Глава 3.

Русский язык: от реформы к реформе

ИДЕАЛ НЕДОСТИЖИМ, но всегда НЕОБХОДИМ

Прежде всего, надо понять, что язык нам дан для выражэния мыслей. Поэтому задача обучения и самообучения – научиться выражать свои мысли ясно, доходчиво и интересно. Поэтому упор в обучении должен быть сделан на богатство словаря ученика и на практику рассказов и описаний. А вот заучивание правил и исключений из них для того, чтобы стать грамотным (но косноязычным) не должно отнимать много времени.

Основной путь упрощения языка – это сближэние устной и письменной речи, а в идеале их слияние. Как пишэм – так и говорим, и как говорим – так пишэм. Например, этот принцип действует в искусственных языках (эсперанто, идо), и это здорово помогает в их изучении.

Конечно, основным должен стать принцып морфологический: как пишэм – так и говорим, потому что морфология закреплена в учебниках и словарях, а диалектов и говоров большое разнообразие: где акают, где окают, а где и цокают в разговоре. Особым шыком считается московский говор: што, булашная, канешна,… Договорились до того, что безударного звука О в русском языке нет! А не грамотнее ли по-написаному: что, булочная, конечно, – звучит куда приятнее, хотя для слишком грамотных уже непривычно.

Но есть в рус-язе слоги, которые невозможно выговорить и поэтому в их написании необходим фонетический принцип. Например, нам в школе постоянно напоминали: «жи и ши пиши с буквой И». Откуда это правило? А вы попробуйте произнести вслух жизнь, шило, пиши. Опять (как и принцип) не получается, а звучит в этих слогах буква Ы: жызнь, шыло, пишы, принцып. Значит, так и надо писать, иначе сблизить устную и письменную речь не получится. Поэтому повторим правило №1: После только твёрдых согласных Ж,Ш,Ц пишем только твёрдые гласные А,О,У,Э,Ы, а после только мягких согласных Ч,Щ пишем только мягкие гласные Я,Ё,Ю,Е,И (жыть, шыть, цыркуль, жолтый, шолк, жэсть, жэлток, цэлый; и чящя, чяйка, чёкаться, чюб, чюжой, щюка, щюп). Если не вводить это правило, то мы вынуждены писать гласные, которые невозможно выговорить, и вводить правила типа ча, ща пиши с буквой а. Правила жэ о гласных после шыпящих объединяют этим страшным словом только мягкие согласные Ч, Щ с только твёрдыми согласными Ж, Ш. И этим создаётся непреодолимое противоречие в правописании гласных после шыпящих. А на всегда твёрдую Ц и правил особых нет, в одних словах пиши цы в других ци. А Ц с гласной Е пишем как бы естественно, хотя говорим цэна, цэлый, цэнтнер, итд.

***

Однако сначала попробуем проследить, как мы пришли к современному русскому языку. А для этого ознакомимся с основными реформами языка русского.

Важнейшыми реформами русского письма были – реформа Петра I и советская реформа 1918 г.; кроме того, в промежутке между этими реформами – в 1735, 1738 и 1758 гг. – Академией Наук проведены ещё три реформы русского письма.

Самой радикальной была реформа Петра Первого.

"Совершенствуя азбуку, Петр I ввел в состав алфавита букву э, которая фактически уже употреблялась, но не была «законной», и изъял часть дублетных букв. Петр I изъял одну из двух букв, обозначавших звук [з], одну из двух букв, обозначавших звук [ф], одну из двух букв, обозначавших звук [о]. В 1708 г. изъял букву ижицу, но в 1710 г. она опять вошла в алфавит и дожила до 1917 г. Кроме того, Петр I изъял из алфавита буквы кси, омега, малый юс, а разное написание звука У заменил одной буквой У.


Часть первоначально исключенных букв Петру I пришлось восстановить, как считают, под нажимом духовенства. Таким образом, даже борьба за рациональный алфавит не была свободной от идеологических влияний.


Не подверглись изменению такие нововведения Петра I, как установление разного начертания прописных и строчных букв (в церковной кириллице они не различались), отмена цифрового значения кириллических букв (введены арабские цифры

Загрузка...