Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) – с мученики счисляетесь. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах, или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него, – говорит святой Симеон, – капля слезная, ниже капли часть некая». А св. Златоуст глаголет: «Если посетуешь только о грехах, и то примет Он в вину (как причину) твоего спасения».
Преподобный Моисей Оптинский
Схиархимандрит Моисей, в миру Тимофей Путилов, родился в 1782 г. в благочестивой купеческой семье в г. Борисоглебске Ярославской губернии. В роду его было много монашествующих. Отец отличался необычайным усердием к исполнению церковных установлений, своих пятерых сыновей и дочь воспитывал в строгости и страхе Божием. Тимофей с юных лет понял сущность и глубину духовной жизни и твердо решил стать монахом. Поступив в 1805 г. послушником в Саровскую пустынь, он застал там светильника Церкви прп. Серафима. В 1808 г. перешел в Свенский монастырь, а через три года присоединился к отшельникам, жившим в рославльских лесах, и 10 лет подвизался наподобие древних египетских отцов, шесть дней в одиночестве вычитывая ежедневные богослужения и творя Иисусову молитву и сходясь в воскресенье с другими старцами для совместной молитвы. Один из пустынников, отец Афанасий, в 1819 г. келейно постриг Тимофея Ивановича в монашество с именем Моисей, в честь Моисея Мурина.
В 1820 г. отец Моисей побывал в Оптиной пустыни, где познакомился с калужским епископом Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в сосновом бору, окружавшем монастырь, уединенный скит и решил поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. В 1821 году о. Моисей и его младший брат, будущий старец Антоний, тоже рославльский отшельник, прибыли в Оптину пустынь и незамедлительно взялись за устройство скита. Главный труд состоял в том, чтобы очистить выбранное место от вековых сосен. Ревностно занялись этим подвижники – вместе с небольшим числом наемных людей собственноручно рубили толстые деревья и корчевали мощные пни, строили небольшие братские кельи и церковь во имя Иоанна Предтечи. По благословлению владыки Филарета отец Моисей становится первым скитоначальником, а в декабре 1822 года – после рукоположения во иеромонаха – духовником Оптиной пустыни.
В 1825 году, когда о. Моисей был в отлучке в Москве по делам монастыря, его избрали настоятелем. Для него это было большим испытанием, он не стремился к начальствованию, но труды по управлению обителью ему пришлось нести до конца своих дней – 37 лет. Поначалу и внутреннее, и внешнее состояние обители было далеко не процветающим. За Оптиной числился большой долг, хозяйство не налажено. За годы правления старца Моисея обитель буквально преобразилась. Были построены новые храмы и благоустроены старые, возведены семь новых братских корпусов, восемь корпусов гостиницы для паломников и каменная ограда с семью башнями. Из хозяйственных заведений появились скотный и два конных двора, кирпичный и черепичный заводы, мельница, почти удвоились земельные владения. Значительным достижением было устроение монастырской библиотеки, основой для которой стало собственное обширное собрание книг и рукописей настоятеля. Для нее построили новое каменное здание, отец Моисей сам заботился о ее пополнении книгами, не только душеполезными, но и по различным областям знаний. Один из калужских книголюбов говорил, что после него заходить в книжную лавку не стоило и труда – он скупал все интересное. Книги выписывались также из Москвы и Петербурга. Именно при отце Моисее началась большая книгоиздательская деятельность в Оптиной пустыни. Настоятель во множестве рассылал книги в монастыри, библиотеки, частным лицам, раздавал богомольцам.
При этом можно сказать, что все эти обширные преобразования совершались вопреки обстоятельствам, лишь по вере прп. Моисея. Всегда и во всем он полагался на Господа. Часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По мирским меркам – дело несбыточное, о чем ему и говорили практичные люди. Таким о. Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть». И чудесным образом появлялись благодетели, которые жертвовали необходимые деньги – и на строительство, и на благотворительность: отец настоятель кормил множество бедных, убогих, помогал всем, кто к нему обращался. Часто он «маскировал» свои благодеяния, например, у бедняков за большую цену покупал совершенно ненужные вещи или приобретал плохие продукты, а потом сам употреблял их в пищу; держал на жаловании сирот, работой которых было отпугивание ворон и ловля кротов; принимал в монастырь немало больных и старых людей, не способных физически трудиться.
Когда архимандрит Моисей почил, в ящике его стола, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, да и тот закатился в щель. Его брат, прп. Антоний, улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то бы и его истратил на бедных!»
Сам строгий подвижник, постник, молитвенник, прп. Моисей был преисполнен любовью к людям, сострадателен и снисходителен к их немощам, однако небрежности при исполнении послушаний не любил и умел вразумить в случае надобности. Всю жизнь подвижника можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Среди непрестанных внешних забот и попечений в нем был «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа».
Неоценимой была роль отца Моисея в основании старчества, прославившего Оптину пустынь. После прибытия в скит в 1829 г. отца Леонида (в схиме Льва) между обоими строгими подвижниками возникла глубокая духовная близость и взаимопонимание, ибо оба прошли серьезный путь внутреннего делания, и ему прп. Моисей поручил старческое руководство скитской братией. Позже настоятель проницательно возлагает бремя окормления братии на старца Макария, при нем приходит в монастырь будущий преподобный старец Амвросий. Поэтому можно сказать, что оптинское старчество всецело обязано своим существованием отцу Моисею.
Скончался прп. Моисей 16/29 июня 1862 г. в возрасте 80 лет, незадолго до того принял схиму. Мощи его, обретенные в 1994 г., покоятся в Казанском храме.