Автор данной части – криптоэнтузиаст, ecosystem development lead в cyber~Congress, основатель консалтингового агентства Blocksult Сергей Симановский. Контакты: @serejandmyself.
Давайте начнём неправильно. Давайте начнём с того, что эта история не расскажет. Моя история не расскажет, как разбогатеть. Она не расскажет, как быть успешным. Но она расскажет о том, как с помощью растущей (и давно существующей) технологии стать свободным. Жить в довольно простом мире. Чувствовать себя нужным. Слышится так, будто это не те ценности, которые пытаемся изменить с помощью технологий. Но тогда что?..
Web 3.0, или Великая паутина, – коммуникационная структура, если можно так сказать. Взаимосвязь старых и новых протоколов, технологий и алгоритмов, которые переносят (нас) в прошлое. Почему именно в прошлое? Потому что так же, как и Bitcoin, W3 – реверсивный стек. Он возвращает к истокам с помощью технологий. То, что было так долго недоступно для многих, теперь становится общепринятым43.
Один из моих любимых вопросов: где размещается W3? Является ли это приложением? Является ли это сетевым протоколом? Да, немного всего этого сразу.
Но начнём с начала: Bitcoin. Bitcoin помог людям понять текущую финансовую систему: мы должны отвечать за свои финансы и не доверять никому другому.
Является ли Bitcoin частью W3? Думаю, да. Blockchain в целом является частью Web 3.0. Что-то, что позволяет общаться app-2-app. Peer-2-Peer. Сеть-2-Сеть. Но разве блокчейн не является прикладным уровнем? Да, это наверняка так, но и наверняка НЕ так. Blockchain одновременно является приложением, но может быть и протоколом взаимодействия: может быть шифровальным уровнем в целом. Но дело не в этом.
Закончим введение и перейдём сразу к пониманию того, кто является крупнейшими игроками за столом в данный момент. И попытаемся понять, как W3 работает на более высоком уровне.
Как говорил выше, W3 функционирует, помогая идейному вдохновителю действовать напрямую, без посредника. Он отменяет цепочки больше трёх: HTTP, DNS и URL, – позволяя общаться напрямую.
Почему коммуникация важна?
Коммуникация – абсолютный и самый важный протокол. Это то, как функционируем, думаем, рождаемся, умираем, обмениваемся деньгами, сигналами и т. д. Коммуникация – всё. Мы – социальные существа. Как и другие существа на нашей планете и, возможно, за её пределами.
Несколько игроков W3 могут помочь понять, как этот феномен работает сейчас и как он (вероятно) будет работать в будущем. Давайте рассмотрим их и попробуем построить технологический стек, который поможет осознать, как можем создавать глобальные сети, от аппаратного обеспечения до персонального блога на вашей собственной (!) операционной системе.
Постараюсь разнести проекты по блокам, по категориям и опишу, что они сделают в кратчайшие сроки по отношению к W3 и как это поможет построить новый коммуникационный протокол.
Во-первых, Bitcoin – новая глобальная валютная система. Деньги, которые не требуют третьей стороны. Деньги, которые всегда отправляются: независимо от цели. Деньги без границ, которые функционируют 24 часа в сутки 7 дней в неделю: без удостоверения личности, банка или любой другой сущности («any other bingo bullshit»). Bitcoin закладывает основу для нового коммуникационного стека, на котором можем строить (что угодно). Мы общаемся через деньги. Говорим о деньгах. Это наш язык. Наш базовый протокол.
Polkadot и Cosmos – возможно, должны быть последними в моём списке, но это не так. Что они позволяют – так это создать по-настоящему интероперабельную систему связи: ту, в которой можем передавать ценность между сетями безо всякого беспокойства. Там, где владеете своей сетью, если хотите. И можете поделиться сетью с другими. Но главное – можете общаться со всеми безопасным и очень эффективным способом.
Polkadot и Cosmos важны, потому что они обеспечивают столь необходимое соединение между автономными блокчейнами, приложениями и протоколами, развивая необходимый сервис. Если Bitcoin – деньги, то этих двоих можно рассматривать как маршрутизаторы, которые помогают передавать информацию.
Отдельная часть головоломки, которую необходимо упомянуть, – IBC от Cosmos. IBC44 – протокол, который склеит все «чейны» Tendermint вместе: позволит осуществить одну простую, но мощную вещь – передачу данных между цепочками (следует отметить, что на момент написания этой главы IBC уже протестирован и готов к окончательному публичному тестированию через 1—2 месяца).
Передача данных при этом может означать и передачу токенов. Токены – технические данные внутри конкретного блокчейна. Если распахнёте свой разум и подумаете о бесконечных возможностях, которые может создать подобный подход, – сильно удивитесь! Скажем, если блокчейн имеет какую-либо утилиту (нас не интересуют те, которые не интересуют), то можем сделать обмен: по любой цене / набору правил и на любую схожую сущность. Пусть мой блокчейн производит рейтинг для контента, а ваш – создаёт репутацию для писателей: теперь же можем установить правила торговли между двумя упомянутыми ДРС. Но так как объём проектов практически бесконечен, сие дарует уникальную возможность и для бесконечных (новых) рынков.
Есть много потрясающих и эффективных, современных, компьютеров, о которых нужно упомянуть, говоря о W3: Ethereum 2.0, Aeternity, Cardano, Holochain и другие. Это автономные двигатели, которые работают в одном направлении: создают экосистемы, в которых могут участвовать программисты, – с открытым исходным кодом, предоставляя нужные инструменты для работы. Они создают столь необходимую инфраструктуру для децентрализованных приложений (Dapps), которые могут напрямую взаимодействовать друг с другом с помощью вычислительных правил и кода. Каждое из оных имеет отличную точку зрения на технологическое восприятие окружения. Но реальность такова, что все они – цепочки общего назначения и делают один и тот же трюк – дают нам (нужные!) инструменты.
IOTA и FOAM – два удивительных проекта с миссиями мирового значения. Оба могут быть размещены в пространстве Интернета вещей. IOTA пытается децентрализованно установить связь между всеми устройствами в мире, а FOAM хочет составить основу инновационной картографии, которая, в свою очередь, даёт свободу в таких направлениях, как логистика, геотегирование и т. д.
Aragon – проект, который призван создать свободную юрисдикцию (вернее, убедиться, что единственная юрисдикция – код) для организаций. Стоит понимать, что нам нужны какие-то системы управления. Локальное управление будет иметь (первичную) тенденцию. На протяжении всей истории местные общины процветали и функционировали лучше (Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург, Монако и т. д. остаются одними из самых богатых и счастливых стран в мире на сегодняшний день) иных. «Арагон» помогает сформировать судебные системы, организации и многое другое, а общинам предоставляет возможность самоуправления.
Decentraland. Собственное царство. Не без минусов и препятствий, но тем не менее проект с огромными амбициями. Помечтайте о полностью цифровой и виртуальной реальности. Той, которая защищена от бюрократической и утомительной скуки современного мира. Это виртуальная реальность высшего порядка: место, где люди могут найти убежище от суеты мира. Начните новый бизнес, установите новые правила, создайте города и районы, где только позволит воображение – сквозь горизонт.
IPFS и Filecoin. Возможно, самые важные упоминания в этом списке. IPFS – протокол, который создан для того, чтобы сделать Интернет быстрее, безопаснее и открытее. IPFS позволяет распространять большие объёмы данных и хранить каждую версию файлов. IPFS упрощает настройку сетей для зеркалирования данных. Это означает, что данные практически неизменны, а если возможно – то и вечны. IPFS способствует дальнейшему распространению сетей среди коллег (пользователей). Она обеспечивает постоянную доступность – с интернет-подключением или без: помогает обмениваться файлами и просматривать их, управлять большими кусками данных, создавать приложения и т. д.
С другой стороны, Filecoin – проект, целью которого является внедрение IPFS в массы. Это рынок данных. Неиспользованные ресурсы, лежащие в основе большинства домашних хозяйств45 в современном мире. С помощью экономических механизмов и посредством IPFS Filecoin может стать первым проектом, которым будет использоваться в ближайшие годы всякий, кто даже никогда и не слышал слово blockchain.
Cyber создаёт совершенно новый протокол для добавления и поиска информации на графе знаний (компиляция фактов о чём-то, что наполняется смыслом). И ранжирует эту информацию. Различные типы пользователей создают связи между IPFS-хэшами и размещают их на графе, тратя так называемые пропускные полосы46 (количество данных, которое может быть передано за определённый период времени). Затем контент динамически ранжируется с помощью цифровых маркеров и текущих параметров нагрузки сети. Это делает ранжирование динамическим47 (то есть оно характеризуется постоянным изменением, активностью или прогрессом).
Всё это вычисляется программой или компьютером, который отвечает за проверку достоверности чего-либо. Валидаторы делают это с помощью вычислительных ресурсов. Это позволяет искать данные в сети, ранжировать их, делать запросы и создавать базы данных знаний без посредников и/или «чёрного ящика» (третьих лиц, которые пытаются цензурировать информацию, скрывать или подсовывать определённые результаты, чтобы получить вознаграждение, отслеживать данные и т. д.).
«Кибер» использует DURA (распределённый единый адрес ресурса), который является эквивалентом URL (аббревиатура для унифицированного локатора ресурсов), который видите в браузере при посещении W2-сайта. Вся идея DURA проста: просматривайте контент, не полагаясь на какие-либо реестры (ICANN). Это означает, что не будете рассчитывать на третью сторону при маршрутизации пакетов. Никакой цензуры и т. д. Кроме философского вклада, DURA поможет обеспечить безопасность, глобальность и постоянную связь на нужном уровне.
Гиперссылки формируют Интернет. Они его построили. Мы же основываем наши знания, наши политические, экономические и образовательные решения на Сети: учимся у Google. Google – наш отец, учитель, источник знаний, социальная жизнь и т. д. Но как можем доверять Интернету, если он был сформирован чем-то, что само по себе не вызывает доверия? Не можем. Киберссылки, с другой стороны, верифицируются и поддерживаются проверенными и проверяемыми механизмами. Это означает, что с их помощью можем создать доверенную модель всей информации во Вселенной!
Страницы (содержимое) добавляются в индекс, когда кто-то отправляет CID или создаёт киберссылку. Это транзакции (они требуют той самой «полосы пропускания», которая служит механизмом защиты от спама). Транзакции проверяются валидаторами (компьютерами, которые обеспечивают баланс для отправки транзакции) и добавляются в граф, к которому затем обращается тот, кто делает запрос в базу. Страницы ни в коем случае не исключаются из индекса. Каждая транзакция важна и должна быть маршрутизирована (передана по назначению, какой бы она ни была).
Cyb – дружелюбное приложение-робот / персональный браузер. С одной стороны, простой браузер. Но это не так. Проблема в том, что на данный момент нет такого слова, которое бы описывало, что такое Cyb. Это браузер в том смысле, что он позволяет искать нечто (какие-то «вещи»). Но это и ваши личные приложения, которые могут понять многое другое: например, Cyb может действовать как кошелёк; как база данных; содержит ваших киберпространственных роботов. И да, он работает через DURA, а не через обычный DNS/HTTP/URL и с помощью полных узлов маршрутизации информации между собой и пользователями.
Интересно, что такой простой механизм позволяет создать множество мощных инструментов. Например, унифицированная семантика, инструменты SEO, автономные роботы, доступ к собственной базе знаний и многое другое. Наряду с IPFS, Cyber формирует самый важный рынок будущего – обмен информацией. Это золото, нефть и бриллианты завтрашнего дня. Идея заключается в том, что Поиск – глобальный механизм, который понятен всем независимо от языка, расы, возраста и т. д. Это в некоторой степени основной инстинкт (поиск пищи для выживания и т. д.). В цифровом мире с помощью поиска получаем ответы на вопросы, которые всегда задаём. Поиск помогает построить модель вокруг любой интересующей темы. С помощью него можем создать базы, которые могут привести к большому количеству полезных инструментов.
Urbit. Один из самых безумных проектов в дикой природе. «Урбит» – своего рода последний рубеж для W3 и децентрализации в целом. Наряду с такими проектами, как Cyber, IPFS и другие, способен полностью изменить игру.
Urbit – персональный защищённый сервер с вашей (!) операционной системой и идентификатором. Подумайте об этом. Мир контролируется такими компаниями, как Amazon, которые ввели надзор за самыми большими кусками информации в мире (хостинг серверов CIA и другие государственные серверы). Могут ли все эти проекты стать децентрализованными, если стоящие за ними вычисления принадлежат одним и тем же гигантам? Нет. «Урбит» намерен изменить это. Более того, это совершенно новый технологический веб-стек, меняющий облик компьютерной науки с помощью своего языка Hoon и минималистического подхода к системам.
Неужели всё это звучит слишком, чтобы принять? Да. Необъяснимо, но так и есть. Уже обрабатываем за день больше информации, чем люди 100 лет назад за жизнь! Чтобы идти в ногу с развитием, должны желать учиться. Но как это связано с W3? Что ж, давайте сделаем ещё один шаг назад.
Если масштабируем известную историю по годовому календарю (13,2 миллиарда лет, которые можем наблюдать), то вся она помещается в последние 7 секунд. Это включает в себя целые цивилизации, войны и т. д. Современная история… мгновение ока.
Точка зрения проста. Если хотим перемен, то должны учиться, должны тратить время, чтобы понять, что долго говорили об идеях прямого общения, частных деньгах, свободном мышлении и т. д., которые были рядом с нами столько, сколько знаем (себя). Сегодня наконец-то появилась удивительная возможность использовать технологии для реализации этих идей.
Не могу оставить без внимания аргументы, которые слышу от многих (увы, из-за отсутствия необходимых знаний). Перечень их таков.
«Хорошо, понимаю, что W3 – сочетание всех сервисов, которые когда-либо хотели, – частных денег, свободы слова, удивительных технологий и всего остального… Но… что будем делать, когда вырежут Интернет, а?»
Обычно на этом этапе спорящий человек выглядит таким счастливым, что одержал победу над всеми идеями, стоящими за W3. Только для того, чтобы признать, что сам по себе аргумент не имеет никакого смысла. Во-первых, в нашей истории было много раз, когда приходилось ждать технологического прорыва, чтобы что-то изменить (например, телескоп). Более очевидный аргумент – наука. Тот факт, что кто-то перерезает кабели, не помешает общаться.
Давайте попробуем понять, как эти вещи работают, не заходя слишком далеко. Обмен электромагнитными импульсами – просто обмен нулями и единицами чем-то, способным их передавать (кстати, земля тоже на это способна, просто не очень удобна). Нельзя забывать, что код и электроны никем не контролируются. Они существуют как часть Вселенной. Изобретение телеграфа стало прорывом в этой области. Но возможность создания сетей не может быть отнята у кого-то, если только не отняты знания. Более того, сегодняшняя технология позволяет обмениваться сигналами другими способами: например, по радиочастотам, Wi-Fi и др.
Всё это показывает, что возможно создать «локальные ячеистые сети», которые соединены с другими сетями, не контролируются каким-либо субъектом, включая правительство. Это – вопрос знаний и фундаментальной науки. Вопрос одного шага, который отделяет от создания собственных физических сетей. Они уже существуют и используются. Вопрос только в том, а насколько широко? Но было время, когда большинство людей прилипли к Библии (не имея реальной способности читать её), вместо того чтобы понять, как свет от звёзд достигает Земли48 и что Земля обладает доказанными и объяснимыми (с точки зрения науки) качествами.
Если возьмём эту информацию и доведём до современных технологий, то с помощью Wi-Fi, триангуляции или любой другой технологии построения сетей, включая ethernet (или любого другого способа разделения пропускной способности) и, очевидно, набора узлов, которые должны общаться друг с другом, сможем создать любые уникальные сети, то есть компьютеры – машины, которые могут считать (8 бит, 16 бит и т. д.). Если одна машина подключена к другой через кабель или антенну, она может передавать нули и единицы к другой машине. Это изображения цветов, цифр, строк, слов и т. д. Нам пришлось бы шифровать и расшифровывать данные. Убедиться, что они были приняты правильным аппаратом и т. д.
Звучит знакомо?
Конечно, так работает маршрутизация данных. Суть проста. Восстановление этого не требует больших усилий, как думали ранее. Более того – теперь кажется, что децентрализованные одноранговые сети не менее, но, возможно, даже более приспособлены к такой работе!
Могу описать W3 следующим образом: это – следующий эволюционный шаг в развитии Паутины. Шаг, который уводит от централизации поисковых и социальных служб и от вещей, которые зависят от единой функциональной единицы (имеют центральный источник полномочий). Это шаг, который хочет, чтобы вовлечённые контрагенты и приложения общались друг с другом напрямую. По согласованию друг с другом: в то же время – быть мотивированным к такому поведению. И, как результат, добиться более безопасной маршрутизации данных и пакетов (обмен информацией) в сети.
Но это – технологическое описание. Текст составлен таким образом, чтобы могли думать и решать, может ли технология помочь выйти за пределы технических возможностей. Всё это – инструменты, позволяющие понять гораздо более крупные и важные вещи в жизни. Инновации и ответственность. Что мир, свободный от цензуры, принуждения и коррупции, уже существует. Нам просто нужно потянуться к нему.
Последний вопрос, который остаётся без ответа: когда именно всё это произойдёт?
Что ж, позвольте дважды разочаровать в одном абзаце. Во-первых, он уже функционирует. Это инфраструктурный этап. Проблема (фича, но не баг) в том, что мир живёт в эпоху информации и люди всюду видят её. И это хорошо. Но когда что-то видите – хотите это почувствовать и сразу же попробовать. К сожалению, сейчас это не так для пользователей технически не продвинутых49. Второе – нужно подождать ещё пару лет, прежде чем «все эти штуки» перейдут на прикладной уровень. Более того, это, скорее всего, не приведёт к массовому внедрению. Но, может быть, через 5—10 лет увидим, как массы будут использовать некоторые основные применения коммуникационной технологии W3.