Нет в истории более загадочного и мифологизированного периода, чем первобытное общество. Его ещё называют доисторическим, и неслучайно. Разумеется, в те времена никто не фиксировал ход событий, не вёл летописей, не пытался оставить потомкам послание о своём времени… Само наименование – первобытное общество, конечно, условно. Мы к нему привыкли. Так легче говорить о громадной и загадочной эпохе. Это история человечества до изобретения письменности. Если верить исследователям, человек появился на Земле около 2,5 млн лет назад, а первые цивилизации и древние протогосударства – примерно 10 тыс. лет назад. Следовательно, наиболее продолжительная часть истории человечества – свыше 90 % – приходится на времена первобытного общества. Правда, человечество было тогда не просто примитивным по уровню развития, но и чрезвычайно малочисленным.
Об играх и об элементах игрового мироощущения можно говорить только применительно к последнему этапу первобытности, когда племена находились на пороге рождения цивилизаций. Следы первобытной реальности мы видим и в более поздних свидетельствах, относящихся к Древнему Шумеру, Египту, к Древней Элладе…
На каком историческом фоне появлялись первые прообразы игр?
Важнейшим этапом в развитии первобытного общества стало приручение огня. Нельзя не упомянуть и переход к производящему хозяйству, когда наши далёкие предки научились не просто подстраиваться под обстоятельства, но и изменять природу, использовать её возможности. Всё это потребовало изменений в сознании, в психологии. Нужно было развивать не только спортивные навыки, но и фантазию, воображение.
Сложнее и изобретательнее стали методы охоты. Человек научился обманывать зверя. Стал сильнее его, разумеется, не физически. Зубы и когти у зверя по-прежнему были мощнее. Сила человека проявилась в умении придумывать и использовать орудия труда и охоты, ставить ловушки, обманывать зверя.
У людей появились обязанности в зависимости от личных способностей.
Широко известен постулат Фридриха Энгельса: «Труд превратил обезьяну в человека». Не стоит отмахиваться от этого вывода. Труд действительно сыграл колоссальную роль в судьбе человечества, в проявлении прогресса, плоды которого мы видим в истории первых цивилизаций, пришедших на смену первоначальному, во многом пассивному существованию. Но важны и другие факторы, на которые Энгельс не обратил внимания.
Одним из главных препятствий на пути к прогрессу являлся страх. Страх перед природой, перед её яркими явлениями, перед мощным зверем, перед холодом, перед водными и горными препятствиями… В ХХ веке возникла эксцентричная, хотя и любопытная гипотеза: по мнению некоторых современных учёных, не одних историков, но и психологов и биологов, важную роль в становлении человека как царя природы сыграл… хмель. Алкоголь. Первые пьянящие напитки появились примерно 10 тыс. лет назад. Однако гораздо раньше наши предки стали употреблять упавшие на землю фрукты. Забродившая мякоть подгнивших плодов содержала спирт и обладала слабым алкогольным эффектом. Лёгкое состояние опьянения помогало первобытным людям совершать нестандартные поступки, без которых невозможен прогресс. Кроме того, хмель придавал смелости на охоте. Хмель придавал кураж в пародировании животных, в обезьянничании. От пародий один шаг до надевания шкур. Люди изображали из себя зверей – и на охоте это помогало заманивать жертву в ловушку. В то же время игрища в шкурах, с рогами, в масках стали первыми религиозными мистериями и предтечей театра. Животных начали считать сакральными предками и покровителями рода. Это явление в истории религий называют тотемизмом. Превращение людей в животных и животных в людей («метаморфозы») явилось основой многих мифов. Это основной волшебный сюжет, интересовавший человечество на ранней стадии развития и ставший основой многих игр.
Отметим: многие первые игры имели пародийный характер. Человек умел имитировать животных и других людей – как для развлечения, так и из тактических соображений. Эта игра предшествовала сакральным мистериям, которые, в свою очередь, стали первоосновой театра.
Ещё одно конкурентное преимущество, связанное с употреблением забродивших фруктов: человеческий организм «научился» усваивать алкоголь и употреблять его умеренно. Человек и в этом получил конкурентное преимущество над другими живыми существами. И роль вина в появлении древних цивилизаций – египетской или критской – трудно переоценить.
Наконец, третий фактор напрямую связан с темой. Уже в первобытном обществе появилось искусство, а вместе с ним и игры. Игры в тот период трудно отделить от религиозных обрядов. Первобытные люди пытались объяснить явления природы. У них появилось представление о божествах и духах. Трудно отделить игры от религиозных мистерий, от своеобразного первобытного театра под открытым небом. Постепенно пришло понимание важнейших событий в жизни человека, которые отмечались такими игрищами. Это рождение ребёнка, смерть человека, начало и окончание плодородного сезона, созревание стратегически важных плодов… Люди сакрализировали круг своей жизни и круг природы, осторожно присматриваясь к смене времён года…
В те же времена люди стали фиксировать свои чувства и намерения в своеобразных рисунках. Наскальная живопись была изначальным прообразом многих игр, искусств и умений. Это и живопись, и художественная литература, и журналистика, и алфавит, и комикс, и учебник… Самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают более 30 тыс. лет, а самые поздние – около 12 тыс. лет.
Сакральные игры, как мы уже знаем, основывались на имитации. Например, во время обрядовой охоты её участники облачались в шкуры соответствующих животных, подражали их повадкам, имитировали выслеживание зверя, его преследование, копировали действия человека при исполнении охотничьих плясок, изображали полёт птицы, движение змеи. Это помогало преодолеть робость перед зверем.
Ритуальные игры во время погребальных и поминальных церемоний сопровождались сольным и хоровым пением, ритуальными движениями и жестами, возгласами удивления, ужаса, драматическими диалогами духов предков с покойным. Позднее у народов Африки, к примеру, посланников из загробного мира, взывавших к умершему, нередко изображали члены тайных ритуальных религиозно-магических обществ. Они надевали маски и костюмы наиболее почитаемых предков, обращались от их имени к членам рода, предрекали будущее, исполняли танцы и пантомимы. У древних египтян большое распространение получили погребальные маски, которые надевались на лицо мумии. Видимо, это было связано с верой в магическую силу маски, которая помогает нейтрализовать злых духов. Надо ли говорить, что это явилось основой будущего театрального искусства? А в наше время африканские маски – расхожий сувенир для туристов.
Здесь нельзя не вспомнить историю происхождения понятия «трагедия». В переводе с греческого – «козлиная песня». Как произошло это странное название? Как рассказывает философ Аристотель в своём знаменитом трактате «Поэтика», трагедия возникла первоначально из импровизированных песен (дифирамбов) в честь бога Диониса, которые исполняли выряженные в козлиные шкуры актёры, изображавшие сатиров. Эти песни сначала состояли, как говорит Аристотель, «из мелких сказаний и потешного слога». Лишь потом путём ряда изменений и преобразований трагедия стала сама собой и «достигла своей важности и величия» (Аристотель). Разумеется, тут речь идёт уже о древних цивилизациях, а не о первобытном обществе. Однако корни этого явления уходят глубоко. Как и появление первых религиозных представлений о мире и человеке.
На излёте первобытной эпохи считалось, что живому опасно взирать на открытое лицо умершего или человека в его роли во время драматических диалогов духов предков с покойным. Разнообразные маски использовались во время ритуалов, связанных с культами предков, огня, с земледельческими культами, с обрядом инициации. Их носили перед собой на длинных палках при исполнении ритуальных танцев. При совершении земледельческих обрядов маски нередко помещали на поле для охраны посевов.
Не менее зрелищно выглядел обряд инициации, сопровождавший переход юношей из одной возрастной группы в другую и посвящавший их в члены рода. В день совершеннолетия посвящаемый приносил в жертву местному речному богу волосы.
Погребальные игры у знатных эллинов представляли красивую традицию. Они начинались с бега на колесницах, в котором принимали участие пять возничих. Места и время прохождения колесниц определялись по жребию. Учредителем игр выступал родственник или друг покойного. Судьёй был самый старый и опытный член общины. После каждого вида игр следовало награждение как победителя, так и побеждённого. Победителю вручался приз. О таких играх мы знаем немало. Потому что древние греки записали и сохранили для будущих поколений эпические поэмы Гомера, где странствующий певец подробно и художественно описал погребальные игры, которые устроил Ахилл после гибели друга – Патрокла.
В Древнем Китае ритуальный характер имели гонки «лодок-драконов», которые проводились, чтобы угодить богине реки, озера, канала, дававшей дожди для земледельцев и рыбу для рыбаков. Лодки украшались изображениями дракона, олицетворявшего могущество и власть, а его 117 чешуек – удачу. После гонок древние люди приносили в храме человеческую жертву – юношу, которого называли «Женихом Богини». Семья жертвы считала его кончину особой честью. Если во время гонок кто-нибудь тонул, это воспринималось как хорошее предзнаменование, обещавшее богатый урожай. Традиция в том или ином виде существовала столетиями.
По-видимому, именно китайцы изобрели важный вид игры, существующий и в наше время, – головоломки. Головоломки возникли, когда люди заинтересовались арифметикой и научились мыслить абстрактно.
Так, представления древних китайцев о строении Вселенной нашли отражение в головоломке «Китайский шарик». Декоративный шарик из слоновой кости, покрытый затейливой резьбой, состоял из семи и более разных по размерам шариков, вложенных друг в друга и олицетворявших небесные сферы. Они имели на поверхности круглые отверстия разного диаметра. Для решения этой головоломки следовало посредством поворота каждого внутреннего шарика совместить их отверстия так, чтобы из образовавшегося сквозного канала извлечь наружу наименьший из всех цельный шар. Секрет изготовления подобных головоломок хранился в строжайшей тайне. Нередко на их работу уходила жизнь двух-трёх поколений мастеров. Китайцы во все времена умели действовать кропотливо.
Древним китайцам был известен также магический квадрат. Согласно легенде, во времена правления императора Юй (около 2200 до н. э.) из вод Хуанхэ всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы Ло-шу, напоминающие магический квадрат. Древнекитайский магический квадрат Ло-шу состоял из трёх столбцов, сумма чисел которых по вертикали, по горизонтали и по обеим диагоналям составила 15:
2 7 6
9 5 1
4 3 8
В магическом квадрате Хэ-ту разность пяти пар чисел равнялась пяти. Впоследствии магические квадраты легли в основу филиппинских и японских головоломок судоку. Такой магический квадрат являлся у древних китайцев символом сакрального значения. Цифра 5 в середине означала землю, а вокруг неё в строгом равновесии располагались огонь (2 и 7), вода (1 и 6), дерево (3 и 8), металл (4 и 9).
А что же труд, о котором писал Энгельс? Безусловно, и это явление стало источником появления игр. Прежде всего воспитательных. Ведь трудовые навыки приходится совершенствовать из поколения в поколение. Человечество не сумело бы сделать рывок к цивилизации, если бы не озадачилось проблемой воспитания детей.
Русский учёный-марксист Георгий Валентинович Плеханов в своей работе «Письма без адреса» (1900) высказал предположение, что ребёнок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, это исполнение носило подражательный, пародийный характер. В играх дети старались в гротескном виде воспроизвести труд родителей. А родители предоставляли им для забавы орудия труда, скорее всего, испорченные. Так в жизнь человека вошли детские игры, детские забавы. И уже на следующей стадии появились детские игрушки. То есть имитация орудий труда, специально сделанная для игр. О значении воспитательных игр хорошо знали эллины, которые параллельно с древними китайцами стали основоположниками педагогики. «Человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения», – писал Платон.