Сама деревня, 46 домов. Состояла из деревянных изб с хлевами, банями. Колхозники жили средне, за трудодни им давали сено, рожь, иногда мясо. Всего этого людям не хватало, особенно в больших семьях. Каждый колхозник имел свое хозяйство и им жил.
Разводили скотину: коров, овец, поросят и птицу, гусей особенно много держали, т.к. рядом водоем, озеро, немного кур, уток. В огородах выращивали овощи: картошку, морковь, капусту, свеклу и т.д.
Сады яблонь были у многих, но яблоки были не очень крупные, в основном местные: боровинка, коричневые, полосатые, редко антоновка. В деревне было много деревьев, со стороны представляла из себя рощу, домов почти не видно было.
Жители очень твердо соблюдали заведенные правила. Поскольку гнездилось много различных птиц – трясогузки, скворцы, грачи, ласточки и т.д. Никто не имел права зорить гнезда, поэтому птицы вили их где попало, и никто их не трогал.
Молодежь очень дружно жила. У каждого дома, где проживал мальчик обязательно стоял турник. В свободное время летом дети играли в лапту, в чапаевцев и другие игры. Расскажу подробнее.
Лапта.
Лапта – это игра, которая состоит из двух групп ребят. Эти группы по очереди водят. Одна группа забивает мячик палкой в сторону ведущих и бежит на определенное расстояние. Ведущий должен поймать мячик и им осалить бегущего. Тогда группы меняются.
Группа может состоять из большого количества участников.
Чапаевцы.
Это тоже две группы ребят. Одни красные, другие белые. Одинаковое количество людей. У каждого участника имеется мячик, сделанный из тряпок. Наступающие должны мячиком попасть в обороняющего, а обороняющийся защищается своим мячом. Тот, кто первый попадет, тот и победил.
Здесь должна соблюдаться честность. Бывают споры, кто первый попал.
Летом еще играли в городки. Это очень интересная игра. Ею увлекался выдающийся ученый академик Павлов.
Игра в городки представляет собой силовую и меткую сноровку.
Городки делаются из круглых деревянных палок, длиной 10 см, толщиной 5 см, 5 шт. Делают биты, тоже деревянные палки, толщиной 5 см, длиной 50–70 см.
Играют также две группы, количество не ограничено.
Ставят фигуры из городков в квадрате 1х1 м. Бьющий располагается от квадрата на расстоянии 10 и 5 метров. Бьющий должен выбить из квадрата хотя бы один городок с 10 м, затем переходит на рубеж 5 м.
Задача – нужно выбить все городки из квадрата данной фигуры. Затем ставится другая фигура, и продолжается игра. Победит тот, кто первый выбьет все фигуры, а их не менее 10 шт.
Зимой мальчишки играли в шляки (козни). Шляки – это кости от ног животных: коров, свиней, лошадей. В основном брали шляки от коров. От лошадей большие козни использовали для битья. Ставили козни на лед по парам на расстоянии от бегущего до 20 метров. Нужно было сбить козни, и тогда ты берешь сбитые себе. Если нет козней, кладешь деньги под корень, в зависимости от уговора, сколько стоит один шляк.
Один случай был.
11 декабря 1937 года были небольшие морозы, вода в заливах реки Мологи замерзла. Лед был только в заливах, на самой реке льда не было. Лед был светлый, и под льдом видна была вся живность, т.е. рыба и все остальное.
Мы втроем, Иван Кащеев, Володя Кащеев и я, пошли глушить рыбу. Они были на коньках, а я с большой палкой в отцовских кожаных сапогах. Мы ходили по заливам и пытались глушить рыбу. Я стучал своей палкой по рыбе, по местам, где она стояла, но оглушить не удавалось, т.к. палка была легкая и только конец палки лохматился. В конце концов превратилась в пучок древесины и напоминала забавную конструкцию.
Мы подъехали к одному берегу, где были наши деревенские старшие ребята, Федя и Саша. Они были тяжелее нас, и на лед не отваживались взойти. Они посмотрели мою палку и бросили ее на лед. Она покатилась, и я за ней побежал. Мои товарищи бросились тоже на коньках. И тут случилось непредвиденное: лед был тонкий, нагрузка при беге на него была большая, я провалился одной ногой и упал, сапог зачерпнул воды, ползком я выбрался на твердый лед. Мои друзья один за одним провалилась тоже. Иванушка сумел выскочить, а Володя уехал дальше всех и провалился по грудь, вылезти не мог. Я вылил из сапога воду и пошел к Володе, у меня был небольшой багорог с метр длины. Подал ему один конец, потянул к себе, подо мной лед тоже начал опускаться, пришлось отползти. На берегу были жерди, но мы не в силах их подтащить. Бегом побежали в деревню сообщить родителям. С сенопункта приехали на лодке, дали ему веревку, стали тянуть, он не удержал ее и утонул. Достали его быстро, но откачать не смогли. Вот такой эпизод произошел на родине.
Другой случай на реке Мологе.
Лето 1938 года. Река Молога – очень быстрая река. Ходили к реке купаться, ловить рыбу, а в ней ее было очень много: уклейки, ерш, окунь, налим. Мы ловили в основном уклейку на муху. Уж больно интересно ее ловить.
Дак вот, в перерыве ловли я решил реку переплыть на противоположный берег, хотя до этого так не делал. Подплыл к тому берегу и никак не могу выйти, меня относит снова назад.
Почему?
Оказывается, река своими волнами подмывает наш берег, отталкиваясь от того берега. Поэтому меня и относило назад.
Собравшись с силами, я все же преодолел это сопротивление. Когда вышел на берег и посмотрел на наш, мне показалось, что я не смогу переплыть реку в нашу сторону. У меня появился страх из-за течения.
Что делать? Одежда на нашем берегу.
Недалеко от этого места расположена деревня Трезубово, а там паром через реку курсирует, а я-то голый, мне уже 12 лет. Набрался храбрости, побежал к парому, забился под пол и так переехал на свой берег. Бежал без оглядки до места купания.
Долго я потом смотрел на тот берег, с нашей стороны совсем не страшно, а вот смотреть с незнакомого берега – ощущение другое.
Многие взрослые до сеансов с регрессологом не могут вспомнить своё детство до определенного возраста. Редкие случаи, когда это воздействие на ментальный план жрецами древнего Египта. Чаще это просто человеческий мозг очень тщательно отбирает себе материал для дальнейшей жизни, пряча чуждое и нагромождающее, по его мнению. А ведь там скрыто много секретов и травм, которые определяют дальнейшие модели поведения. И гений тот, кто решился не забыть, или в какой-то момент пойти к специалисту чтобы всё вспомнить…