В домике Марго было уютно. Он состоял из множества маленьких комнаток. В каждой из них стояли вазы с цветами – садовыми и полевыми: розы, ландыши, тюльпаны, хризантемы, и ещё много других, я не очень хорошо разбираюсь в цветах.
– Люблю цветы. Они такие разные, не найти двух одинаковых, но все прекрасные, совершенные, – хрустальный голос Марго можно было слушать бесконечно, так же, как и любоваться её необычной красотой.
Марго сидела на толстом мягком ковре среди подушек и… вышивала крестиком! Здесь же в кресле сидел молчаливый Глайт. Он читал! Нигде в Ауране я не видел книг, в этом мире не было письменности. Всё, что нужно, можно было увидеть в «зеркале», оно было ответом на все вопросы. А у Марго книг было много, под книги у неё была отведена целая комната. Здесь были книги из мира людей на разных языках. Я увидел корешки с иероглифами и арабской вязью. Книга, которую читал Глайт, по-моему, была на немецком. Читал он быстро, казалось, он просто листает книгу.
– Вы знаете столько языков!
– Нет, мы вообще не умеем читать. В том смысле, как читают люди, – Марго отвлеклась от вышивания.
– А что же вы делаете с книгами?
– Ну, … мы читаем, но не так, как вы. У нас ведь есть «зеркало». Глайт сейчас держит его в руке. Мы, как будто, слышим книгу, она говорит с нами на нашем языке.
– Не очень понятно.
– Боюсь, понятнее не получится. Ведь ты умеешь читать, а мы нет. Я не понимаю, как вы читаете.
– У тебя много книг.
– Я собираю то, что уже не нужно людям. А ещё беру в библиотеках и магазинах. Но потом обязательно возвращаю, – Марго смущённо улыбнулась, – Мы с Глайтом должны хорошо знать людей, ведь мы много времени проводим в их мире.
– Ты – Проводник, а Глайт – Видящий?
– Да, я Проводник. Я могу войти в любой мир. Кроме одного. В мир людей я могу пройти сразу, прямо из своего дома, например, в твой дом.
– Ты не идёшь через лес?
– Через лес? Какой лес?
– Где мёртвые деревья и большое зеркало.
– Я редко там хожу. Но это не лес.
– А что же?
– Мне сложно подобрать слово на языке людей. Ближе всего по смыслу будет «мост».
Ну, мост, так мост. А похоже всё равно на лес.
– И все Проводники так могут, не ходить через «мост»?
– Нет, немногие. Мои родители – Ариолы, прорицатели. Обычно, их дети тоже Ариолы. А я – Проводник. Когда я была ребёнком, жила в Скале с родителями и очень переживала, что не Ариола, как они. Потом мне стал интересен мир людей, другие миры. И мне понравилось быть Проводником, путешествовать по другим мирам. Я столько уже видела, столько знаю! Только я редко вижу родителей.
– Тебе нравится мир людей?
– Мир людей прекрасен. Он гораздо больше и …. разнообразнее нашего. Там есть необыкновенные места!
– Но здесь лучше?
– Лучше, – это ответил Глайт. Похоже, он, как Юлий Цезарь читал, слушал и говорил одновременно, – да, лучше. Но, ты, наверное, считаешь по-другому.
– Возможно, если бы я, как вы, вырос здесь, то также считал бы этот мир самым лучшим. Но я жил там. И мой дом там.
– Благородная Тиана тоже думает, что там лучше? Она здесь не останется?
– Я не знаю. Марго, а что такое «тень»? Мама, вернее благородная Тиана, сказала, что вы можете мне ответить на этот вопрос.
Марго и Глайт долго молчали. Начал Глайт:
– Я попробую объяснить, но без подготовки это сложно понять. Иногда трудно передать свои знания, трудно найти слова.
– Я постараюсь понять.
– Так вот, «тени». Не все люди умирают своей смертью. В смерти одного человека может быть виновен другой человек, другие люди. Если человек, виновный в смерти другого уходит от наказания, которые приняты в мире людей, или это наказание не действует на него, то есть ничему его не учит, есть опасность, что он снова начнёт творить зло, и тогда появляется «тень». И «тень» принимает решение, что будет дальше с тем, кто виноват. Одна из задач «теней» – остановить распространение зла, заставить человека задуматься.
«Судя по всему, со своей задачей „тени“ справляются не очень хорошо», – подумал я.
– Как могут, – ответил Глайт, услышав мои мысли, – без них было бы ещё хуже.
– Мир людей большой и самих людей много. Каждый случай сложный, иногда «тени» долго не могут принять решение, – сказала Марго.
– И пока решение не принято, человек может быть опасен для других людей, – закончил Глайт.
Я понимал, что они стараются и объясняют, как могут. Но не улавливал сути, поэтому продолжал спрашивать, уточнять:
– «Тень» – это душа?
– Нет, это не то, что вы называете душой. Не могу подобрать слова из мира людей, чтобы понятнее объяснить. «Тень» – это «тень».
Логично. Ветер – это ветер. Озеро – это озеро. Ну, и соответственно, «тень» – это «тень».
– А ты – Видящий, то есть видишь «тени», – сказал я Глайту.
– Все ауэрлейны видят «тени». Я вижу, те, которые приняли решение. Они обращаются к Видящему. И он приходит вместе с Проводником.
– И что дальше?
– «Тени» говорят своё решение Проводнику. В результате его человек должен или измениться или уйти.
– Уйти. Умереть?
– Иногда и умереть.
– Вы что убиваете людей?!
– Нет, конечно. Только люди убивают людей.
– Тогда мне ничего не понятно.
– Я же говорил – это сложно.
– Вы восстанавливаете справедливость и наказываете виновных?
– Нет. Это люди делают сами.
– Что?
– Наказывают. У людей для этого есть много разных… организаций. Люди придумывают наказания без нас и лучше нас. Или хуже. Люди довольно часто поступают несправедливо. А мы только выполняем решение «теней».
– Возвращаемся к началу. Так что же такое «тени».
– Это те, кто всё знают и никогда не ошибаются.
Да, прояснили, лучше некуда.
– Это Ариолы всё знают и никогда не ошибаются, – продемонстрировал я своё знание другого мира.
– Ариолы в Ауране, а «тени» – у людей.
– «Тени» – судьи? Такие идеальные, неподкупные, справедливые, – продолжал я.
– Нет! – это Глайт и Марго сказали хором.
Да, я иногда бываю очень бестолковым. Но, по-моему, никто бы не понял, что они мне тут наговорили. Марго пришла на помощь:
– Как только «тень» обратиться к Глайту, мы возьмём тебя с собой. Лучше увидеть один раз, чем услышать сто раз, – похоже, Марго гордилась знанием нашего фольклора. В данном случае он был к месту.
Марго принялась за вышивание, Глайт снова взялся за книгу.
– Марго, дай мне что-нибудь почитать, пожалуйста, – попросил я.
Я долго ходил в библиотеке Марго и решил почитать «Хоббита» на языке оригинала. Английский у меня был средний, но я хорошо знал сюжет, и подумал: если что-то не пойму, то вспомню. Взяв книгу на английском, я ушёл «по-английски» – сам нашёл входную дверь и спрыгнул из домика на землю. Потом долго сидел на берегу озера, смотрел на воду и ни о чём не думал. Было хорошо. И мне даже стало немного жаль, что я не могу жить в этом мире, в покое и гармонии. Вместе с Мариной.