БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ

Взволнуйся, сердце, перед нами – Рим!

Не второй – Константинополь, не третий – Москва, а именно тот самый – древний, первый и упоенный славой!

По старшинству именно римские брачные традиции предшествуют христианскому браку: христианство, хоть и было принято впервые как государственная религия вовсе не в Риме, избрало местом своего первого освящения – кровью первых христиан – именно будущую Италию, а тогда – империю, начинавшую понемногу угасать.

Все, кроме детей, в широких, вольно намотанных вокруг туловища полотняных тканях. Мужчины суровы, женщины красивы, но так же, как мужчины, суровы; рабы и рабыни холосты до самой смерти – не положено. Женаты ли знатные римляне на знатных римлянках? Естественно, женаты.

И снова «ломка шаблонов»: не всякая семья, не всякие отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права – говорится в римском праве.

В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения:


1. Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (в равной степени публичного и частного).

2. Как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.


В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше – отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.


Римский брак характеризуется:

1. взаимностью; в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом;

2. состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

3. согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем: брак не может и не должен заключаться по принуждению (Libera matrimonia esse), равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т. п.;

4. наличием половой связи между партнерами в браке: брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких, не может считаться действительным;

5. стремлением партнеров заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой к признанию брака только сексуальные отношения;

6. постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае, стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т. п.


Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.

Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Наконец, брачное сожительство (contubernium) оформлялось, если супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом. Необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием как бы семейных отношений – последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens), т. е. старше 13 лет (в классическую эпоху – 12 лет).

До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного. В эпоху рецепции римского права (восприятия, то есть припоминания и приспособления первоисточников под цели современности) заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака.

В дохристианскую языческую эпоху круг брачных условий был существенно уже, нежели в христианскую эру, что говорит о вольности нравов, несмотря на обилие представленной регламентации.

К чести Рима – его у нас понимают зачастую неверно. Он же был просто тысячелетним царством житейского опыта и здравого смысла.

Что, собственно, и отпугивает от него.

Загрузка...