Девочки – налево, мальчики – направо

В российских школах и детских садах всё чаще возвращаются к давно забытой системе раздельного воспитания мальчиков и девочек. Зачем нужно делать то, что мы привыкли считать пережитком азиатского прошлого? Ситуацию комментирует доктор психологических наук, руководитель центра ювенильной психологии Маргарита Сереброва.

– Методика раздельного обучения детей, которую предложил возродить социальный педагог Владимир Базарный, всё активнее внедряется в Москве, Пермском и Ставропольском краях, Поволжье, на Дальнем Востоке. Так, в детском саду «Журавушка», что в Новом Уренгое Тюменской области, в связи с введением раздельного воспитания даже появилась новая должность – преподаватель-психолог. На нее сознательно взяли мужчину – молодого специалиста Константина Петухова.

Аргументация сотрудников детсада проста: мальчиков не должны воспитывать только женщины. Если из рук своей матери он попадает в руки воспитательницы, затем учительницы, то не стоит в дальнейшем ждать от мальчика проявлений мужественности. Тем более, если учесть, что дети все чаще растут в неполных семьях, где есть только бабушка и мать. Стоит ли удивляться женственности, инфантильности и несамостоятельности нынешних молодых людей?

Давно подмечено: когда девочки и мальчики растут вместе, маленькие представительницы слабого пола подавляют своих ровесников. Они более эмоциональны и активны, чем склонные к логическому мышлению и анализу мальчики. В итоге, пока мальчик думает, девочка успевает ответить на вопрос педагога и выполнить необходимое задание. Вот и впитывают наши малыши вместе с манной кашей убеждение: девочки умнее и вообще лучше, чем мальчики.

Основным преимуществом раздельного воспитания специалисты считают улучшение психоэмоционального состояния детей.

Чем же мужское воспитание отличается от женского? Мужчины, как это ни странно звучит, более лояльны, мягки, склонны к компромиссам. При этом они более принципиальны и требовательны. Вот почему здесь важен личный пример. Ведь мужчина-педагог не так авторитарен и больше поощряет самостоятельность, что обычно нравится мальчикам. Даже очень хорошая женщина-воспитатель не может преподать мальчику «урок мужества».

Самостоятельно решить один из самых спорных вопросов современной системы образования пытаются и в Калининградской области. В средней школе поселка «Васильково» в «мужском» 2А» классе мальчикам объясняют правила этикета, обучают игре в шахматы и шашки. Каждые 20 минут – обязательный перерыв для спортивных занятий: ведь таким ученикам нужна усиленная физическая нагрузка.

Для будущих мужчин разработана и специальная учебная программа – поменьше литературы, основное внимание точным наукам. Математика, логика, информатика – вот главные составляющие учебного расписания ребят. Гуманитарные дисциплины, правила этикета, вышивание и кулинарию за них с энтузиазмом осваивают девочки. Пока отзывы об этом эксперименте сугубо положительные: педагоги говорят об улучшении успеваемости, а дети – о том, что учеба идет легче, на уроках спокойнее.

Главный аргумент психологов за раздельное обучение – юноши и девушки по-разному мыслят и реагируют на ситуации. Например, мальчики плохо воспринимают повторы, при этом их мозг как бы «выключается». А вот для девочек верна поговорка «Повторение – мать ученья». Физически «слабый» пол развивается тоже иначе – на полтора-два года опережая сильный. В смешанных классах редко учитываются и различия во внутреннем мире мальчиков и девочек. Преподавание там рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. А ведь школа – место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Стоит ли навсегда отказываться от дореволюционного опыта – гимназий и реальных училищ, лицеев и институтов благородных девиц? Ведь тогда умели и обучать, и воспитывать. Иначе говоря, обучение поврозь более эффективно, говорят его сторонники.

Но не меньше и аргументов против. Можно ли считать правильным то, что все без исключения мальчики должны отдавать предпочтения точным наукам, и наоборот? А как же будущие писатели, художники, музыканты? Тот же Пушкин, как известно, математику ненавидел и писал на уроках стихи. Что было бы, если бы учитель запретил ему делать это? Страшно вообразить – мы бы могли потерять светило русской поэзии!

Далее. Можно ли воспитать полноценного, современного человека, не научив его с детства в непосредственной близости общаться с противоположным полом? Таким образом, раздельное образование – путь назад, к прошлым векам, к дискриминации и дикости, говорят противники. Казалось бы, по-своему правы и те, и другие. Кто окажется «правее», покажет время.


Загрузка...