…но я любил играть, и за это меня наказывали те, кто сами занимались, разумеется, тем же самым. Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых. Одобрит ли справедливый судья побои, которые я терпел за то, что играл в мяч и за этой игрой забывал учить буквы, которыми я, взрослый, играл в игру более безобразную? Наставник, бивший меня, занимался не тем же, чем я? Если его в каком-нибудь вопросике побеждал ученый собрат, разве его меньше душила желчь и зависть, чем меня, когда на состязаниях в мяч верх надо мною брал товарищ по игре?
Кости – одна из древнейших игр
Игра сопутствует человеку начиная с истории первых цивилизаций. С этим утверждением вряд ли кто-то поспорит. Однако игра – настолько многообразное понятие, что определить его в один присест невозможно. Это явление в разных ипостасях сопровождает нас с рождения до преклонных лет. Ведь игра – не только детское развлечение или состязание, которое часто становится важным увлечением взрослого человека, как, например, шахматы. Это ещё и образ жизни. Важная краска психологического портрета человека. Феномен настолько глубокий, что по мере изучения его горизонт будет бесконечно расширяться. Но нужно сделать первый шаг – и начать серьёзный, хотя в чём-то и иронический разговор об Игре.
Что наша жизнь? Игра! Эту аксиому провозглашал… нет, не Пушкин, хотя это цитата из ариозо Германа, героя «Пиковой дамы». Тут постарался другой автор, автор либретто – Модест Чайковский, брат композитора. А формула оказалась по-пушкински выразительной.
Игра как творческий феномен, как состязание и как способ времяпровождения органична, сообразна природе человека. Иначе этот феномен не существовал бы тысячелетиями. Конечно, за это время в природе игр многое поменялось. Развивалась техника, менялись ритмы и стиль жизни, а вместе с ними и игры. Но многое оставалось и остаётся неизменным, и это требует осмысления. Речь идёт и об игровых техниках, и о принципах многих игр: бродилок, стрелялок, гонок, стратегических интеллектуальных противостояний, игр, связанных с силой и ловкостью, игр, построенных на жребии… Дело в том, что в игровой реальности многое крепко связано с психологией человека. Стремление к лидерству, к победе, в том числе интеллектуальной, стремление к развлечениям, к интересному проведению досуга, наконец, азарт – всё это было присуще нашим далёким предкам, присуще и нам. Добавим к этому мистику и суеверия, которые тоже не исчезли с течением веков. Метание жребия – что это, если не попытка выяснить судьбу, проникнуть в «третье измерение»? Этот пласт человеческой психики тоже не растворился в дыму столетий, а многие игры в своей генеалогии восходят к мистическим ритуалам. Наше повествование показывает нерушимую взаимосвязь, которая существует между самыми древними и самыми современными играми. В гробницах древних царей Междуречья и Египта мы находим артефакты, напоминающие игральные кости и доски для нард и шашек. На древних фресках видим состязания игроков за неким подобием шахматной доски. И между ними есть связь не только с современными нардами и шахматами, но и с электронными играми. А критский лабиринт, о котором мы читаем в древнегреческом мифе о Тесее, разве не прообраз многих нынешних игр? Правда, раньше лабиринт вытёсывали из камня, а в наше время достаточно заглянуть на экран телефона… Эта эстафета игр от египетских фараонов к гаджетам ХХI века – наилучшее доказательство органичности Игры. Игры с большой буквы, в метаморфозах которой можно проследить своеобразную логику. Наша книга показывает историю этой многовековой эстафеты.
Находки, связанные с историей игр, пополняются ежегодно. Приведём лишь один злободневный пример. В августе 2018 года археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) при раскопках в Выборгском замке в Ленинградской области нашли кирпич XVI века, который, как утверждают исследователи, служил полем для настольной игры. В прессе появился такой комментарий: «Это средневековый кирпич, представляющий собой игровое поле для настольной логической игры наподобие нардов, шашек или го, не имеющей современного аналога, нашли археологи Института истории материальной культуры РАН при раскопках Выборгского замка. Учёные допускают, что находка может оказаться самым поздним образцом такого игрового поля в Европе, причём особенно интересен тот факт, что оно выполнено не из дерева, как в большинстве известных случаев, а из камня».
Выборгская находка
Заместитель руководителя Выборгской экспедиции ИИМК РАН Александр Смирнов предположил, что речь о старинной игре «Мельница», которая известна с IX–X веков. Она была распространена в Средней Азии, откуда по торговым путям попала в Балтийский регион и в Европу: «Игра была предметом торговли, имела распространение и в городах Руси, особенно на Северо-Западе – в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге. Это логическая игра для двух игроков с фишками разного цвета, обычно в неё играли на досках, и, вероятно, найденный каменный образец игрового поля – один из самых поздних в Европе, относящийся к периоду 1560–1580-х годов». Сколько ещё будет подобных находок?
Находки, связанные с историей игр, пополняются ежегодно. Приведём лишь один злободневный пример. В августе 2018 года археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) при раскопках в Выборгском замке в Ленинградской области нашли кирпич XVI века, который, как утверждают исследователи, служил полем для настольной игры. В прессе появился такой комментарий: «Это средневековый кирпич, представляющий собой игровое поле для настольной логической игры наподобие нардов, шашек или го, не имеющей современного аналога, нашли археологи Института истории материальной культуры РАН при раскопках Выборгского замка. Учёные допускают, что находка может оказаться самым поздним образцом такого игрового поля в Европе, причём особенно интересен тот факт, что оно выполнено не из дерева, как в большинстве известных случаев, а из камня».
Заместитель руководителя Выборгской экспедиции ИИМК РАН Александр Смирнов предположил, что речь о старинной игре «Мельница», которая известна с IX–X веков. Она была распространена в Средней Азии, откуда по торговым путям попала в Балтийский регион и в Европу: «Игра была предметом торговли, имела распространение и в городах Руси, особенно на Северо-Западе – в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге. Это логическая игра для двух игроков с фишками разного цвета, обычно в неё играли на досках, и, вероятно, найденный каменный образец игрового поля – один из самых поздних в Европе, относящийся к периоду 1560–1580-х годов». Сколько ещё будет подобных находок?
Можно выделить три основных направления развития игрового начала. Первое – воспитательное. Игры развивали и развивают ребёнка, помогают ему адаптироваться во взрослом мире с его заботами и трудовыми обязанностями. Об этом, как мы увидим, писали многие выдающиеся психологи и педагоги, выдвигая собственные теории. Второе направление – мистическое, религиозное. Оно проявилось в мистериях, в гаданиях, в первых религиозных обрядах. Оно связано с историей театра, с театральным, лицедейским элементом в нашей жизни. Это не только сценическое искусство. Это, например, и охота, и дипломатия, и педагогика. Игровое начало включается в нашей жизни на каждом шагу. Третье направление – игра как развлечение и профессия в жизни взрослого человека. Это и спортивные игры, и игры азартные. Головоломки, шарады, пари, разнообразные современные игры, связанные с умными машинами, с виртуальной реальностью. Игры, которые необходимы людям не просто для потехи, но и для проверки своих интеллектуальных и физических сил. Поиграть с судьбой, пощекотать нервы азартным состязанием с соперниками, с самим собой или просто с фортуной – эта потребность человека проявилась в истории с незапамятных времён и, несомненно, будет проявляться в будущем. При этом нужно помнить, что азарт связан не только с деньгами! И об этом, конечно, написана целая библиотека книг – во всех жанрах.
Начиная с повести Пушкина и оперы Чайковского «Пиковая дама». Эти слова могли бы стать эпиграфом к нашей книге:
Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло – одни мечты!
Труд, честность – сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет! –
Кляня, кляня свою судьбу!
Перед тем как погрузиться в историю старинных и современных игр, вспомним замечательных учёных, которые создавали так называемую теорию игр, перелистаем старинные и современные книги. Исследователи выводили феномен игры из различных материй. Кто – из социальной реальности, кто – из биологической, некоторые (особенно в древние времена) – из иррациональных глубин.
Ещё одно доказательство органичности игр – в наблюдениях за нашим подсознанием. Многие дети в уме постоянно конструируют игровую реальность, в особенности перед сном. Это не просто мечты, а активное погружение в игровую стихию со своеобразным азартом. Учёные установили, что есть как минимум два вида сна – быстрый и медленный. И во сне мы нередко играем, спасаемся из лабиринтов, боремся с неведомыми силами… И многие люди умеют играть «про себя» как во сне, так и бодрствуя, оставаясь наедине с собой. Вывод прост. Игра – одно из самых естественных состояний ума.
Глубочайшим исследователем игр был немецкий психолог Карл Гроос (1861–1946), изучавший душевную жизнь ребёнка. Его роль в науке – роль первопроходца. Самая почётная миссия! С него, как правило, начинается каждый серьёзный разговор на эту тему. Мировую известность учёному принесла работа «Игры животных», которая была опубликована в 1898 году. В ней автор выдвинул эволюционную теорию, согласно которой игра является важной подготовкой животных и людей к будущей взрослой жизни. Получается достаточно стройная система. Гроос утверждал, что дети в ходе игры расходуют имеющуюся у них излишнюю энергию. Игра, по его мнению, форма «естественного саморазвития» ребёнка. Её главный механизм – упражнения. Гроос не был согласен с точкой зрения своего современника Стэнли Холла о том, что игра представляет собой наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения.
Гроос усматривал ключевую суть игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроосу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Резюмируя свои рассуждения о значении игры, Гроос писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть». Многие исследователи ХХ века опирались на Грооса, в чём-то оспаривали его положения. Хотя исследование теории игр началось, конечно, задолго до того, как этой проблемой со свойственным ему усердием занялся немецкий психолог.
Великий русский педагог, тонкий знаток детской психологии К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» определял игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира». Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.
Наш видный марксист, культуролог и журналист Г.В. Плеханов пришёл к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда. Вклад Плеханова в развитие теории игр неоспорим. К его работам мы будем не раз возвращаться.
Знаменитый венский профессор, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи видели в игре реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удаётся реализовать в жизни. Фрейд обуславливал игру биологическим, в том числе сексуальным подтекстом.
Заметный вклад в теорию игры внесли советские психологи Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин. По Рубинштейну («Основы общей психологии»), «прежде всего игра, поскольку речь идёт об играх человека и ребёнка, – это осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива».
Л.С. Выготский, обобщая опыт предшественников, пришёл к такой формуле: «Если мы обратимся к примитивному человеку, мы увидим, что в играх детей происходит действительная их профессиональная подготовка к будущей деятельности – к охоте, к распознаванию следов зверей, к войне. Игра человеческого ребёнка также направлена на будущую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребёнок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит её в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития» (1931).
Выготский ввёл понятие «мнимой реальности», которую выстраивает ребёнок, погружаясь в стихию игры. Это ключевой термин для теории игр по Выготскому. Психолог отмечал, что игра наилучшим образом создаёт условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей, лучше всего выражаются в играх. Девочка, которая играет с куклой и воображает себя её матерью, ребёнок, который в игре превращается в охотника, в солдата, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного и настоящего творчества. В игре ребёнок, как никогда, свободен, он определяет свои поступки исходя из собственного «Я». Конечно, это мнимая свобода. Постепенно такое существование приучает нас к одновременному существованию сразу в нескольких плоскостях. Именно в игре ребёнок получает возможность через лицедейство и переживание обобщить полученный опыт. В ранние годы мы ежедневно получаем сотни ярких впечатлений. Игра помогает подсознательно переплавить их в знания и навыки.
Советский грузинский психолог и философ Д.Н. Узнадзе (1886–1950) видел в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций действования. Игра опережает потребности практической жизни. В такой интерпретации она напоминает фантастические романы: это мечта, опережающая реальность.
Такими были научные представления о теории игры накануне кибернетической революции. Эти фундаментальные наработки, не раз проверенные экспериментально, не утратили актуальности и в наше время. Но в последние десятилетия появились не просто новые гипотезы, но и новые области исследования.
Прежде чем классифицировать что-либо, необходимо дать этому определение. В силу того, что само по себе понятие игра несет множество смыслов, существует множество ее определений.
Мы договорились, что речь в нашей книге пойдёт об играх самых разнообразных. Что же их объединяет?
Игра – термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности.
Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Психология деятельности и способности человека. В.Д. Шадриков
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Общая психология. Под общ. ред. М.В. Гамезо
Игры могут принимать различные формы, начиная от спортивных соревнований и заканчивая настольными и компьютерными играми.
Основная систематизация игр проходит обычно по их содержательному признаку: познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, военные, азартные.
Многие игры по своей истории, по своей сути восходят к религиозным (как правило – ещё языческим) мистериям, к фольклорным традициям.
Отдельный пласт игровой реальности – актёрское начало в человеке. Не стоит недооценивать эту сторону нашей жизни, которая вовсе не ограничивается театральным обиходом. Игровое, театральное начало связано с коренными изменениями в психологии первобытного человека. Он стал удачливым охотником и в известной степени «царём природы», когда научился ставить ловушки зверю и действовать под маской. Натренированное умение притвориться зверем, заманивая другого, более грозного зверя, в ловушку – что это, если не предтеча театра?
Театральное искусство начинается с использования масок на охоте первобытного человека.
Другой его пласт – в истоках язычества, в истоках первых религиозных верований, которые выражались в ритуалах, напоминающих театральные постановки. Так обставлялись жертвоприношения, моления о хорошей погоде и об урожае, о даровании здоровья…
Из этих «игрищ» постепенно зарождалось искусство. Как рассказывает великий философ Аристотель в своём трактате «Поэтика», трагедия возникла первоначально из импровизированных песен (дифирамбов) в честь бога Диониса, которые исполняли выряженные в козлиные шкуры актёры, изображавшие сатиров. Эти песни сначала состояли, как говорит Аристотель, «из мелких сказаний и потешного слога». Лишь потом путём ряда изменений и преобразований трагедия стала самой собой и «достигла своей важности и величия». Основным предметом изображения трагедии, по Аристотелю, являются страсти или страдания – «действия, причиняющие гибель или боль, например, смерть на сцене, мучения, раны и тому подобное». Цель древнегреческой трагедии – вызвать у зрителя сострадание и страх. Эти эмоции во многом сродни религиозному экстазу.
Комедия тоже произошла из сельских празднеств в честь Диониса. Дионисийская сущность комедии проявлялась в безудержном веселье, немало подогретом даром Диониса. Подвыпившая толпа крестьян ходила во время праздника по деревне, воспевая в весёлых, а частью и неприличных песнях хвалы Дионису, попутно задевая прохожих или соседей. Суть комедии – показать жизнь в непривычном ракурсе, перевернуть её с ног на голову. В первую очередь забавы и смеха ради. Подчас за комической декорацией бывает скрыт глубокий смысл.
Ещё одну важную религиозную сторону игрового мышления можно выразить одним греческим словом: «метаморфоза». Это не просто лейтмотив знаменитой поэмы Овидия, по которой мы во многом и судим о древнегреческой мифологии. Для греков метаморфоза – основа восприятия мира. Ведь многое в природе замешано на перемене состояний, на «превращениях». Дня в ночь, лета в осень и т. д.
Большинство игр, о которых мы поведём речь в следующих главах, не обошлось без «метаморфоз». Греки верили, что боги способны превращать себя и других людей в животных, растения, созвездия и камни. А человек может только притвориться, надев маску или чужое обличие. В то же время древние знали, что с помощью знаний человек в силах менять состояние различных предметов и явлений. Воду можно нагреть на огне и охладить в погребе. К этому тоже относились как к чуду. Как чудо воспринимались и математические знания, и основы логики – всё то, из чего произрастают игры.
Рассуждая об актёрском начале, мы неминуемо возвращаемся ко временам века Просвещения, когда выдающиеся мыслители пытались осмыслить этот феномен. Классической в этом смысле стала работа Дени Дидро «Парадокс об актёре». Миссия искусства, по Дидро, состоит в том, чтобы воспитывать людей в духе гражданственности, учить любить добродетель и ненавидеть порок, а художник призван быть наставником человечества. И эти принципы тоже пришли к нам из далёкой античности.
Придумывая игры и головоломки, древние пытались приобщиться к высшей истине и продемонстрировать артистические способности. Cоздатели игр ощущали себя полубогами, демиургами. Ведь каждая игра – это целый мир со своими законами, со своим двойным дном. И в этом мы ещё не раз убедимся.
Как зарождались игры? Историки связывают этот процесс с первобытным обществом. Игра как явление древнее культуры. Голландский культуролог Йохан Хёйзинга считает, что игра не может быть редуцирована к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается ещё у животных. Напротив, сама культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу. Именно Хёйзинга в 1938 году выдвинул концепцию «человека играющего» (Homo ludens) и показал ключевую роль феномена игры в формировании цивилизации – с религиозными, семейными традициями, с появлением искусств и ремёсел. Слишком многое в нашем мире связано с игровой природой!
Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не существовало столов как таковых: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Большинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам. Шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Игры содержат «генетическую» память человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу – и в нардах, и в бродилках – символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков – посев зерна, сбор урожая и т. д. Игры были для наших далёких предков первыми учебниками по арифметике… А ещё в играх сохраняются следы древних гадательных ритуалов.
Когда у людей появилось свободное время, они стали посвящать его развлечениям, религиозным обрядам и тренировкам. Эти три начала и стоят у истоков игр. Добавим сюда такие исконные потребности человека, как стремление к лидерству, к соревнованию, азарт, а в минуты вынужденного бездействия – желание убить время, то есть занять его чем-то увлекательным. Однако наиболее сильный толчок развитию игр дала религия. Игрища являлись составной частью обрядов самых примитивных языческих верований. Что дальше? По какой логике игры обретали аудиторию и приобретали новые черты? Каждый этап в истории игр связан с определённым образом жизни, с идеологией, которая господствовала в тот или иной исторический период. Человек играющий существует не в оранжерее. Он взаимодействует с себе подобными и подчиняется законам общества. На него оказывает влияние погода. И другие факторы.
– Психологические потребности личности
– Развитие науки и техники
– Особенности общественной жизни
Менялись устои, условия жизни, политические, экономические, социальные обстоятельства, а вместе с ними трансформировались игры. Эволюция игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы.
Игры развивались и менялись вместе с социальным укладом. После пещерного коммунизма – военная демократия, появление сильных вождей, первые монархии, культ коронованных особ, связанный с представлениями о богах. Жертвоприношения, религиозные праздники превращались в большие мистерии со спортивными соревнованиями, брачными играми… Игры развивались параллельно с развитием религий. В играх видели магию. По результатам игр пытались предсказать будущее, заглянуть в завтрашний день. В то же время начали появляться элитарные игры, игры монархов… Таковыми считались древние прообразы шахмат, нард и шашек. С их помощью древние цари развлекались в кругу приближённых и находили истину. Большинство настольных и атлетических игр долгое время оставалось принадлежностью аристократов, их привилегией. В простонародной среде развивались детские игры, в первую очередь воспитательные, приучающие к труду. Именно тогда зародились и основополагающие детские игры: с куклами, с солдатиками и игрушечным оружием, «строительные» игры с кубиками. С тех пор с ними связаны все вехи развития мировой цивилизации. Там, где господствует натуральное хозяйство, развиваются преимущественно детские обучающие игры. Чем выше роль денег, тем более широкая аудитория увлекается азартными играми.
Особая страница в истории игр, как и вообще в истории человечества, – классическая античность. И технологии, и общественная жизнь в Древней Греции и Риме достигли таких высот, о которых после крушения Рима Европа и мечтать не могла в течение целого тысячелетия. Греция считается родиной больших спортивных соревнований. Сакральный смысл имели в древности Олимпийские игры. Выдающиеся атлеты, победители в те времена удостаивались прижизненных монументов.
Огромную роль в жизни древних греков и римлян играл театр. Театр – это тоже игра.
В процветающем рабовладельческом обществе развивались и публичные, зрелищные игры на потеху состоятельной публики. Это была обширная индустрия, приносившая немалый доход предприимчивым хозяевам. Существовали тотализаторы. Римляне знали секрет популярности любой власти. Она выражен в двух словах: «Хлеба и зрелищ!» Этот секрет значим и в наши дни. Одним из самых одиозных древнеримских зрелищ были гладиаторские состязания – ещё один прообраз современного большого спорта. Поединки римских гладиаторов изначально устраивались в дни наиболее значительных религиозных праздников, они возникли как жертвоприношение богу войны Марсу. Однако потом эти публичные бои превратились в постоянное увеселение свободных граждан. Большинство боёв завершалось гибелью или тяжёлым ранением проигравших гладиаторов. Около семи веков существовала эта кровавая потеха! Гладиаторы вели жизнь профессиональных бойцов, постоянно поддерживали форму тренировками. Правда, жизнь их была, как правило, коротка. Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не просто зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников.
При этом не только жестокие зрелища занимали древних римлян. Своего первого расцвета достигли в античную эпоху интеллектуальные и азартные игры. По легенде, основателем игры в кости и некоторых стратегических игр считался герой Паламед – один из персонажей преданий о Троянской войне. Именно тогда игры представляли собой модели вселенной со своими тайнами, с мистикой и логикой.
Есть знаменитый рисунок на амфоре работы мастера Эксекия – Ахилл и Аякс, знаменитые герои и двоюродные братья, за игрой в кости. Идёт Троянская война, а герои сосредоточенно коротают свободное время за азартной игрой. Ахилл побеждает: у него выпала четвёрка, а у быстроногого Аякса – тройка. Это символично, ведь именно Ахилл, сын Пелея, считался сильнейшим из ахейских героев, а Аякс, сын Теламона, – вторым по силе. Это мифологический сюжет. Считается, что в своё время афиняне проиграли сражение войскам тирана Писистрата, потому что слишком увлеклись игрой в кости. Враг застал их врасплох.
Эксекий. Ахилл и Аякс за игрой в кости
Греки стремились к совершенству и в путешествиях, и в походах, и в науках, и в искусстве, и в играх. Античный опыт бесценен. Это время разработки важных решений, которые служат человечеству тысячелетиями.
Нечто похожее происходило в Индии и в Китае в пору расцвета тамошних монархий. Там зарождались и развивались самые изысканные игры.
Сложные отношения с играми сложились у мировых религий. Практически все игры – азартные, детские, спортивные – в то или иное время подпадали под запрет церковных властей. Однако, несмотря на запреты, мир не отучился играть. Слишком сильными оказались потребности человека играющего. Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника – всё это неотъемлемые черты людской психологии.
А потому даже в Средние века появлялись и новые настольные игры, и состязания под открытым небом. Многие игры, распространённые на Востоке, пришли в Европу после Крестовых походов.
Третий этап в истории игр связан с развитием товарно-денежных отношений, с появлением и укреплением того явления, которое мы вслед за Карлом Марксом называем капитализмом. Эти процессы начались в эпоху Возрождения. Возник культ приятного времяпровождения, по известному итальянскому выражению – «сладкого ничегонеделания». Состоятельная публика в то время развлекалась не только простейшими азартными играми, но и спортивными состязаниями, которые нередко проводились на глазах у публики. Наиболее популярными в то время были игры, напоминавшие лапту. Важным было не просто одержать победу в состязании, но и выиграть пари, делая ставки на игроков.
К играм стали относиться серьёзнее, они занимали всё больше времени в жизни человека. В первую очередь это касается азартных игр. Всё большую роль в жизни людей играли деньги и материальные ценности. Росли города – крупные торговые, промышленные и финансовые центры. Там и развивались игры, ставшие достоянием не только узкого круга аристократов, но и тысяч людей, как правило, горожан. Торговые путешествия и военные походы познакомили европейцев со многими играми, получившими развитие на Востоке. Именно тогда формировались правила большинства значимых настольных игр. В эпоху Возрождения и после неё ослабевала религиозная цензура – и игроцкий азарт овладевал тысячами людей, в особенности в армии.
С конца XVIII века начала формироваться прослойка профессиональных игроков, главным образом картёжников. Хобби стало для них источником заработка. Позже профессионалами стали и некоторые шахматисты, и цирковые борцы… С середины XIX века в Европе возродился феномен профессионального спорта, исчезнувший после античных времён. Началась история чемпионатов мира по шахматам, по борьбе, стали возникать национальные чемпионаты по футболу. Всеобщее внимание вызывали соревнования по плаванию, гребле, конькобежному спорту… В ХХ веке спортивные игры приобретают широкий международный резонанс. Миллионы болельщиков следят за результатами соревнований.
Развитие технологий, несомненно, сказывалось на судьбах людей и игр. Возникали новые модификации игр, а классические игры обретали широкую аудиторию. Сформировалась индустрия детских игр и игрушек. Их производили миллионными тиражами, с широкой рекламой. ХХ и ХХI век – это время масс, а не одиночек. Отныне игры адресовались массовой аудитории. Карточные колоды, наборы шахмат и шашек, домино и прочее, прочее, прочее – всё стало доступнее, всё стало выходить многомиллионными тиражами.
Появляются международные соревнования едва ли не по всем существующим играм, включая настольный хоккей и блошки. Многие турниры обрели огромную популярность, новости о футбольных матчах не сходят с первых полос. Крупные спортивные лиги и клубы приносят миллиардную прибыль, а порой и не менее значимые убытки.
Новая веха в истории игр связана с постиндустриальным обществом, с постмодернистской идеологией, а главное – с развитием кибернетики. У современного человека куда больше свободного времени, чем у наших далёких предков. У нас появились электронные помощники. Мы в меньшей степени зависим от климата, от природы. Проявился необозримый мир компьютерных игр, в которых аукнулись наработки всех веков истории разнообразных развлечений и ристалищ. Возник принципиально новый разряд игр, основанный не просто на инстинктах, проверенных веками, но и на психологии современного человека, современного ребёнка. Даже отношение к деньгам заметно поменялось! Появились виртуальные валюты, необычайно лёгкими стали денежные переводы… С детства современный человек привык жить в мире изобилия товаров и услуг. Ещё полвека назад о таком уровне сервиса даже в самых благополучных странах могли лишь помечтать. Интернет заметно облегчил и международное общение. Границы между цивилизациями стираются, хотя не сошли на нет и конфликтные процессы. Можно соревноваться, не вступая в живой контакт с соперниками, а во многих случаях вашим противником станет не человек, а робот… Этот этап истории игр ещё не закончен, но уже принёс немало новых сюжетов, о которых мы обязательно поговорим.