Мы с Артуром решили начать поиски в галерее. Он позвонил туда заранее, чтобы получить от доктора Макдоналд разрешение поработать с записями с видеокамер и поговорить со служителями, работавшими в пятницу.
– Значит, все сотрудники уже в курсе, что она пропала? – окликнула я его, пока мы ехали на велосипедах по лабиринту туннелей к Трафальгарской площади. В этой части всегда дует резкий холодный ветер, от которого мой велосипед издавал странный свистящий звук, точно живой.
– Должны, по идее. Доктор Макдоналд обратилась к персоналу с заявлением. Но на всякий случай лучше действовать осторожно – вдруг кто-то ещё не слышал.
Выбравшись на поверхность, я вернула свой велосипед на стойку проката, а Артур пристегнул свой цепочкой к фонарному столбу. Мы прошли через Трафальгарскую площадь, мимо Колонны Нельсона и стоящих на пьедесталах четырёх огромных чёрных львов, поднялись по ступеням галереи и вошли во вращающуюся дверь.
За стойкой служитель в футболке с эмблемой Национальной галереи отвечал на вопросы и направлял посетителей в разные залы и отделы музея.
– Добрый день, – сказал Артур, когда дошла очередь до нас. – Мы должны быть в вашем списке для посещения отдела безопасности.
Служитель, похоже, лишь слегка удивился появлению двух детективов школьного возраста. Должно быть, доктор Макдоналд его предупредила. Он сверился со своими записями:
– Как вас зовут?
Мы протянули фальшивые удостоверения.
– А, да, вот вы тут. Заведующая безопасностью сказала, чтобы вы сразу шли к ним в отдел. Это вот здесь. – Он развернул карту галереи и обвёл чёрным кольцом комнату в дальней части здания. – Она предупредила дежурных, что вам надо помочь во всём, в чём потребуется. – Он вручил нам два пропуска. – Покажете при входе.
– Спасибо, – вежливо поблагодарили мы.
Перед тем как уйти, я спросила его:
– А вы были тут в пятницу около половины шестого?
Он кивнул.
– А почему вы спрашиваете?
Я чуть понизила голос:
– Вы слышали про Шейлу Смит?
– Да. Очень тревожные вести. Как я уже сказал доктору Макдоналд, я был тут, за стойкой, но Шейлу не видел. Обычно она всегда прощается, когда уходит, но вечером в пятницу тут было полно туристов, и я не видел её. Было очень шумно и многолюдно, – добавил он.
– Не переживайте, – сказал Артур. – Похоже, вы и правда были очень заняты.
– Мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы её найти, – заверила я.
Дежурный посмотрел на меня скептически:
– Не хочу никого обижать, но вид у вас довольно-таки юный…
– А, – перебила я его, – не волнуйтесь, мы всё докладываем начальству.
Мы двинулись дальше, оставив его разбираться с успевшей выстроиться за нами очередью.
Мы повернули налево, потом направо, потом прошли по длинному коридору, потом через служебную дверь, где пришлось сканировать наши пропуска. В какой-то момент я осознала, что Артур не сверяется с картой, но и не бездумно следует за мной.
– Ты что, знаешь дорогу? – спросила я.
Он чуть заметно смутился:
– Ну… да. У меня, знаешь, такое свойство…
– …запоминать путь, который видел всего один раз?
Он резко остановился и повернулся ко мне:
– И у тебя?!
– Ага.
– Выходит, у нас обоих есть «автофокус», он же «переключатель», и ещё это умение запоминать карты… Как думаешь, что у нас ещё общего?
– Не знаю, – сказала я. Но мне не терпелось это выяснить.
Не помню, чтобы я когда-либо встречала человека, настолько похожего на меня. Обычно окружающие недолюбливали меня за необычный склад ума – а вовсе не ценили его. Даже Лиаму и Брианне я иногда старалась не афишировать, откуда что-нибудь знаю, и не возражала, когда они называли это наитием. Фотографическая память и мысленная картотека имеют смысл только для людей, у которых мозг работает таким же образом – а нас таких очень мало.
Отдел безопасности находился за высокими, от пола до потолка, чёрными двойными дверями, в одной из которых обнаружилась панель с кнопками. Мы нажали на звонок и покосились наверх, на направленные на нас камеры наблюдения.
На панели замигали огоньки, дверь отворилась, и нас встретил рослый мужчина – почти великан – в тёмно-синей форме. В нём, верно, было добрых семь футов роста, а из-за гребня волос он казался ещё выше.
– Вы… – строго начал он.
– …Агата Фрикс и Артур Фитцуильям, – быстро произнесла я, чтобы помешать своему коллеге выкинуть какую-нибудь штуку, из-за которой нас выгонят раз и навсегда.
– Я Даррен, – представился охранник и смерил нас долгим пристальным взглядом, под которым мне сделалось слегка неуютно. – Вам сколько лет, а?
– Не думаю, что это так важно, – ответил Артур. – Мы оба здесь по поручению доктора Макдоналд. Она нам доверяет.
(Должна признаться, когда он это произнёс, я преисполнилась чувства собственной значимости, выпрямилась и подняла голову чуть выше.) Артур протянул свой пропуск, но Даррен лишь пожал плечами и наконец отвёл глаза. Подойдя к столу, он склонился над компьютером, вводя туда требуемую информацию. Дружелюбием от него не веяло.
Я оглядела комнату. Окон здесь не было, в помещении царил полумрак. Одна стена была целиком отведена под несколько маленьких экранчиков, куда выводилась информация с камер наблюдения из разных мест музея.
– За какой день вам нужны записи? – спросил Даррен.
– Пятница, начиная с двадцати пяти минут шестого вечера, из вестибюля у главного входа, – сказала я.
– Это позднее время. Мы закрываемся в шесть, пускать новых посетителей перестаём за пятнадцать минут до этого. Не так уж много людей там будет перед закрытием.
– Нам всё равно хотелось бы посмотреть, – сказала я.
Даррен снова пожал плечами и вбил в компьютер дату и время.
– Готово. – Он показал на экранчик в правом нижнем углу, и мы с Артуром пошли смотреть.
– Вот это, наверное, та компания туристов, которые отвлекли служителя, – заметил Артур, показывая на толпу людей среднего возраста, забирающих сумки и плащи у каких-то мужчины и женщины – скорее всего, их гидов.
– А это кто? – Я показала на идущую мимо туристов фигуру в длинном плаще и мужской шляпе-федоре.
– Лица не разгляжу, – сказал Артур. – А ты?
Мы, прищурившись, впились глазами в экран, но заинтересовавшая нас личность, не поворачиваясь лицом к камере, стремительно прошагала к выходу и исчезла.
– Думаешь, это может быть Шейла? – спросила я.
Артур повернулся к Даррену, который деловито разглядывал архив с записями:
– Даррен, как нам отмотать назад? Это можно сделать прямо с экрана?
Охранник, подойдя к нам, показал кнопки перемотки и паузы, и Артур отмотал видео к моменту, когда загадочная фигура только появляется в кадре.
– Это Шейла Смит? – спросил он Даррена.
Даррен снова присоединился к нам у экрана и несколько мгновений вглядывался в фигуру.
– Возможно, – наконец произнёс он, – но точно не поручусь. А что?
– Вы наверняка слышали, что она пропала, – сказала я. – Мы пытаемся её найти.
– Вы?! – Похоже, он с большим трудом удерживался от смеха.
Артур закатил глаза:
– Ну да, мы очень молоды, зато очень опытные следователи.
– Это явно кто-то из сотрудников, – продолжила я, игнорируя вопрос Даррена. – Смотрите. – Я показала на кусочек ленточки, проглядывающий на шее неизвестной фигуры сзади над воротником. – Видите – это же от карточки сотрудника, да?
– Зоркий глаз! – одобрительно произнёс Артур. Я покраснела. (С каких это пор я стала постоянно краснеть?! До чего унизительно!)
– Ну, если это кто-то из сотрудников, то я бы сказал – точно Шейла, – протянул Даррен. – Больше у нас так никто не одевается! Я не видел такой шляпы со времён старых фильмов с Кэри Грантом.
– А у неё оригинальный стиль, – заметила я, любуясь шляпой и длинным плащом. – Прямо не терпится с ней познакомиться.
– Она интересная женщина, это точно, – согласился Даррен. – Надеюсь, с ней всё в порядке. Если с ней что-то случится, галерея уже не будет прежней. Может, доктор Макдоналд и директор, но со всеми бедами люди всегда идут к Шейле Смит. Она сердце музея, понимаете? – Он отвёл глаза и уставился на экран, точно вдруг застеснявшись своего всплеска чувств.
Я перехватила взгляд Артура.
– Ну, – сказал он, – мы узнали всё, что хотели. Спасибо большое.
– Пожалуйста, дайте нам знать, если вспомните или услышите что-либо, что может иметь отношение к делу, – сказала я. – И… спасибо за помощь.
Оказавшись за дверью, Артур поймал мой взгляд:
– Нехило вышло.
– Ой, да.
– Думаешь, он замешан?
Я помолчала, прикидывая.
– Не знаю. Да нет, он же за Шейлу горой стоит, так что вряд ли.
– Согласен. Думаю, он искренне переживает, что она пропала.
Мы побрели обратно по служебным коридорам и через некоторое время вернулись в открытую для публики часть музея.
– Пора выяснить, не знает ли кто из служителей, где Шейла, – сказал Артур. – С чего начнём?
– Как насчёт выставки Ван Гога?
– Отличный выбор.
Когда мы проходили мимо стойки у входа, нас подозвал администратор:
– Доктор Макдоналд спрашивала, не могли бы вы зайти к ней, когда закончите.
– Непременно, – пообещал Артур. – Спасибо. – Перед входом на выставку он повернулся ко мне: – Давай, ты возьмёшь на себя этот зал, а я пойду расспрошу кого-нибудь ещё.
– Отличный план. Встречаемся через двадцать минут у входа, да? И потом к доктору Макдоналд.
– Идёт. – Он зашагал по увешанному картинами коридору, а я снова вступила в потрясающий мир Ван Гога. Художник страдал от заболевания, которое называется «синестезия» – это когда восприятие одного органа чувств вызывает ощущения, связанные с другим органом чувств. Например, когда художник что-то слышал, ему сразу же виделись геометрические фигуры. Помните завитки в небесах на «Звёздной ночи»? Это всё результат синестезии.
Впрочем, сейчас у меня не было времени разглядывать и осмысливать картины. Мы должны раскрыть тайну и найти пропавшую женщину!
Смотритель сидел на деревянном стуле у двери в следующий зал, уставившись в пустоту прямо перед собой и кивая. Я не сразу сообразила, что он просто слушает музыку.
– Привет! – поздоровалась я.
Пока он возился с телефоном, отключая музыку, я смогла его разглядеть. Мои глаза скользили по нему, выискивая подсказки, говорящие о его личности и интересах.
Он улыбнулся мне:
– Привет! Чем могу помочь?
Я решила довериться инстинктам:
– На чём вы играете?
– В смысле?
– Я обратила внимание на ваши ногти. Вы играете на гитаре?
Он снова улыбнулся:
– Ух ты, какая наблюдательная! Да, я учусь на третьем курсе гитары в АСМ – Академии современной музыки в Клэпхеме.
Я посмотрела на него внимательнее:
– Рок?
– Мы изучаем всё – но да, я склоняюсь скорее к року, чем к классике или народной музыке. А ты играешь?
Я покачала головой:
– Не-а. Но слушать люблю.
Он махнул рукой на картины на стенах:
– Тебе что тут больше всего нравится?
– «Подсолнухи».
– Они клёвые, – кивнул он и показал на стену напротив того места, где сидел. Там бок о бок висели два портрета самого Ван Гога. – А мне нравятся автопортреты. Немного жутковатые, но завораживающие, да?
– Он был очень талантлив… – Я немножко выждала, а потом спросила: – Вы слышали об исчезновении старшего куратора?
Он нахмурился:
– А ты-то откуда знаешь?
– Я расследую её исчезновение.
– Ты?! Сколько же тебе лет?
Я вытащила фальшивое удостоверение личности, и он внимательно прочитал его:
– «Продигал инвестигейшн». Это частное детективное агентство?
– Именно. Они специализируются на работе с молодёжью… – объяснила я и быстро добавила: – Но мы всё равно отчитываемся взрослым. Так вы знаете Шейлу Смит?
Он вернул мне удостоверение.
– Её все знают. Она очень славная. И шикарная – всегда потрясающе выглядит… – Он помолчал. – Так что происходит? Полиция участвует в расследовании?
– В полиции решили подождать ещё несколько дней – говорят, пока нет никаких причин подозревать, что дело неладно, но они будут только рады, если мы попробуем поискать сами, поскольку семья уже сильно беспокоится.
У него на лице отразилась тревога.
– Как думаешь, с ней ничего не случилось?
Я пожала плечами:
– Надеюсь. Пока мы не нашли ничего, что бы свидетельствовало, что на неё напали. – Я вытащила ручку, чтобы делать пометки по ходу дела. – Итак, Роббо, – начала я, прочитав имя у него на бейдже, – когда вы видели её в последний раз?
Он немножко подумал:
– В пятницу, в конце дня. Она зашла попрощаться и проверить, не спятил ли я ещё от скуки, просидев тут всю вторую половину дня.
– Она была уже в пальто?
– Ага. – Он засмеялся. – В длинном таком, и в мужской шляпе. Прямо как Марлен Дитрих.
Значит, на записи была всё-таки Шейла!
– Она выглядела как обычно?
Он кивнул, но тут вспомнил кое-что интересное:
– Ну, может, немножечко нервная.
– В каком смысле?
– Обычно у неё всё внимание устремлено на тебя, а в пятницу она посматривала на телефон и словно бы думала о чём-то своём. Наверное, пустяки…
– Нет-нет, очень даже стоит упоминания. Спасибо. Ещё что-нибудь?
– Нет. Через несколько минут просто сказала: «До понедельника, Роббо».
– Спасибо за помощь. – Я вырвала из блокнота страничку и написала на ней номер моего мобильника. – Если вспомните ещё что-нибудь, прошу вас, звоните.
Он взял у меня листок.
– Непременно. Мне просто не верится… Чтобы Шейла пропала…
Я вспомнила, как Даррен и администратор прохаживались по поводу нашего с Артуром возраста, но мне всё равно захотелось как-то его приободрить:
– Обещаю, я всё доложу начальству, оно сделает всё возможное, чтобы её найти.
Прошло всего десять минут, но когда я добралась до условленного места, Артур уже ждал меня там.
– Давай найдём тихий уголок и поговорим перед визитом к доктору Макдоналд. Может, наверху, в зале средневекового искусства, где не так людно?
Мы поднялись по лестнице и вошли в зал, где на стенах висело множество картин на религиозную тематику: все сплошь тёмные со вспышками золота.
– Ну и что тебе удалось выяснить? – спросила я.
– Да почти ничего. А тебе?
– Роббо, смотритель, последний раз видел её в конце дня в пятницу, когда она, как всегда, обходила всех, чтобы попрощаться. Она казалась слегка рассеянной и всё время поглядывала на телефон. Кроме того, он подтвердил, что она была одета именно так, как мы видели на записи.
– Значит, это она вышла?
– Да. Хорошо, что мы хоть это выяснили.
Он кивнул и сверился со своими заметками.
– Эмма видела её в женском туалете в пять двадцать. Они друг другу улыбнулись и обменялись парой слов, не более того. Ещё я поговорил с двумя другими смотрителями…
– Ух ты, какой шустрый!
– Ну… им было нечего рассказать, так что и смысла долго расспрашивать тоже не было.
– Итак, никаких зацепок.
Он покачал головой:
– Пожалуй, пора к доктору Макдональд. Будем надеяться, она ещё не ждёт от нас результатов.
– Мне бы хотелось осмотреть кабинет Шейлы, если он у неё есть
Артур кивнул:
– Есть. Возьмём ключи у доктора Макдоналд.
Мы направились обратно к главному вестибюлю, а оттуда прошли в очередную служебную дверь и поднялись на второй этаж. Артур уже бывал там, поэтому он шёл впереди и показывал дорогу.
– Артур, – неуверенно спросила я на ходу, – ты не заметил ничего странного в «Подсолнухах» после того, как их повесили на новое место?
Он озадаченно покачал головой:
– Нет. А что ты имеешь в виду?
– Просто цветовая гамма… Да нет, скорее всего, мне просто померещилось. Забудь.
О невидимой букве «В» я решила пока не упоминать – чтобы это не отвлекло нас от главной задачи: Шейлы.
Лестничная площадка второго этажа была украшена висящими в рамках на стенах набросками рисунков. Я почти не сомневалась, что авторство принадлежит Генри Муру, скульптуры которого можно увидеть по всему Лондону, включая парк Баттерси и стену метро на станции «Сент-Джеймс-парк».
Артур провёл меня по выстланному мягким ковром коридору, на стенах которого висели ещё более ценные картины (неужели это и в самом деле эскиз Пикассо?!), и постучал в дверь в самом конце. Медная табличка на двери гласила:
«ЭЛИЗАБЕТ МАКДОНАЛД
ДИРЕКТОР»
– Войдите, – пригласил мягкий голос с заметным шотландским акцентом.
Доктор Макдоналд стояла у огромного письменного стола из красного дерева, заваленного репродукциями знаменитых картин. Бормоча что-то себе под нос, она раскладывала и перекладывала их, но при нашем приближении подняла голову:
– Добрый день, мистер Фитцуильям.
– Доктор Макдоналд, – учтиво начал Артур, – а это Агата Фрикс.
– Очень приятно, мисс Фрикс. – Она пожала мне руку и осмотрела с ног до головы. Я знала, что последует дальше. – Не слишком ли вы молоды, чтобы участвовать в расследовании, а?
На моё счастье, вмешался Артур:
– Агата уже доказала свои таланты, доктор Макдоналд. Благодаря ей были пойманы грабители в Английском банке.