Геращенко А. Н. МАЙский взлет инженерных кадров


Московский авиационный институт (МАИ) основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны.

Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки специалистов практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства).

За прошедшие с момента основания годы МАИ выпустил более 160 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности, среди которых более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей.

Об этом и многом другом рассказал ректор МАИ, доктор технических наук профессор Анатолий Геращенко.


– Анатолий Николаевич, ведет ли главный авиационный вуз страны профориентационную работу?

– Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) постоянно ведет активную профориентационную работу по различным направлениям. За каждой кафедрой вуза закреплено 15 школ Москвы, в которых проводится профориентационная работа. В МАИ также реализуется профориентационное взаимодействие по схеме «профессор МАИ – студент МАИ – школьник базовой школы» с более чем 30 базовыми школами и профильными техникумами. В университете действует широкий спектр курсов для подготовки школьников к ЕГЭ, есть физико-математическая школа, где будущие абитуриенты готовятся к экзаменам бесплатно. Благодаря ресурсному центру научных исследований и инновационных технологий МАИ наши преподаватели с использованием системы видеоконференцсвязи обучают математике, физике, иностранным языкам, основам конструирования летательных аппаратов и программе SolidWorks учеников пяти школ Москвы, а также школ Гагарина, Ельца, Калуги.

Помимо этого МАИ совместно с ОАО «Компания Сухой» провел олимпиаду для школьников по авиации, из победителей которой сформировались группы целевой подготовки для обучения по индивидуальной программе в МАИ для ОКБ Сухого.

МАИ принимает активное участие в крупных образовательных выставках, как на территории России, так и за рубежем, и наши экспозиции всегда пользовались повышенным вниманием посетителей. Кроме традиционных Дней открытых дверей МАИ организовал на своей территории День науки – мероприятие для школьников старших классов, целью которого является привлечение внимания и интереса будущих абитуриентов к инженерной, научной и авиационно-технической деятельности. Для школьников разработана программа из девяти научных миров, соответствующих основным направлениям учебной и научной деятельности университета. В рамках этих миров школьники посетили научные лаборатории факультетов, ресурсные центры, познакомились с научными разработками МАИ.

В МАИ осуществляется набор иностранных абитуриентов. Несмотря на то, что большинство специальностей МАИ являются закрытыми, вуз осуществляет подготовку иностранных студентов из 32 стран дальнего зарубежья и из 10 стран СНГ. Наиболее крупные контракты по обучению заключены с Союзом Мьянма, Малайзией, Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Корея, Китайской Народной Республикой, Республикой Казахстан и другими. В настоящее время в университете обучаются более 1240 иностранных студентов и аспирантов.

Мы провели уникальный молодежный фестиваль «МАЙский взлет» на аэродроме Тушино, который посетило более 4000 школьников и 2500 студентов.

«МАЙский взлет» – единственный в своем роде фестиваль для молодежи, популяризирующий инженерные профессии, которые имеют стратегическое значение для России. Наш фестиваль – это абсолютно новый формат профориентационного мероприятия, в рамках которого школьники знакомятся с вузом, уникальными разработками факультетов, предприятиями промышленности. «МАЙский взлет» – это настоящий праздник с увлекательной анимационной программой, состоящей из спортивных мероприятий, конкурсов, воздушных боев авиамоделистов, полетов пилотируемых моделей самолетов, вертолетов, разнообразных коптеров, кордовых моделей.

Совместно с Департаментом образования города Москвы принято решение о создании комплексного проекта по проведению проектно-исследовательской деятельности и мероприятий для обучающихся и педагогов Москвы, направленных на развитие авиамодельного спорта. На базе студенческого конструкторского бюро авиационного моделирования МАИ будут организованы регулярные занятия со школьниками, студентами и преподавателями в секциях по авиамодельному спорту, районные и городские выставки авиамодельной техники, спортивные учебно-тренировочные сборы. У молодежи появится возможность участвовать в составе сборной команды в чемпионатах Москвы, всероссийских и международных соревнованиях.

– Как обстоят дела с подготовкой кадров для оборонно-промышленного комплекса?

– Правительство Российской Федерации уделяет огромное внимание подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. Основная проблема – дефицит молодых специалистов на предприятиях промышленности из-за неспособности некоторых предприятий ОПК обеспечить сотрудников достойной заработной платой труда и льготным жильем.

– Что Вы думаете относительно модели «заказчик-исполнитель»?

– Подготовка специалистов для ОПК всегда велась в тесном взаимодействии с предприятиями отрасли, но в современных условиях требуется развитие новых форм и методов такого взаимодействия.

При реализации целевого набора необходимо применять трехсторонние договоры «вуз-предприятие-студент». Для повышения эффективности данного инструмента следует усилить ответственность сторон: во многих случаях не удается добиться выполнения выпускниками обязательства по отработке нескольких лет на предприятии. Еще одной проблемой является подбор абитуриентов для целевого набора. На предприятиях, как правило, нет специальных служб для организации такого подбора, поэтому формирование контингента абитуриентов не всегда соответствует требованиям, предъявляемым университетом.

Для повышения качества целевой подготовки необходимо шире применять такие методы, как создание базовых кафедр, организация распределенных практик, сетевых методов обучения.

– Как выстроено взаимодействие Вашего вуза с работодателями? Получаете ли Вы заказы на подготовку тех или иных специалистов?

– МАИ осуществляет целевую подготовку кадров для ведущих предприятий авиационной и ракетно-космической отраслей промышленности, среди которых: Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, ОАО «Корпорация «Иркут», РКК «Энергия», ОАО «Российские космические системы», ОАО «Туполев», ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» и другие. В этом году планируется принять около 600 абитуриентов на обучение по программам целевой подготовки.

МАИ заключено более 100 соглашений с предприятиями промышленности. Мы направляем своих студентов, начиная с 3 курса, на профильные предприятия, где они под руководством специалистов промышленности выполняют специализированные курсовые и дипломные проекты, проходят все виды практик. При этом предприятия выплачивают им заработные платы и назначают дополнительные стипендии. Это помогает студентам видеть свои перспективы на предприятиях, а работодателям – способности своих будущих специалистов.

С 2006 года в МАИ функционирует Центр трудоустройства, который является координатором Ассоциации центров трудоустройства вузов Москвы. Ежегодно в МАИ, весной и осенью проходят ярмарки вакансий (Дни карьеры). Регулярно проводятся презентации компаний-работодателей, на специализированных стендах размещается информация о вакансиях, программах стажировок и набора молодых специалистов. Все услуги Центра для соискателей бесплатны.

– Несколько слов о ситуации в авиационной отрасли. Какие у нас есть преимущества, а в чем мы, наоборот, отстаем?

– В настоящее время отечественная военная авиационная и вертолетная техника превосходит мировые аналоги. Однако в сложные для нашей отрасли времена мировая гражданская авиация развивалась более быстрыми темпами. Считаю, что Россия – великая держава, которая должна выходить на передовые позиции в производстве гражданской авиации и удерживать лидирующие – в военной.

– Какими научными достижениями может похвастаться МАИ?

– МАИ представляет собой аналог технопарка, в котором, наряду с учебными аудиториями, сконцентрированы научно-образовательные центры, ресурсные центры, конструкторские бюро, многочисленные лаборатории, опытно-экспериментальный завод.

Среди научных достижений МАИ можно отметить успешное выполнение проектов, победивших в 2010 году в конкурсном отборе организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, проводившихся по Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218. Совместно с ОАО «РСК «МиГ» МАИ реализовал проект «Разработка и изготовление моделирующего комплекса, снабженного стереоскопической системой визуализации окружающей обстановки, для моделирования режимов точного пилотирования» с объемом финансирования 39,5 млн рублей. Разработанный комплекс был представлен на МАКС–2011, Ля Бурже–2013 и выставляется на МАКС–2013. Совместно с ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» реализован другой проект по созданию высокотехнологичного производства многофункциональных бортовых радиолокационных систем для различных носителей с объемом финансирования 250 млн рублей. В декабре 2012 года опытно-конструкторская работа была завершена изготовлением двух опытных образцов, проведением предъявительских испытаний и присвоением конструкторской документации на МБРЛС литеры «О1».

Еще два проекта МАИ одержали победу в рамках третьей и четвертой волны данного конкурса. В 2012 году победил проект «Инновационный спускаемый с орбиты аппарат – демонстратор внедрения аэроупругих, развертываемых при полете в космосе и в атмосфере элементов конструкции в космическую технику», реализуемый МАИ совместно с ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина» с объемом финансирования 75 млн рублей. В 2013 году – проект «Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения – высокочастотных ионных двигателей малой мощности», реализуемый ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» и МАИ с соисполнителями проекта – ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша» и специализированной лабораторией 1-го института физики Гиссенского университета (Германия) с общим объемом финансирования 260 млн рублей.

Благодаря победе МАИ в открытом публичном конкурсе на получение гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проходящего в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220, МАИ реализовал проект «Развитие направления научных исследований в области энергетических установок авиационных и ракетно-космических систем» с объемом финансирования 150 млн рублей. По итогам двух лет работы создана Лаборатория высокочастотных ионных двигателей (ВЧ ИД) МАИ под руководством профессора Хорста Леба (Германия) – ученого с мировым именем, специалиста в области ВЧ плазмодинамики и электроракетных двигателей, создана экспериментальная база для исследования рабочих процессов и исследования электроракетных двигателей, соответствующая мировому уровню. Результаты работы Лаборатории использованы при выполнении таких значимых космических проектов, как ОКР по темам «ТЭМ с ядерной энергодвигательной установкой», «Интергелио-зонд» и НИР по темам «Баллистический анализ схем межпланетных перелетов в рамках программы освоения Луны и Марса» и «Воздействие ЭРД на элементы конструкции и бортовые радиосистемы КА». Эти и другие НИОКР выполнялись Лабораторией ВЧ ИД по договорам МАИ с головными предприятиями Роскосмоса: ИЦ им. М. В. Келдыша, ЦНИИмаш и НПО имени С. А. Лавочкина. Сформирован коллектив Лаборатории со значительной долей молодых сотрудников: инженеров, аспирантов, студентов. Советом по грантам Министерства образования и науки Российской Федерации было принято решение о продлении гранта на 2013–2014 годы с объемом дополнительного бюджетного финансирования в размере 27 млн рублей.

В МАИ сто процентов обучающихся задействованы в учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). В настоящее время в учебных планах по программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста, разработанных в соответствии с ГОС ВПО, предусмотрена УИРС как вид учебной практики. Как результат созданы и успешно работают 10 студенческих конструкторских бюро в областях: авиации, ракетостроения, космоса, вооружения, робототехники, информационных технологий и др. В процессе обучения студентов используются широкие возможности 5-ти ресурсных и 11-ти научно-образовательных центров, позволяющие реализовать принцип сквозной подготовки, то есть «объемное моделирование детали – формирование электронной модели детали – проектирование технологического процесса – составление программы для станков ЧПУ – изготовление детали – проверка качества изготовления – испытания». Научно-исследовательской работой студентов занимаются более 3000 обучающихся. Молодые ученые привлекаются к научной работе уже на младших курсах с постепенным наращиванием объемов и сложности решаемых задач по мере углубления специальных знаний, получаемых студентами, и приобретения ими навыков и вкуса к творческой работе.

Загрузка...