Посвящается моему отцу —
Витеру Александру Владимировичу (1948—2023)
Рассказ-миниатюра – на 2500—3000 знаков без пробелов, да еще на заданную тему (или сразу на несколько тем) – это вызов. Да еще и времени в обрез. Это почти настоящий спорт. И такую спортивно-литературную атмосферу создал писатель Сергей Битюцкий на своей конкурсной площадке «Вареники». Мои пятьдесят два рассказа с этого конкурса я и включил в эту книгу. Часто мне приходилось урезать тексты до нужного лимита, жертвуя то прилагательными, то целыми абзацами. Сюда я включаю полные версии рассказов. Но все равно они очень короткие – каждый можно «съесть» за один присест. В году как раз пятьдесят две недели, так что если читать по одному рассказу каждый понедельник, получится как раз на год! :)
Почему конкурс называется «Вареники»? Потому что короткие рассказы – как вареники, маленькие и вкусные. Но это – кулинарная ассоциация, а мне ближе – киношная. Мне кажется, хороший рассказ похож на небольшое кино. А точнее – на короткометражку, пусть даже и настоящей экранизации этих рассказов (пока) не существует. Как и в большом кино, маленькому фильму нужны завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, причем в сжатом, концентрированном виде. В миниатюре нет времени и места на раскачку. Вы с самого начала должны показать героев, место действия, зрителю/читателю нужно увидеть мизансцену. И никаких описательных длиннот – эту роскошь оставим для романов (и фильмов длиной в три часа).
Короткометражки плохо продаются (как и рассказы, хе-хе), поэтому их часто выпускают в виде тематических альманахов – на тему Хеллоуина, или злых клоунов, или «потерянных пленок». Сделаю так и я. Рассказы в этой книге объединены в альманахи по «киношным» темам – можете читать их в любом порядке. Чтобы пояснить, на какой поджанр я ссылаюсь, буду приводить несколько кинореференсов, которые мне кажутся подходящими иллюстрациями для этого типа фильмов. Разумеется, это не исчерпывающий список – просто это либо фильмы, которые я смотрел в детстве и они врезались в память, либо просто они мне нравятся. Да, и еще к каждому рассказу указана тема, на которую он написан.
Эта книга посвящается моему отцу. Он не был ни режиссером, ни кинокритиком – просто любил кино и кинопленку (еще бы, ведь папа всю жизнь проработал на производстве кино- и фотопленок «Свема»), но каким-то чутьем, пока мы смотрели вместе кино (а мы смотрели его много), он сумел донести до меня в детстве базовые вещи про истории, про киноязык, про картинку на экране. Он не учил меня по учебникам. Просто рассказывал, что не надо дергать при съемке трансфокатором. Панорамировать надо медленно. Не показывать людей со спины. Зрителю должно быть понятно, что он видит и кто на экране. Если зрителю дискомфортно и хочется, чтобы кадр поменялся, значит, сцену нужно сокращать. И вот это, пожалуй, главное: плохое кино – это скучное кино. Поэтому я надеюсь, что читать эти истории-короткометражки вам будет нескучно.
Я задумал эту книгу и ее название – «Я не умру в понедельник» – в конце 2022 года. Ничто не предвещало, что уже в июне 2023 года отца не станет. Он ушел в среду.
Спасибо за всё кино, которое мы посмотрели вместе, пап.