В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют «со святыми упокой».
Есть мудрое старинное слово опытных людей: «Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет». Господь лучше нашего знает, что нам полезнее и что можем вместить и чего не можем вместить. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся.
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю, и встать не можем.
Преподобный Амвросий Оптинский
Иеросхимонах Амвросий, в миру Александр Гренков, родился в 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря, воспитывался в обстановке строгого благочестия. Во время учебы в Тамбовском духовном училище и духовной семинарии проявил незаурядные способности. Закончив в 1836 г. обучение, он еще 4 года не решался исполнить обет, данный Богу во время тяжелой болезни, и расстаться с миром. От известного в то время подвижника Илариона, затворника Троекуровского, он получил совет: «Иди в Оптину пустынь – и будешь опытен. Ты там нужен».
Прожив полгода в монастыре, Александр Гренков был зачислен в братию. В ноябре 1840 г. послушника Александра по благословению старцев Льва и Макария перевели в Предтеченский скит, где он прожил около пятидесяти лет. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково называл Сашей, но в воспитательных целях нередко испытывал его смирение: делал вид, что сердится на него, даже дал ему прозвище «химера» (так в народе называют пустоцвет на огурцах). Как-то прилюдно он в гневе обрушился на Александра и выгнал из кельи, но своим посетителям сказал: «Великий будет человек».
После смерти старца Льва брат Александр около четырех лет был келейником о. Макария. В 1842 г. его постригли в мантию с именем Амвросий, в 1846 году – рукоположили в иеромонаха. Вскоре отец Амвросий заболел столь серьезно, что никто не надеялся на выздоровление, и он принял схиму. Эта тяжелая болезнь продолжалась более года и имела очень большое значение для духовной жизни батюшки. Потеряв надежду на улучшение здоровья, он в декабре 1847 г. подал прошение об оставлении его в обители за штатом. Тогда ему было всего лишь 36 лет.
Наставником будущего святого был старец Макарий, под чьим руководством о. Амвросий смог обучиться искусству из искусств – умной молитве. Он нес два важных послушания: помогал старцу Макарию в издании святоотеческих трудов и отвечал на письма. Так старец Макарий постепенно готовил себе преемника.
Отец Амвросий получил благословение на духовное окормление братии в очень молодом по монастырским меркам возрасте – менее 40 лет, но таково было доверие к нему опытных отцов, видевших его редкие дарования.
Через 40 дней после кончины старца Макария о. Амвросий перешел на жительство в корпус рядом со скитской оградой, на его западной стороне была сделана пристройка, называемая «хибаркой», для приема женщин. В келье прп. Амвросия была самая скудная обстановка: несколько икон, кровать с холщевым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой – вот и все ее убранство. При старце были два келейника: о. Михаил и о. Иосиф (Литовкин), будущий старец. Главным письмоводителем стал высокообразованный человек – о. Климент (Зедергольм), сын протестантского пастора, перешедший в Православие.
При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, прп. Амвросий с утра и до поздней ночи, с небольшим перерывом для обеда и краткого отдыха, принимал посетителей, и эта его деятельность продолжалась непрерывно в течение 30 лет, до отъезда в Шамордино. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на мирских людей всякого звания и положения. Среди посетителей старца были и представители интеллигенции, многие из которых благодаря отцу Амвросию смогли вернуться к вере, к Церкви, в своих жизненных исканиях найти путь к спасению. К нему обращались знаменитые писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философы В.С. Соловьев и К.Н. Леонтьев и многие другие известные люди.
Большое влияние оказал старец Амвросий на Константина Николаевича Леонтьева (1831–1891) – замечательного писателя, философа, публициста. Еще отроком после одной из поездок в Оптину пустынь он сказал своей матери: «Вы меня больше сюда не возите, а то я непременно тут останусь».
Жизнь К.Леонтьева была полна страстей и резких поворотов, но его тайное стремление к Богу постепенно возрастало. Он много писал, довольно долго находился в Турции на дипломатической службе. В 1871 г. Константин Николаевич тяжело заболел холерой, от которой в то время обычно умирали. Тогда он дал тайный обет уйти в монастырь, после чего болезнь отступила. Тут же Леонтьев отправился на Афон, где прожил около года. Но великие старцы иеросхимонах Иероним и схиархимандрит Макарий отправили его в Оптину пустынь. Здесь его духовником сначала стал о. Климент (Зедергольм), после его кончины он перешел под руководство старца Амвросия.
В 1891 г. отец Амвросий постриг его в монашество с именем Климент и отправил на жительство в Троице-Сергиеву Лавру, зная, что он не способен подвизаться в Оптиной пустыни в качестве рядового монаха, выполняя все положенные послушания. Прощаясь с о. Климентом, старец Амвросий сказал ему: «Мы скоро увидимся». Старец скончался в октября 1891 года, а 12/25 ноября того же года умер от воспаления легких его постриженик отец Климент.
Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке он видел образ Божий. Лев Толстой говорил о старце Амвросии: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители».
«Хибарка» старца Амвросия
Борис Константинович Зайцев писал в «Слове о Родине»: «Слава его была очень велика, текла самотеком, из уст в уста, без шуму, но с любовью. Знали, что если в жизни недоумение, запутанность, горе, – надо идти к отцу Амвросию, он все разберет, утишит и утешит… Его ждала “вся Россия” – простая, страждущая Русь, мужчины, женщины, дети. Старец молился перед иконой Богоматери, затем начинал расточать себя. На всех хватало любви. Не было для о. Амвросия неважного, малого человеческого горя. Так раздавал он себя, не меряя и не считая. Не потому ли всегда хватало, всегда было вино в мехах его, что был соединен он прямо с первым и безграничным океаном любви?»2
В последние 10 лет своей жизни отец Амвросий возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Шамординской общины, которую основал в 12 верстах от Оптиной пустыни.
Шамординская обитель была любимым детищем отца Амвросия. История ее начинается еще в начале 1870-х годов и связана с именем духовной дочери старца, по его благословению принявшей монашество, – матушки Амвросии (Ключаревой), в миру богатой помещицы.
Усадьба Шамордино была куплена Ключаревой по благословению старца. По ее завещанию в 1883 г. здесь, при непосредственном наблюдении преподобного, началось устроение женской общины. Первая домовая церковь в Ключаревском имении была освящена в честь Казанской иконы Богородицы. В Шамординской общине было много состоятельных, образованных, с высоким общественным положением насельниц. К 1890-м годам число инокинь в обители достигло 500 человек.
Старец Амвросий ежегодно в летнее время приезжал в Шамордино, чтобы лично наблюдать за всеми делами. В 1889 г. он начал строительство огромного каменного храма в честь Богородицы. Разнообразные хозяйственные и духовные начинания побудили его переселиться в Шамордино.
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестер. Имелись богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. В марте 1923 г. обитель была закрыта и ликвидирована, все ее земли и угодья стали собственностью колхоза. В марте 1990 г. в обители начала возрождаться монашеская жизнь. В сохранившемся доме, возведенном над кельей старца Амвросия, был устроен первый в России храм в честь прп. Амвросия Оптинского. В январе 2019 г. 22 здания Шамординского монастыря переданы в собственность Русской Православной Церкви.
Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. Он неоднократно пытался вернуться в Оптину, но это было невозможно из-за усилившейся болезни. В сентябре 1891 г. болезнь обострилась так, что о. Амвросий потерял слух и голос, начались его предсмертные страдания – столь тяжелые, что подобных им, как сам признавался, он за всю жизнь не испытывал. 10/23 октября 1891 г. старец, трижды вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. Сразу же после кончины старца Амвросия начали совершаться чудеса по молитвам к нему, как и при жизни он исцелял, наставлял, посылал утешение. Часовня над его могилой стала местом паломничества людей со всех концов России.
Казанский собор в Шамордино
В июне 1988 г. о. Амвросий был причислен к лику святых, первым из оптинских старцев. В годовщину возрождения обители произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона прп. Амвросия. Сейчас его святые останки почивают во Введенском соборе в освященном в честь него приделе.