Во всем мире знают Красноярскую хирургическую школу. Например, профессор А. Дыхно, который заведовал кафедрой госпитальной хирургии, воспитал целую плеяду талантливых врачей. Его ученики Н. Дралюк, А. Кокорина, А. Орлов занесены в Большую медицинскую энциклопедию. В числе 500 известнейших медиков XX века – создатель педиатрической школы в Красноярске профессор Ж. Рапопорт. Все эти имена связаны с Красноярским государственным медицинским университетом имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. На тему физического и духовного здоровья наш корреспондент пообщался с ректором КрасГМУ, профессором Иваном Артюховым.
– Иван Павлович, КрасГМУ более 70 лет. Чем из сделанного за эту немалую историю стоит гордиться?
– Появление Красноярского медицинского института напрямую связано с одним из самых трагичных периодов в истории страны. 1942 год… Правительство СССР принимает стратегическое решение эвакуировать из блокадного Ленинграда части трех мединститутов, а также Воронежский стоматологический институт в Красноярск.
Сначала главный корпус находился в небольшом здании по улице Карла Маркса, сейчас здесь Красноярский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Общежитие для студентов было выделено по улице Ломоносова в школе-интернате № 7. Врачей для фронта стали готовить практически сразу, ускоренными темпами, в 1943 году 57 выпускников ушли на фронт.
Становление вуза проходило в сложных, напряженных условиях: шла кровопролитная война, фронту не хватало не только снарядов и мин, но и врачей.
Можно с уверенностью сказать, что в победу в Великой Отечественной войне свою лепту внесли и выпускники Красноярского медицинского института. И днем, и ночью, совершая профессиональные подвиги, они лечили раненных на фронте и в тылу врага – в партизанских отрядах.
В Красноярске располагались десятки военных эвакуационных госпиталей, работники кафедр и студенты делали все для выздоровления и возвращения в строй раненых бойцов.
В развитие медицинской и биологической науки службы практического здравоохранения и медицинской науки огромный вклад внесли академики Л. Киренский и И. Терсков как заведующие кафедрами мединститута, в послевоенные годы ставшие организаторами и директорами Института физики им. академика Л. В. Киренского СО АН СССР, Института биофизики СО РАН.
Особое место среди ученых-организаторов и руководителей КрасГМУ занимают: первый директор мединститута, профессор Николай Озерецкий, «родоначальник» КрасГМИ; профессор Михаил Привес, выдающийся ученый-исследователь в области анатомии человека; профессор Петр Подзолков, возглавлявший институт 35 лет, известный патологоанатом; профессор Борис Граков, создатель большой школы хирургов; профессор Виктор Прохоренков, основатель нового направления деятельности школы дерматовенерологов.
Я возглавил вуз в 2004 году, а в 2008-м мы получили статус университета – высший уровень профессионального образования.
– Ваш вуз носит имя Святого Луки. Какое значение это имеет для университета?
– Имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого для нашего города святое и почитаемое всеми жителями. Он является одной из самых ярких личностей КрасГМУ. Это человек удивительной судьбы, оказавший огромное влияние на становление и развитие медицинской науки, выдающийся хирург с мировым именем, архиепископ Лука, служивший в Красноярской епархии, который после смерти был причислен к лику местночтимых святых в Крыму.
24 июля 1937 года хирурга и священника обвинили в шпионаже, в декабре осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край, в село Большая Мурта.
Когда началась война, Валентин Феликсович предложил «свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской Армии». Заявление в адрес Сталина завершалось такими словами: «по окончании войны готов вернуться в ссылку».
В Красноярске действовал огромный эвакогоспиталь № 1515, и Войно-Ясенецкий был назначен его главным хирургом, консультантом всех госпиталей Красноярского края.
Помимо круглосуточной работы и сложнейших операций, он читал лекции студентам в созданном медицинском институте.
Валентину Феликсовичу за научные разработки новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в трудах «Очерки гнойной хирургии», «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», – в 1944 году присуждена Сталинская премия. Едва ли найдется в профессиональной медицинской среде другая книга столь академическая по содержанию и уникальная по форме изложения, которая не утратила актуальности за многие десятилетия с момента выхода в свет. В ней содержаться аргументированные рассуждения, оригинальные решения и мудрые предостережения автора. Многие специалисты и сейчас обращаются к этой монографии как к энциклопедии хирургического лечения гнойных заболеваний практически всех локализаций.
Умер В. Ф. Войно-Ясенецкий в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского в 1961 году в Симферополе.
В Красноярске, в центре города, перед церковью Иоанна Предтечи, где в годы Великой Отечественной войны размещался один из эвакуационных госпиталей, в 2002 году установлен памятник В. Ф. Войно-Ясенецкому.
– От истории к нашим дням. Какими результатами КрасГМУ гордится сегодня?
– На сегодняшний день студенты обучаются на факультетах лечебное дело, педиатрия, стоматология, сестринское дело, фармация, клиническая психология, социальная работа, менеджмент, медицинская кибернетика.
В университете работает студенческое научное общество, признанное лучшим в России, действуют программы студенческого международного обмена с Японией, США. Развиваются студенческий профилакторий, Центр здорового образа жизни, Центр психологической поддержки, стадион, лыжная база. Ежегодно проводится мониторинг здоровья студентов, внедряются новые формы студенческого самоуправления.
КрасГМУ успешно вошел в Болонский процесс, целью которого является создание европейского пространства высшего образования. Это потребовало модернизации в организации, содержании, средств и методов преподавания.
В университете активно разрабатываются и внедряются новые информационные и мультимедийные технологии.
В КрасГМу получают высшее образование более 4000 студентов. С 2011 года к университету присоединен Красноярский медико-фармацевтический колледж, в котором среднее профессиональное образование получают более тысячи студентов. Колледж – одно из старейших учебных заведений Красноярска. Он был создан на базе фармацевтической школы, основанной в 1936 году.
В вузе систематически проводятся олимпиады и конкурсы, благодаря которым происходит активное вовлечение студентов в творческую познавательную деятельность.
Ежегодно на базе КрасГМУ организуется Всероссийская научно-педагогическая конференция с международным участием из серии «Вузовская педагогика». Это дает возможность всесторонне обсуждать актуальные вопросы, связанные с внедрением инновационных педагогических технологий. Присоединение является новым этапом развития колледжа в системе вузовского непрерывного профессионального образования.
Уровень профессионального мастерства преподавателей КрасГМУ постоянно повышается. Регулярно проводятся открытые лекции высококвалифицированных преподавателей вуза, на которых могут присутствовать все желающие.
В 2009 году КрасГМУ в номинации конкурса «Европейское качество» вошел в реестр «100 лучших вузов России».
– Вы упомянули студенческие советы. В чем заключается их главное предназначение?
– Студенческие советы – это подготовка кадров для университета. Именно таким стало предназначение студсоветов с 2010 года, когда произошло их полное обновление, вновь заполнена структура организации. Каждый факультет теперь имеет свою индивидуальную структуру и своих ответственных. Студенческие советы – своего рода «дублеры», которые повторяют структуру университета у себя на факультете. Развитие студенческих советов факультетов позволяет вовлекать в их деятельность студентов, проживающих вне общежития.
Также действует Союз молодежи – добровольная, самоуправляемая, некоммерческая творческая общественная организация, созданная группой инициативных студентов-медиков. Его девиз: «Здесь учатся быть лидером!»
Реализуемые идеи имеют разное направление – научное, социальное, экономическое. При работе над проектами происходит выработка навыков, направленных на повышение инициативности, коммуникабельности, ответственности, креативности и умения работать в команде.
Студенческое самоуправление необходимо для всестороннего развития студентов. Регулярно проводятся тренинговые курсы для студентов всех факультетов, весенняя и осенняя школы студенческого актива «Лидер». Проходят «Ректорские посиделки», реализующие механизм обратной связи между администрацией и студентами.
Здоровый образ жизни – незаменимый отдел в любой молодежной организации, ответственный за пропаганду спорта, здорового питания, здоровому отношению к жизни и самому себе.
Студенческие отряды – это не только молодежное движение или трудовой коллектив, а целое государство со своими законами, укладом, традициями и ритмом жизни. Студенческий отряд «Медик» и Ректорский строительный отряд являются гордостью КрасГМУ.
Жизнь студента-медика наполнена незабываемыми событиями, а с Союзом молодежи она еще более яркая, полезная и интересная. Самым красивым и ожидаемым событием является «Золотая шпора» – конкурс-премия, праздник, посвященный одновременно и Новому году, и окончанию семестра, и награждению любимых преподавателей.
Конечно, здоровый образ жизни немыслим без занятий спортом. Первые занятия по организации спортивно-массовой работы начались в 1948 году и продолжаются по сей день в спортивном клубе «Медик».
Стимулом для регулярных занятий спортом и физической культурой являются внутривузовские спартакиады между учебными группами, факультетами, общежитиями.
Студенты и сотрудники вуза регулярно завоевывают призовые места в проходящих спартакиадах среди медицинских учреждений Красноярского края.
Ежедневно на территории главного корпуса КрасГМУ для сотрудников и студентов проводится производственная гимнастика, которую я иногда возглавляю.
– Расскажите про музей и уникальный купол, венчающий здание университета.
– В задачи музея КрасГМУ входят сохранение историко-культурного и научного наследия за многолетнюю историю. Идея была создать музей КрасГМУ. Я часто нахожусь в командировках в Москве и вижу Храм Христа Спасителя. Как-то мне пришла в голову мысль создать в нашем университете постройку в форме купола и в ней создать музей. Много лет я вынашивал эту идею. Затем я побывал в Берлине и увидел Рейхстаг. И тогда я решил сделать лучше, чем в Берлине. Вместе с архитектором Демирхановым мы стали восстанавливать историческую справедливость – восстановили колонны. В итоге у нас появился пятый этаж – зал ученого совета, музей и купольный этаж. Это и есть храм образования, науки и культуры, а культура начинается с эстетики.
– Главная задача врача – лечить. Расскажите о медицинской деятельности университета.
– Красноярский государственный медицинский университет – это не только учреждение по подготовке и совершенствованию врачебных кадров, но и лечебно-диагностический центр, который в значительной мере определяет стратегию и тактику лечебно-профилактической работы в регионе. Клиническими базами являются около 70 лечебно-профилактических учреждений. Стоматологическая поликлиника вуза построена для занятий со студентами и оказывает помощь населению.
В университетской клинике КрасГМУ создан Реабилитационный центр для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, ведутся приемы пациентов с эпилепсией и наследственными нервно-мышечными заболеваниями.
При участии университета в Красноярске создан и функционирует Центр планирования семьи и репродукции, успешно действует Центр экстракорпорального оплодотворения.
Работают заслуженные врачи и лауреаты ежегодной премии Красноярского отделения Российской ассоциации врачей «Золотой скальпель». В 2002 году профессор М. Дралюк занял второе место в премии лучшим врачам России «Призвание», в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человеку», а в 2004 году коллектив профессоров занял первое место в этом же конкурсе в номинации «За новый метод лечения». В 2005 году на Международной премии «Профессия – Жизнь» в номинации «Династии врачей» лауреатами стали профессора Н. Дралюк и М. Дралюк.
– Вы первым в России стали разрабатывать новое направление научных исследований – о здоровье беженцев и безработных, защитив диссертацию по этой проблематике.
– В то время, в начале 90-х, в нашей стране такого понятия как «безработица» не было. Я вспоминаю иллюстрации в школьном учебнике: забастовки в буржуазном обществе и требования рабочих в Советском Союзе. Действительно, после распада страны появились две категории людей, ранее не изучаемых групп населения, одна из которых – беженцы. В 90-е годы жители Сибири почувствовали приток нездорового населения из Средней Азии: Казахстан, Узбекистан, кавказские республики. Прибывало около 40 тысяч в год беженцев и вынужденных переселенцев. Меня как врача интересовало их здоровье. Была внесена поправка в законодательство об обязательном медицинском осмотре прибывающих в Россию людей. Категория «безработных» ранее была несвойственна для нашей страны.
Я изучал психологию безработных людей. Существует несколько фаз: после увольнения наступает периода стресса и адаптации, первые два-три месяца идет активный поиск новой работы. Затем наступает период ранней депрессии, человек согласен на все, но работать уже не хочет. Сейчас люди стали психологически привыкать к статусу безработных. Состояние безработных, особенно женщин, резко ухудшается. Зрелая, 40–45-летняя женщина с высшим или средним специальным образованием – классический портрет безработного.
– Расскажите немного о себе.
– Рост 182, вес 95, размер сапог 44, противогаз третий, при пожаре выносить первым. Но это я шучу. В медицину я попал случайно. В школе учился хорошо, занимался спортом. Но характер был хулиганистый, учительница сделала мне такую запись в характеристике: «обладая богатейшей памятью, неплохой логикой суждения, Иван часто пропускал занятия по физике». В седьмом классе я уже с друзьями ловил и оперировал сусликов, искали аппендицит. И когда я выбирал вуз, мне понравилось приглашение из мединститута. Я набрал 18,5 баллов, а проходной составлял – 19. И тогда я пошел работать на железную дорогу кайлографом – монтером пути. Отработал два месяца, затем приехал в Красноярск и устроился на завод токарем. После поступил в наш университет и закончил его с красным дипломом. Вся моя жизнь прошла в этом вузе.
Я изучаю свою родословную: составил генеалогическое дерево вплоть до одиннадцатого поколения. Написал книгу «Архитектор своей судьбы». В книге-исповеди я попытался взглянуть на свою жизнь как бы со стороны глазами бесстрастного очевидца и попытаться ответить на самый главный для себя вопрос: что же помогло крестьянскому пареньку из глубинки вырваться наверх и реализовать свои детские мечты? Мне хотелось показать студентам свой жизненный путь.
Мое хобби – собирательство уникальных старинных вещей. У меня в доме и подворье есть все – начиная с костей мамонта и заканчивая 20 утюгами разных времен, 15 самоварами, телегой, хомутами для лошадей и многим другим.
У меня есть картина, написанная рукой В. Ф. Войно-Ясенецкого – странник на фоне Киево-Печерской лавры. Ее подарили мне на день рождения, не зная, что она кисти самого Войно-Ясенецкого. Это целая история, как она оказалась у меня. Сейчас подлинность картины в стадии доказательства. Ученый совет проводил заседание в художественном институте по этой картине. С моей точки зрения, с вероятностью 99, 9 % написал эту картину В. Ф. Войно-Ясенецкий.