К сожалению, если вы играете в игры, это легко отслеживается любым посетителем.
Бренд – это хорошо, но обратите внимание на качество вашего продукта, книги, статьи и репутацию. Если продукт плохой или репутация подмочена, вам будет сложно это исправить. Конечно, вас будут узнавать, но захотят ли покупать у вас книгу? Это зависит от репутации на книжном рынке.
Что нужно сделать для придания вашей репутации надлежащего вида, очистки от пятен на солнце? Сделайте мониторинг всех страниц и профилей в соцсетях, посмотрите на опубликованные вами фотографии, тексты, видеоролики. Соответствует ли они выбранному вами направлению деятельности? Уберите метки с тех фотографий, на которых вы не хотите быть более отмеченными: это фотографии из ночных клубов, вечеринок, дней рождения, если очень хочется их оставить, уберите в отдельную закрытую группу.
Задайте в строке поиска своё имя и фамилию, посмотрите результаты на первых страницах. Хотели бы вы быть на этих позициях в выдаче результатов и ассоциироваться с теми мероприятиями, брендами, которые стоят рядом с вашим именем? Если нет, то найдите способ удалить свое имя с сайтов. Как правило, для этого нужно обратиться к администрации сайта, сделать письменный запрос, собрать аргументы.
Выпишите крупные мероприятия, на которых вы когда-либо выступали, посмотрите отзывы о ваших выступлениях, найдите комментарий, обратную связь по поводу ваших высказываний. Всё ли вам нравится?
Вспомните всех, с кем вы когда-либо грубо разговаривали, кого подводили, нарушая обещания и договоренности. Если есть возможность пообщаться с этими людьми, пообщаетесь. Встретитесь с каждым из них, исправьте впечатление о себе. Исправлять репутацию сложнее, чем строить новую. К каждому проекту важно подходить не только с позиции денег, но и оценивая репутационные риски, поэтому не поленитесь почистить свой информационный след в интернете.
На репутацию писателя влияют не только ваши поступки, но и книги. Провокационные и неоднозначные темы нужно задействовать максимально аккуратно, с учетом аудитории, на которую вы ориентируйтесь. Если она консервативна, то не стоит продвигать среди них книгу про лесбийскую любовь, а прогрессивным читателям не понравится романтизация насилия. Вы как писатель всегда балансируете на тонкой грани, и только внутреннее чувство меры может спасти вас от провала.
Есть хорошие русские пословицы: «Береги честь смолоду», «Добрая слава лежит, а дурная бежит». Помните об этом!
Большой скандал случился недавно с поэтом N. в весь фейсбук гудел от информации, что он подрезал товарища, такого же поэта. Хоть N. – профессионал и талант, а репутация его уже испорчена, и отношение к автору среди издателей стало настороженное.
Мы живем в эпоху виртуализации. Большая часть нас сидит основное время своей жизни в телефонах, ноутбуках, мессенджерах. Поэтому важной и первостепенной стороной твоего бренда служит продвижение в соцсетях, в интернете. С этого начинается брендинг.