Часть II Исцеление вашего раненого внутреннего ребенка

В сказаниях и мифах возвращение домой всегда представляет собой драматическое событие: играют оркестры, откормленного теленка забивают и подают на стол, и все вокруг ликуют и празднуют возвращение блудного сына. В действительности же возвращение нередко происходит постепенно, без лишней драмы, без каких-либо внешних событий, знаменующих собой окончание пути. Дымка в воздухе рассеивается, и мир обретает ясность: поиски завершаются, беспокойство уступает место удовлетворению. Ничего вокруг не изменилось, но все уже никогда не будет таким, как прежде.

СЭМ КИН

Введение

Слова Сэма Кина – это точное отражение сути той работы, которую вам предстоит проделать. Когда вы закончите, оркестры играть не будут, вы не услышите звука фанфар и вряд ли кто-то закатит в вашу честь банкет. Однако, если вы потрудитесь на славу, вы сможете пригласить своего внутреннего ребенка на ужин и послушать вместе музыку, которая нравится вам обоим. Вы станете более спокойным и умиротворенным.

Исцеление вашего внутреннего ребенка – это опыт, подобный практике дзен. Дети – прирожденные мастера дзен, их мир меняется каждую минуту. Для чудо-ребенка любознательность естественна. Жизнь – это тайна, которую стоит прожить. Возвращение домой – это возвращение к своему естеству. И это не является чем-то грандиозным и драматичным: это то, какой жизнь попросту должна быть.

Исцеление вашего внутреннего ребенка включает в себя прохождение через все этапы развития и решение ваших незакрытых проблем. Представьте, что вы вот-вот познакомитесь с удивительным чудо-ребенком, который только что появился на свет. Вы можете быть рядом как мудрый и заботливый взрослый, чтобы помочь ему родиться. Вы можете быть рядом с самых первых минут, когда вы научились ползать и ходить, когда вы начали говорить. Ваш ребенок будет также нуждаться в вашей поддержке, когда будет оплакивать свои потери и неудачи. По мнению Рона Курца, вы можете стать для своего внутреннего ребенка «волшебным незнакомцем» – волшебным, потому что в действительности вас не было там в первый раз, когда он проходил через все эти стадии. Я коллекционирую волшебников, поэтому я исцелял своего раненого внутреннего ребенка, как это сделал бы заботливый и мудрый старый волшебник. Вы можете быть кем угодно, лишь бы вы были рядом, преисполненные любви и свободные от стыда.

Каждая стадия развития требовала особенной поддержки и воспитания. Как только вы поймете, каковы были ваши основные потребности на каждом из этих этапов, вы сможете дать себе все самое необходимое. Позже, когда вы научитесь защищать своего внутреннего ребенка, вы сможете найти заботливых людей, которые дадут ему все, в чем он так отчаянно нуждался в прошлом и что ему необходимо теперь, чтобы расти и развиваться в будущем.

Самый важный первый шаг – помочь вашему раненому ребенку справиться с его неудовлетворенными потребностями в зависимости от стадии развития. Большинство способов, которыми ваш раненый внутренний ребенок отравляет вашу взрослую жизнь и которые я описал выше, являются результатом неразрешенных проблем, эмоций, требовавших, но так и не нашедших своего выражения.

Удовлетворение базовых потребностей в надлежащее время и в надлежащей последовательности – это естественный ход человеческого развития. Если этого не происходит, вы превращаетесь во взрослого, внутри которого живет обиженный ребенок, который требует закрыть эти потребности. И он пытается добиться этого, ведя себя как ребенок, то есть единственным доступным ему способом. Это означает, что вы позволяете незрелому, жаждущему эмоционального удовлетворения существу управлять вашей жизнью. Чтобы понять, насколько велико может быть это влияние, просто представьте себе, во что превратились бы ваши будни, отдай вы бразды правления трехлетнему ребенку. Теперь вы понимаете, насколько ваш раненый внутренний ребенок способен усложнить вашу жизнь?

В детстве есть четыре основных этапа развития. Описывая каждый из них, я опирался в первую очередь на карту психосоциального развития, представленную в классической работе Эрика Эриксона «Детство и общество»[9]. Я также взял отрывки и фрагменты из работ Жана Пиаже, Памелы Левин, а также Берри и Дженей Уайнхолд. Согласно Эриксону, каждая стадия развития является результатом межличностного кризиса – в первую очередь в отношениях с нашими родителями, а также со сверстниками и школьными учителями. Кризис представляет собой не катастрофический опыт, а время повышенной уязвимости и возросшего потенциала. Завершение каждого этапа приносит с собой новый кризис. Эриксон считает, что результатом каждого кризиса является укрепление внутренней силы, которую он определяет как силу эго. Он утверждает, что четыре основные сильные стороны эго являются необходимыми компонентами здорового детства. Это надежда, воля, целеустремленность и компетентность. Надежда появляется в результате доверия, которое младенец начинает испытывать по отношению к своим опекунам. Воля проявляется, когда малыш в своем стремлении к психологической независимости больше развивает самостоятельность, нежели сомнение или стыд. Когда инициатива дошкольника становится сильнее чувства вины, на сцену выходит целеустремленность. Компетентность зарождается, когда у ребенка школьного возраста развивается трудолюбие, вытесняющее собой ощущение собственной неполноценности.

По словам терапевта Пэм Левин, наличие этих четырех сильных сторон эго открывает нам доступ к другим основным силам – силе бытия, силе действия, силе идентичности и силе владения базовыми навыками выживания.

Все способности и сильные стороны эго, которые вам нужно было развивать в детстве, необходимо будет усиливать на более поздних этапах. Они будут повторяться на протяжении всей вашей жизни. Согласно Пэм Левин основные потребности детства должны перерабатываться каждые тринадцать лет. У меня нет каких-либо эмпирических данных, которые поддерживали бы эту теорию тринадцатилетнего цикла, но мне нравится использовать ее в качестве руководства.

В тринадцать лет половое созревание приносит с собой новую искру жизни. Биологические изменения, связанные с наступлением половой зрелости, приводят к развитию совершенно иной ментальной структуры. Мы запускаем процесс формирования собственной идентичности и ухода из дома. Это бросает своеобразный вызов мнению наших родителей о нас. В период полового созревания мы начинаем принимать решения о том, кем мы себя считаем. Чтобы быть самими собой, мы должны постепенно отрываться от наших родителей. Для этого нужно задействовать все наши сильные стороны эго.

Нам нужно опираться на доверие, которое мы развили в детстве, – веру в то, что мир достаточно безопасен для нас, чтобы реализовать наш потенциал.

Кроме того, мы должны быть достаточно самостоятельными, чтобы доверять самим себе, когда мы покидаем безопасный дом наших родителей. Наш успех при этом зависит от того, насколько мы побороли нашу зависимость от других в раннем детстве и насколько мы успели сформировать нашу идентичность на дошкольном этапе развития, призывающем нас к независимости. Чем лучше мы справимся с решением этих задач в процессе нашего развития, тем легче нам будет инициировать каждый новый переходный этап.

Если мы хорошо учились в школе, то можем использовать наши социальные навыки (взаимозависимость), чтобы завести друзей. Мы можем полагаться на навыки выживания, которым мы научились в школе, чтобы проявить трудолюбие. Сильные стороны нашего эго школьного возраста помогут нам создать взрослую идентичность, которая основана на принципах взаимной любви и приносящей доход работы.

В возрасте 25 лет начинается новый цикл нашей жизни. К 26 годам многие из нас женятся и создают собственную семью. И снова мы должны полагаться на наше чувство доверия, независимости, инициативы и взаимозависимого сотрудничества, чтобы любить и строить близкие отношения. В нашем стремлении к близости мы начинаем перерабатывать и переосмыслять каждый этап нашего детства.

Мы перейдем от своего рода полной зависимости (стадия влюбленности) к контрзависимости (стадия борьбы за власть, в процессе которой мы решаем наши разногласия), а после к независимости (стадия самоактуализации) и взаимозависимости (стадия сотрудничества и партнерства). Эти этапы отражают этапы нашего детства. Вот почему успех или неудача наших отношений зависят во многом от того, как у нас прошли этапы, когда мы были детьми.

В 39 лет мы начинаем новый цикл и вступаем в средний возраст. Это крайне непростой этап в жизненном цикле. Кто-то придумал фразу «кризис среднего возраста», чтобы выразить драматизм и сложность этого перехода. И если внутри вас продолжает жить раненый внутренний ребенок, эта стадия может оказаться катастрофической.

К среднему возрасту кривизна жизни начинает постепенно сглаживаться. Наш юношеский идеализм притупляется, столкнувшись с чередой предательств, разочарований и смерти кого-то из наших близких. Как выразился поэт У. Х. Оден:

А пока

Есть счета, которые надо оплатить,

Машины, что стоит отогнать в ремонт,

Неправильные глаголы, что предстоит изучить,

И Время Бытия, чтоб стряхнуть

Пыль незначительных забот.

Сама жизнь начинает походить на неправильный глагол. Как писал Сэм Кин: «Мы движемся от иллюзии уверенности к уверенности иллюзии». И за гранью этого разочарования мы должны принять решение надеяться и верить в то, что все это имеет смысл. Если мы решим верить, нам придется использовать силу воли, чтобы принимать новые решения по каждому аспекту нашей жизни – работе, отношениям, духовности. Мы должны вырасти и прочно встать на ноги. Сколь сильны бы ни были наши самостоятельность и инициатива, нам придется столкнуться с необходимостью создать новые цели. И нам, возможно, потребуется развить новые навыки, чтобы поддержать нашу вновь обретенную цель.

Следующий цикл взрослой жизни – это старший возраст: время для укрепления нашей веры и расширения новых обязательств. Зачастую это спокойное и продуктивное время. Нам остается лишь надеяться, что наш внутренний чудо-ребенок по-прежнему живет внутри нас, потому что именно сейчас нам понадобятся его спонтанность и жизнестойкость.

Приход старости требует примирения с естественным процессом увядания и выхода на пенсию. В старости мы должны пережить второе детство! Нам нужна эта детская надежда на то, что существует нечто более великое, вера в то, что есть нечто большее, чем мы сами, что поможет нам увидеть картину полностью. Нам понадобятся все наши накопленные силы эго, чтобы разглядеть целое на фоне его отдельных частиц. Когда мы достигаем этого видения, мы обретаем мудрость.

Каждый этап является продолжением предыдущего. И в основе всего этого находится наше детство.

Маленькая ошибка в самом начале оборачивается огромной ошибкой в самом конце. В начале нашей жизни мы не имели права голоса: мы полностью зависели от наших опекунов в вопросах выживания. Наши потребности были потребностями в зависимости, иными словами, их могли удовлетворить только наши опекуны.

Приведенные ниже диаграммы показывают различные этапы развития человека с его переходными состояниями и переработкой имеющегося опыта. На первой диаграмме представлены сильные стороны и способности эго, которые нам нужно развивать на каждом этапе личностного роста. Вторая отражает тринадцатилетние циклы нашего развития. Третья дает представление о том, как наше собственное «Я» расширяется и трансформируется на протяжении всего жизненного цикла.

На более поздних этапах жизни мы сталкиваемся не только с естественным повторением задач, являющихся неотъемлемой частью нашего развития в детстве, мы можем проходить через эти жизненные циклы и другими способами. Воспитание детей нередко пробуждает внутри нас неразрешенные ранее психологические проблемы. По мере того как будут взрослеть наши дети, мы будем проходить заново все этапы собственного развития, неизбежно упираясь в неразрешенные проблемы и неудовлетворенные детские потребности. Результатом этого зачастую становится токсическое воспитание. Вот почему взрослым людям, выросшим в дисфункциональных семейных системах, настолько сложно придерживаться последовательной и эффективной линии воспитания уже в собственной семье. Конфликт между родителями и детьми достигает кульминации в подростковом возрасте, потому что это один из самых сложных периодов в жизненном цикле. Сложность усугубляется тем, что родители подростков сами проходят через «кризис среднего возраста», что только подливает масла в огонь.





Мы можем возвращаться к стадиям детского развития всякий раз, когда сталкиваемся со сложным или травмирующим событием во взрослой жизни. Смерть родителя определенно пробудит наши детские проблемы. Смерть друга или другого близкого человека погрузит нас в море наших насущных и неудовлетворенных потребностей. Перед лицом смерти, как выразился Теннисон, внутри нас просыпается «младенец, плачущий в ночи… не знавший речи, кроме крика».

Любая новая ситуация может спровоцировать наши детские переживания: новая работа, новый дом, брак, ребенок. То, как мы справляемся с новыми начинаниями, зависит от того, насколько хорошо с нами обращались в раннем детстве.

Подводя итог, можно сказать, что ранние этапы детского развития закладывают основу для нашей взрослой жизни. Тем из нас, кто является взрослыми детьми, вышедшими из дисфункциональных семей, не хватает этого фундамента. В части I вы уже увидели, как невозможность удовлетворить наши потребности в детстве может пагубно сказаться на нашей дальнейшей жизни. Если вы хотите изменить эти разрушительные стереотипы, вы должны вернуть свое детство.

Исцеление внутреннего ребенка – это болезненный процесс, поскольку он заставляет нас вернуться к своим старым ранам. Хорошая новость заключается в том, что мы способны это сделать.

Работа с горем – это наше законное право на страдание, которого мы пытаемся избежать с помощью неврозов. Как верно подметил Юнг: «Невроз всегда заменяет законное страдание».

Работа с горем, которую я определил как работу с первоначальной болью, требует, чтобы мы заново переживали то, что не могли почувствовать, когда потеряли своих родителей, свое детство и прежде всего наше ощущение собственного «Я есть». Душевная рана может быть исцелена. Но путь к этому исцелению лежит через скорбь – и это больно.

В следующих главах я опишу основные элементы работы с первоначальной болью и виды помощи, в которых вы нуждались на каждом из четырех начальных этапов вашего детского развития. Я предложу несколько упражнений для каждого из них. Если в данный момент вы проходите курс терапии, пожалуйста, получите разрешение вашего специалиста перед началом работы. Вы можете проделать работу самостоятельно, опираясь на свое взрослое «Я» как на доброго и мудрого старого волшебника, но вам все равно потребуется согласовать это со своим лечащим врачом.

Для каждой стадии развития существуют также свои медитативные упражнения. В рамках этих практик ваш взрослый будет проявлять заботу о раненом внутреннем ребенке. Это лучшее, что я могу вам предложить в формате книги. Вы можете выполнять упражнения в одиночку, но будет лучше, если вы заручитесь помощью заботливого друга или даже найдете для себя группу поддержки.

Эти упражнения не являются заменой терапии или группы терапевтической помощи, которую вы можете посещать в данный момент. Это не альтернатива программе 12 шагов[10], которой вы придерживаетесь в настоящее время. На самом деле они являются лишь дополнением. Если во взрослой жизни вы являетесь жертвой сексуального или эмоционального насилия, если у вас диагностировали психическое заболевание или в вашей семье были психические заболевания в анамнезе, вам необходима профессиональная помощь. Если во время этих упражнений вы начнете испытывать странные или захлестывающие эмоции, немедленно остановитесь. Прежде чем продолжить, обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту.

Хотя эта работа может оказать сильное терапевтическое воздействие на вас, она не является волшебной практикой, способной дать вам незамедлительный результат и ответы на все вопросы.

Еще одно предостережение: если в настоящий момент вы страдаете от какого-либо вида зависимости, вы не можете контролировать и не можете установить связь со своими истинными чувствами. Вы должны изменить свое поведение, если хотите добиться результата от данной работы. Группы 12 шагов доказали свою эффективность в борьбе с зависимостями. Вы можете присоединиться к одной из них уже сегодня, потому что это лучшее, что вы можете найти. Работа, которую я предлагаю вам проделать в этой книге, требует, чтобы у вас за плечами был, по крайней мере, один год трезвой и здоровой жизни. В первые дни избавления от зависимости, особенно когда речь идет о пищевой зависимости, ваши эмоции не проработаны и не дифференцированы. Они подобны раскаленной лаве внутри проснувшегося вулкана. Исследуя болезненный опыт детства, вы можете пребывать в подавленном состоянии. Ваш не знающий границ, ненасытный, раненый внутренний ребенок является главной причиной вашей зависимости, и вы пьете, принимаете наркотики, занимаетесь сексом, работаете без перерыва, играете в азартные игры и так далее именно для того, чтобы заглушить его душевные страдания. Двенадцатый шаг в программе 12 шагов касается именно «духовного пробуждения», которое может быть достигнуто благодаря прохождению всех предыдущих этапов. И это лишний раз указывает на то, что зависимость – это банкротство души.

Погружаясь с головой в основные причины, которые привели вас к зависимости, вы рискуете вернуться к ней снова.

Учитывая вышесказанное, я хочу еще раз повторить то, о чем уже говорил в прологе: если вы действительно хотите исцелить и вернуть своего внутреннего ребенка, вы должны обязательно выполнить упражнения, представленные в книге.

И еще кое-что. Один из способов, благодаря которым взрослые дети избегают своих законных страданий, заключается в том, что они застревают в своих головах. Проще говоря, они зацикливаются на вещах, анализируют, читают, обсуждают и тратят огромное количество энергии на попытки разобраться во всем. Есть одна старая история о комнате с двумя дверями. Над каждой дверью висит табличка. На одной написано «НЕБЕСА», а на другой – «ЛЕКЦИЯ О НЕБЕСАХ». И все созависимые взрослые дети выстраиваются в очередь именно в ту дверь, над которой написано «ЛЕКЦИЯ О НЕБЕСАХ»!

Взрослые дети испытывают потребность во всем разобраться, потому что их родители сами были непредсказуемыми взрослыми детьми. Иногда они воспитывали вас как взрослые, а иногда вели себя как раненые и эгоистичные дети. Иногда они становились жертвой своих зависимостей, иногда нет. Результатом стала путаница и непредсказуемость. Кто-то однажды сказал, что расти в дисфункциональной семье – «все равно что начать смотреть фильм с середины и так и не понять сюжет». Кто-то другой сравнил это с «взрослением в концентрационном лагере». Окружающая вас непредсказуемость вызывала постоянную потребность во всем разобраться. И пока вы не исцелите свое прошлое, вы так и будете продолжать попытки расставить в нем все по местам.

Застревание в собственной голове – это тоже своего рода психологическая защита. Зацикливаясь на вещах, человек заглушает чувства. Чувствовать что-либо – значит погружаться в огромный резервуар замороженных чувств, которые пронизаны ядовитым стыдом вашего раненого внутреннего ребенка.

Вот почему я еще раз повторяю, что вы действительно должны проработать первоначальную боль, если хотите исцелить своего раненого внутреннего ребенка. Единственный выход – пройти через это. «Без боли нет исцеления», как принято говорить в программах 12 шагов.

Я убежден, что исцеление от заброшенности, пренебрежения и жестокого обращения в детстве – это не сиюминутное событие, это процесс. Чтение данной книги и выполнение упражнений не заставят все ваши проблемы исчезнуть в одночасье. Но я гарантирую, что вы отыщете в себе восхитительного маленького человека. Вы сможете прислушаться к его гневу и печали и построить вместе со своим внутренним ребенком новую жизнь, наполненную радостью, творчеством и удивительными открытиями.

Глава 3 Работа с первоначальной болью

Невроз всегда заменяет законное страдание.

КАРЛ ЮНГ

Проблемы решают не слова, а опыт, причем не просто корректирующий опыт, а переживание раннего страха (печали, гнева).

АЛИС МИЛЛЕР

Я считаю, что более глубокое понимание теории, лежащей в основе работы с первоначальной болью, могло бы произвести революцию в лечении неврозов в целом и компульсивного/аддиктивного поведения в частности. Слишком часто пациентов, нуждающихся в проработке своих эмоций и чувств, просто накачивают транквилизаторами. В нашем лечебном центре Life Plus в Лос-Анджелесе мы столкнулись с тем, что некоторые специалисты в области психического здоровья не могут понять, почему мы не хотим лечить наших пациентов медикаментозными препаратами. Мы считаем, что единственный способ вылечить компульсивные или аддиктивные расстройства заключается именно в работе с чувствами.

Мы специализируемся на лечении созависимости, которая берет свои корни в токсическом стыде – внутреннем чувстве собственной ущербности и неполноценности как человеческого существа. Чувство стыда, первоначально являющееся здоровым сигналом о рамках дозволенного, в процессе принятия начинает оказывать подавляющее воздействие, становится идентичностью человека. Однажды столкнувшийся с ядовитым стыдом человек теряет контакт со своей подлинной личностью. И за этим следует хронический траур по своему утраченному «Я». Клиническим примером такого состояния является дистимия, или хроническая депрессия легкой степени. В своей книге «Исцеление стыда, который связывает тебя» я уже говорил о том, что ядовитый стыд является ключевой эмоцией. Он пропитывает все наши чувства настолько, что, переживая гнев, страдание, страх или даже радость, мы все равно не можем отделаться от него. То же самое происходит и с нашими потребностями и побуждениями. Родители, сами выросшие в дисфункциональных семьях, по-прежнему остаются детьми даже во взрослой жизни: их собственный раненый внутренний ребенок нуждается в помощи. Когда их детям требуется родительская забота, они, естественно, начинают злиться и взывать к их чувству стыда. Большую часть своей взрослой жизни мне было стыдно всякий раз, когда я нуждался в помощи. Наконец, независимо от уместности контекста, человек, в котором укоренился ядовитый стыд, всегда будет связывать ощущение стыда с собственной сексуальностью.

Когда чувства человека скованы стыдом, он впадает в оцепенение. И это состояние внутреннего ступора является предпосылкой для развития любого вида зависимостей, поскольку зависимость для человека остается единственным способом, благодаря которому он еще способен чувствовать. Например, человек, страдающий хронической депрессией и ставший суперуспешным руководителем из-за своей зависимости от работы, может испытывать какие-либо чувства только тогда, когда он погружен в работу. Алкоголик или наркоман переживает душевный подъем, находясь под воздействием наркотических средств или спиртного, влияющего на его настроение. Человек, страдающий пищевой зависимостью, испытывает чувство внутренней наполненности и благополучия только благодаря тому, что полон его желудок. Любая зависимость позволяет человеку испытывать приятные чувства или избегать болезненных ощущений. Зависимость искажает и подменяет собой обиду и боль духовно раненного внутреннего ребенка. Духовная рана, нанесенная ядовитым стыдом, представляет собой разрыв «Я» с подлинной личностью. Человек испытывает болезненное ощущение принижения в собственных глазах

Загрузка...