Глава II. Фамилия

Девочка выбралась на асфальтовую дорожку, которая пересекала небольшой сосновый скверик по диагонали. Здорово, что дорожка вела прямо к её подъезду! Аля понеслась вприпрыжку, перескакивая через серые лужи на сером асфальте. По дороге домой девочка ещё успела заглянуть в карман и сказать:

– Имя тебе я потом придумаю, давай с фамилии начнём. Я знаю, как подкидышам фамилии дают. Найдут ребёнка, например, в траве – значит, Травкин, если под ёлкой – Ёлкин, а я тебя нашла под сосной – значит, ты Соскин… Нет, что-то не то получается. Давай по-другому. Вот если ребёнок лежал в корзинке – можно Корзинкиным его назвать, если в коляске – Коляскиным, а тебя я на скамейке нашла – значит, тебя можно назвать Скамейкиным!

Девочка остановилась, восхищённая своей выдумкой. Достала из кармана зайца и спросила:

– Хорошую я тебе фамилию придумала, Скамейкин?

– Солидная фамилия! – согласился заяц. – А тебе какую фамилию придумали?

– Ты ещё и разговариваешь? – удивилась девочка. Удивительно было не только то, что вообще плюшевый заяц разговаривал, но и то, как он это делал. Он не раскрывал рта, и Алина не слышала его голоса. Сначала она почувствовала, что ему понравилась выдумка с фамилией, потом она почувствовала, что у этого маленького зайчика должен быть солидный и уверенный в себе голос. Такой, как у её папы, или даже ещё уверенней. И потом, она как будто услышала этот голос, хотя, конечно, это была только игра воображения, но какая интересная игра!.. Впрочем, долго размышлять было некогда, нужно было на вопрос отвечать.

– Это имя придумывают. Вот мне родители придумали имя Алина, а фамилия – она заранее есть или всегда была, не знаю, как сказать… – Алина поняла, что не знает, откуда берутся фамилии у тех, кого никто никуда не подкидывал. – Ладно, сейчас у папы спрошу. Он как раз дома!

Они подошли к многоэтажному дому, сложенному из белого кирпича, где жила Алина. Осталось только подняться на десятый этаж на лифте. В лифте, где одна из стен была зеркальной, Алина состроила рожицу своему отражению. В зеркале отражалась худенькая и конопатая девчонка в голубой ветровке на вырост, трогательная цыплячья шея торчала из воротника, и Алина с досадой подумала: «Разве я такая? Почему в зеркале я похожа на цыплёнка из морозилки, если я уже взрослая, сильная и самостоятельная?».

– Врёт это зеркало, – отозвался заяц на её мысли, – и все они врут. Зачем только люди делают зеркала? Сначала зеркало показывает человеку, что он слишком маленький, недостаточно взрослый и солидный, а потом, когда он становится взрослым, – что он слишком старый, усталый и грустный. На самом деле душа человека вечно юная, не бывает неразвитая или старая, не бывает мала или велика, а всегда как раз впору, но лживые зеркала никогда не показывают человека вечно юным. Но я тебя научу, как избежать обмана: когда смотришь в зеркало – смотри в свои глаза, и тогда увидишь правду.

– Значит, если перебить все зеркала, то люди станут счастливыми? – для своего возраста Алина была очень деловой девочкой. Когда она узнавала что-то новое, она сразу же думала о том, что с этим делать, прямо как её папа. А вот мама у неё не была деловой, что ужасно злило папу. Поэтому Алина сразу решила, что будет очень серьёзной и деловой. Она не хотела, чтобы на неё всю жизнь кричали.

– Ничего не выйдет. На земле миллионы зеркал. Все не перебьёшь.

– А я стану Президентом всей Земли и запрещу все зеркала!

– Тогда люди станут прятать зеркала и будут глядеть в них ещё чаще, чем раньше, потому что они любят делать то, что запрещено.

Когда они выходили из лифта и звонили в дверь, Алина вспомнила, как ей всегда хочется сделать то, что папа запрещает, и постучала ногой в дверь. На двери остался след от грязного ботинка, и Аля поняла, что заяц Скамейкин говорит правду.

– Привет, пап! А давай выкинем зеркало, чтобы мама больше не расстраивалась! А ещё расскажи, откуда наша фамилия взялась?

– Нет, Алина. Мне самому это зеркало надоело, мама перед ним по два часа каждый день сидит. Но если мы его выкинем, то мама очень расстроится. Зато насчёт фамилии всё просто. Наш далёкий предок был мельником, и поэтому его детей называли мельниковы дети, а позже просто – Мельниковы. Вот откуда наша фамилия взялась!

– Ну, всё понятно тебе насчёт фамилии? – поинтересовалась Аля, когда они остались с зайцем одни.

– Ничего не понятно. У этого далёкого предка какая была фамилия до того, как он мельником стал? – поинтересовался дотошный заяц.

– Какой же ты глупый! Что значит «до того»? Я думаю, он всегда был мельником, он же Предок, с большой буквы, понимаешь!

– А почему тогда «был», если он Предок с большой буквы? Наверно, он и сейчас есть!

– Наверно! – охотно согласилась девочка. – Вот бы на него посмотреть! Только где он живёт?

– Я примерно знаю, где его можно найти, – уверенно отозвался Скамейкин. – Только ты у папы больше не спрашивай об этом. А то его ответ тебя огорчит…

Все эти умные разговоры происходили в ванной, где девочка купала Скамейкина в тазике. Когда плюшевый заяц перестал выделять чёрную воду, он был прищеплен за уши к бельевой верёвке на балконе. Алина уселась рядом на табуретке, любуясь чистым и пригожим заячьим видом.

Ей понравился солнечный оранжевый цвет шубки и красивый зелёный мешочек, который обнаружился в лапках. Заяц чем-то отдалённо напоминал Деда Мороза, хотя вид у него был летний. Девочка долго думала о том, что может быть у него в мешочке и будет ли красиво спросить об этом напрямую. Совсем некрасиво и даже глупо спрашивать у Деда Мороза: «Что у тебя в мешке?». Понятно же, что это тайна. Девочка решила: пусть и у зайца будет своя маленькая тайна.

Заяц болтался на верёвке, очень довольный тем, что он такой чистый. Алина посмотрела на его довольную мордочку и рассмеялась.

– И почему у тебя такие уши удобные, словно специально для прищепок!

– Ничего смешного, – солидно ответил зайчик. – Большие уши – это признак мудрости.

– Да ну! – удивилась девочка. Она перестала смеяться и схватилась за свои уши. – Значит, ты меня умнее?

– Значительно! – уверенно заявил зайчик, покачиваясь на ветерке и поглядывая на Алину сверху вниз. – Но не умнее, а мудрее. А это важнее.

– А в чём разница между умностью и мудростью?

– Вот сама подумай. Некоторые десять лет учатся в школе, а всё равно дураки дураками. Почему так?

Алина вспомнила некоторых старшеклассников, которые курят за углом школы и отнимают деньги у маленьких, и согласилась:

– Правда. Но почему так, не знаю… Наверно… ну… потому что они злые.

– Точно! От того, что ты выучишь таблицу умножения, не станешь счастливее или лучше. А вот если у тебя прибавится мудрости, то от этого станет лучше и тебе, и всем вокруг.

Девочка посмотрела внимательно на зайчика: не шутит ли с ней Скамейкин?

– Ну, давай. Делись, что ли, мудростью, если она у тебя есть.

– Поделюсь. Но не сейчас. Подходящий момент нужен. Понимаешь? Когда ты сможешь почувствовать мудрость. Мудрость – это ощущение, а не знание.

– А я думала, мудрость из книжек берут.

– Нет. В книжках только знания, а мудрости нет. Вся мудрость в жизни. Поэтому самый мудрый не тот, кто много прочёл, а тот, кто много прожил.

– Правильно говорить не «много прожил», а «долго прожил».

– Я правильно говорю. Можно долго прожить и мудрости не нажить. Жизнь пройдёт мимо, и всё.

– А как же надо жизнь жить, чтобы она мимо не прошла?

– А так, как мы, зайцы, живём. Надо быть чутким, надо уметь прислушиваться ко всему вокруг. И не только вокруг, но и внутри себя.

– А я думала, вы, зайцы, хуже всех в лесу живёте. Всех боитесь, всю жизнь прячетесь. Грустно вам жить!

– Да, пожалуй, волку и лисе живётся веселее. Да только веселье их злое и грубое, и мало в нём радости. Радость – это нежное чувство…

Алина глубоко задумалась. Здорово быть мудрым, слышать то, что происходит глубоко внутри тебя, и нежно радоваться жизни…

Но неужели этому может научить заяц? Она впервые в жизни о таком слышала! До чего же необычный друг у неё появился! Эти мысли не оставляли её весь день, и даже ночью ей приснился Скамейкин. Хорошо, что он больше ничего умного не говорил, просто улыбался со своей скамейки. Странно, что во сне на детской площадке тоже была ночь. Практически ничего не было видно, только маленькое ушастое пятнышко света в полной тьме.

И Алина подумала о том, что зайчик очень смелый, если просидел целую ночь один в темноте и не стал злым, не сердился на тех, кто его там бросил. «Значит, он действительно мудрый!» – подумала девочка и решила его слушаться.


Загрузка...