Введение

В пособии описан опыт «погружения» в мир коучинга. Первая глава содержит описание первого знакомства с коучингом, как методикой, рожденной на стыке менеджмента, психологии, философии, аналитики и логики, а также основополагающих принципах, лежащих в основе деятельности коуча и тех особенностей, которые отличают коучинг от смежных специальностей. Кроме того, в первой главе описано различие между коучингом в его классическом понимании и коучинговым подходом к обучению.

Вторая глава посвящена самокоучингу в помощь преподавателю при проектировании занятий. В ней выделены элементы комбинированного занятия и приведены те вопросы, ответы на которые и определяют его дизайн и конфигурацию. Они призваны «собрать скелет» занятия, выкристаллизовать его содержание и наполнение.

В главе третьей представлены методразработки 7 занятий – 5-ти учебных и 2-х внеклассных мероприятий с использованием коучинговых инструментов и описанием хода работы на каждом этапе занятия. Занятия были проведены в разное время в течение учебного года, как в стенах родного учебного заведения, так и при проведении практикумов в рамках Школы лидеров при администрации г. Донецка. Кратко обозначу те инструменты коучинга, которые представлены в пособии, и на том или ином этапе занятия нашли свое применение в учебном процессе. В общей сложности их описано более 20. Так, занятие «Цели как основа планирования» познакомит с таким инструментарием коучинга, как модель заявления о целях с использованием техники SMART и обеспечит рабочей тетрадью с пошаговым описанием метода обратной задачи (визуализации целей) для непосредственного применения на занятии. В рамках изучения темы «Стратегическое планирование в организации» приведено подробное описание такой техники арт-коучинга, как SWOT-анализ, а также особенности ее применения на примере работы студента-выпускника техникума над целью «Как превратить хобби в высокоприбыльный бизнес?». Техники, способствующие развитию навыков активного слушания, предоставлению обратной связи с описанием формулы обратной связи, упражнение «Наблюдение и позитив» представлены в разработке занятия на тему «Коммуникации в менеджменте». Техники принятия решений, такие как метод мозгового штурма и стратегия Уолта Диснея, можно найти в описании хода работы к занятию «Групповые формы принятия решений», технику «Декартовые координаты» – во второй главе пособия в тексте доклада. Пример использования шкалы при исследовании качеств лидера и обращения к «команде помощников» для развития профессионально важных качеств можно прочитать в материалах к занятию «Развитие лидерских качеств». Кроме того в материалах доклада в рамках проведения школы педмастерства для преподавателей техникума представлен опыт использования шкалы в курсовом (дипломном) проектировании. В методразработке внеклассного занятия «Управление временем» представлено описание техники «График Ганта» и метода «Альпы» с пошаговым заполнением таблицы для составления плана распорядка дня, подробно описаны такие способы расстановки приоритетов в задачах, как принцип Парето, метод АВС, метод Д. Эйзенхауэра, обобщены «золотые» правила тайм-менеджмента для учащихся. Рисунок и метафорическое описание реального и «идеального» образа группы с последующим обсуждением и построением колеса сплоченности группы представлены во внеклассном мероприятии «Формирование сплоченности группы».

Загрузка...