Пролог

Я знаю, чего хочу на Рождество. Я хочу, чтобы вернулось детство. Такого мне никто не подарит… Понимаю, как это бессмысленно. Но с каких это пор Рождество должно иметь смысл? Его празднуют в честь младенца, жившего давным-давно и далеко-далеко, и его празднуют в честь младенца, живущего ныне. В вас и во мне. Ожидающего за закрытыми дверями наших сердец, пока произойдет какое-нибудь чудо.

РОБЕРТ ФУЛГАМ

Проходя среди участников моего семинара, я был поражен, насколько глубоко они погружены в работу. Сто человек, разбившись на группы по шесть-восемь человек, заполняли аудиторию. Каждая группа напоминала отдельный замкнутый мир, обитатели которого сидели близко друг к другу и постоянно перешептывались. Шел второй день семинара, мы многое уже успели сделать и обменялись огромным количеством информации. И все же еще вчера эти люди были совершенно незнакомы друг с другом.

Я подошел поближе к одной из групп. Эти люди с напряженным вниманием слушали седовласого мужчину. Он читал вслух письмо, которое его внутренний ребенок написал своему отцу:

Дорогой папа!

Я хочу, чтобы ты знал, сколько боли мне причинил. Ты наказывал меня чаще, чем проводил со мной время. И я мог бы вытерпеть все эти рубцы и шрамы, если бы только мы были вместе как можно чаще. И мне не хватило бы слов сказать, как сильно мне хотелось почувствовать твою любовь. Как бы мне хотелось, чтобы ты поиграл со мной или сводил меня на бейсбол. Чтобы ты сказал мне, что любишь меня. Я хотел бы, чтобы ты заботился обо мне…

Он закрыл глаза руками. Сидящая рядом с ним женщина средних лет стала нежно гладить его по волосам, мужчина помоложе подался вперед, чтобы взять его за руку. Другой спросил, не хочет ли он, чтобы его обняли, и седовласый мужчина кивнул.

Другая группа сидела на полу обнявшись. Элегантная женщина лет семидесяти читала свое письмо:

Мама, ты была слишком занята своей благотворительностью. У тебя никогда не находилось времени, чтобы сказать мне, что ты любишь меня. Ты обращала на меня внимание, лишь когда я болела или играла на пианино, чем заставляла тебя гордиться мной. Мне можно было проявлять только те эмоции, которые приносили тебе удовольствие. Я вообще имела значение только тогда, когда доставляла тебе радость. Ты никогда не любила меня саму. И я была так одинока…

Ее голос дрогнул, и она заплакала. Стена самоконтроля, которую она тщательно поддерживала вокруг себя на протяжении семидесяти лет, начала рушиться под потоком ее слез. Девочка-подросток обняла ее. Молодой человек сказал, что нет ничего постыдного в том, чтобы плакать, и похвалил ее за смелость.

Я перешел к другой группе. Слепой мужчина лет тридцати пяти читал письмо, написанное шрифтом Брайля:

Я ненавидел тебя, потому что ты стыдилась меня. Ты запирала меня в гараже, чтобы я не мешал тебе развлекаться с друзьями. Мне никогда не доставалось достаточно еды. Я был так голоден. И я знал, что ты ненавидишь меня, потому что для тебя я был обузой. Ты смеялась надо мной, когда мне было плохо…

Теперь я был просто обязан продолжать. Я чувствовал, как закипают остатки гнева моего собственного раненого внутреннего ребенка, и мне хотелось кричать от ярости и негодования. Печаль и одиночество детства казались непреодолимыми. Можно ли вообще оправиться от этого безграничного горя?

И все же к концу дня настроение в группах сменилось на умиротворенное и радостное. Люди сидели вместе, некоторые держались за руки, большинство улыбались, пока мы выполняли заключительные упражнения. Один за другим они благодарили меня за то, что я помог им найти их раненого внутреннего ребенка. Президент банка, который в начале семинара был настроен скептически, признался, что плакал впервые за сорок лет. В детстве его жестоко избивал отец, и он поклялся быть стойким и никогда не показывать своих чувств. Теперь он сказал, что научится заботиться об одиноком мальчике внутри себя. Даже лицо его смягчилось и выглядело моложе.

В начале семинара я попросил участников снять свои маски и выйти из укрытия. Я объяснил, что, когда они скрывали своего раненого внутреннего ребенка, он отравлял их жизнь вспышками гнева, чрезмерными реакциями, семейными проблемами, зависимостями, токсичными методами воспитания, а также разрушительными и болезненными отношениями.

Должно быть, я задел их за живое, потому что они откликнулись на мой призыв. Я испытывал одновременно волнение и чувство благодарности, когда смотрел на их открытые, улыбающиеся лица. Этот семинар проходил в 1983 году. С тех пор я все больше и больше восхищаюсь целительной силой внутреннего ребенка.

В работе с внутренним ребенком есть три удивительных преимущества: скорость, с которой люди меняются, глубина происходящих с ними изменений, а также сила и творческий потенциал, которые раскрываются, как только раны прошлого излечиваются.

Я начал работу с внутренним ребенком более двенадцати лет назад, используя импровизированную медитацию в ходе терапевтических сеансов с некоторыми моими клиентами. Но эта медитация привела к весьма впечатляющим результатам. Когда люди впервые вступали в контакт со своим внутренним ребенком, зачастую они очень эмоционально переживали это. Иногда их буквально разрывали рыдания, после которых они говорили мне: «Я всю жизнь ждал, что кто-нибудь по-настоящему поймет меня», «Это похоже на возвращение домой», «Моя жизнь изменилась с тех пор, как я подружился со своим внутренним ребенком» или что-то подобное.

Видя подобную отдачу, я разработал целый семинар, чтобы помочь людям отыскать и принять своего внутреннего ребенка. Я развивал этот семинар на протяжении многих лет, главным образом благодаря постоянному диалогу с теми, кто принимал в нем участие. Это самое значительное достижение, которого мне удалось добиться в своей работе.

Семинар нацелен на то, чтобы помочь людям преодолеть и принять неразрешенные переживания и обиды детства – раны, возникшие из-за ощущения брошенности, из-за жестокого обращения во всех его формах, из-за пренебрежения психологическими потребностями в процессе развития, а также из-за проблем в работе семейной системы в целом. (Обо всем этом я подробно расскажу чуть позже.)

Большую часть времени на семинаре мы посвящаем переосмыслению наших психологических потребностей, в реализации которых нам отказывали в детстве. Это также является основной задачей данной книги.

Из своего опыта я знаю, что концепция поэтапного развития и становления личности является наиболее продуманным и эффективным способом залечить наши эмоциональные раны. Я считаю, что акцент на исцелении на каждом этапе развития является уникальным для моего семинара.

Во время семинара я объясняю, что представляют собой нормальные психологические потребности в детстве. Если они не удовлетворяются, мы, как правило, вырастаем во взрослых людей, внутри которых живет раненый ребенок. Иными словами, если бы наши потребности закрывали, мы никогда бы не превратились во «взрослых детей».

После того как я знакомлю участников семинара с потребностями, присущими каждому конкретному этапу развития, они разбиваются на небольшие группы. Затем каждый по очереди оказывается в центре внимания людей, которые выражают ему свою заботу. Они говорят ему или ей слова утешения и поддержки, которые человеку необходимо было услышать еще в младенчестве, в раннем возрасте, в дошкольные годы и так далее.

В зависимости от личных границ каждого участники группы могут обнимать друг друга, подбадривать или другими способами признавать значимость детских переживаний. Услышав слова поддержки, в которых он[1] крайне нуждался в детстве, но которых был лишен, человек, как правило, начинает плакать. Иногда это просто тихий плач, но иногда он переходит в рыдания. Часть старого, застывшего внутри горя начинает оттаивать. К концу семинара каждый участник успевает хотя бы частично оплакать свои детские раны. Все зависит от того, в какой точке своего пути находится человек, подходя к процессу исцеления. Некоторые люди, прежде чем попасть на семинар, уже успевают сделать очень многое, другие только начинают свои первые шаги.

Ближе к концу семинара я обучаю участников медитации, которая помогает принять своего внутреннего ребенка. В этот момент многие люди испытывают сильный эмоциональный всплеск. Когда участники уходят с семинара, я призываю их каждый день уделять некоторое время диалогу со своим внутренним ребенком.

Как только люди принимают своего внутреннего ребенка и начинают заботиться о нем, в них начинает проявляться его удивительная творческая энергия.

Став с ними единым целым, их внутренний ребенок превращается в источник возрождения и новой жизненной силы. Карл Юнг называл внутреннего ребенка «чудо-ребенком» – нашим врожденным потенциалом для поиска, благоговения и творческого бытия.

Семинар стал доказательством того, что работа с внутренним ребенком – это самый быстрый и действующий способ добиться терапевтических изменений в людях. И этот почти мгновенный эффект не перестает меня удивлять.

Обычно я скептически отношусь к любым вариантам быстрого решения проблем, но данная работа стала отправной точкой для длительного процесса трансформации. Спустя год или два после окончания семинара люди продолжали писать мне письма, утверждая, что он полностью изменил их жизнь. Я был польщен и в то же время несколько сбит с толку. Я действительно не понимал, почему проделанная работа серьезно влияла на одних людей и едва затрагивала других. Пока я искал объяснения, постепенно начала вырисовываться картина.

Сначала я обратился к работе Эрика Берна, творческого гения, подарившего миру трансакционный анализ (Т.А.). Теория Т.А. делает основной акцент на «эго-состоянии ребенка», которое определяет собой все побуждения, которые возникают у ребенка спонтанным образом. Т.А. также описывает, как ребенок адаптируется к давлению и стрессам на ранних этапах семейной жизни.

Естественный или чудо-ребенок появляется, когда вы встречаете старого друга, когда смеетесь от души, когда вы креативны и спонтанны, когда испытываете благоговейный трепет перед удивительным.

Адаптировавшийся или раненый ребенок появляется, когда вы отказываетесь проехать на красный свет, даже если понимаете, что светофор сломан, или решаете проехать на красный, потому что вокруг никого нет и вы думаете, что это сойдет вам с рук. Среди других видов поведения раненого ребенка могут быть истерики, чрезмерная вежливость и послушание, сюсюканье, манипулирование и обиды. В главе 1 я расскажу о других способах, которыми раненый ребенок отравляет вашу взрослую жизнь.

Хотя я использовал Т.А. в качестве своей основной терапевтической модели на протяжении многих лет, я никогда не акцентировал внимание в работе на различных стадиях развития, которые проходит внутренний ребенок в процессе адаптации ради собственного выживания. Теперь я считаю, что отсутствие эволюционного взгляда является недостатком большинства работ, основанных на теории Т.А. Развитие нашего чудо-ребенка может быть прервано абсолютно на любой стадии. Уже будучи взрослыми, мы можем вести себя инфантильно, выбрать для себя модель поведения маленьких детей. Мы можем продолжать верить в чудеса, как дошкольники, или обижаться и все бросать, как первоклассник, проигравший игру. Все эти формы поведения являются детскими и представляют собой различные уровни замедленного детского развития. Главная цель данной книги заключается в том, чтобы помочь вам исцелить вашего раненого внутреннего ребенка на каждом этапе развития.

Дальнейшее влияние на мою работу оказали труды гипнотерапевта Милтона Эриксона. Эриксон считал, что у каждого человека существует уникальная бессознательная карта мира, внутренняя система убеждений, которая представляет собой своего рода гипнотический транс. Используя эриксоновский гипноз, я научился естественным образом устанавливать связь с состоянием транса, в котором уже пребывали мои клиенты, и использовать его для расширения и изменения бессознательного. Чего я не понимал, пока не углубился в работу с внутренним ребенком, так это того, что именно раненый внутренний ребенок формирует нашу основную систему убеждений. Уже во взрослом возрасте, погружаясь в состояние транса внутреннего ребенка, можно быстро и напрямую менять основные убеждения человека.

Терапевт Рон Курц углубил мое понимание динамики работы с внутренним ребенком. Метод Курца, называемый терапией Хакоми, фокусируется непосредственно на нашем ядре. Ядро – это отражение структуры нашего внутреннего опыта переживаний. Оно вбирает в себя наши самые ранние чувства, убеждения и воспоминания и формируется в ответ на стрессы окружающего мира в нашем детстве. Ядро нелогично и примитивно и в то же время является единственным способом, при помощи которого волшебный, уязвимый, зависимый и безграничный ребенок способен выжить.

Как только ядро сформировано, оно превращается в фильтр, через который проходит весь последующий жизненный опыт. Это объясняет, почему некоторые люди постоянно выбирают один и тот же тип разрушительных романтических отношений, почему жизнь других напоминает собой серию повторяющихся травм и почему многие из нас не учатся на своих ошибках.

Фрейд называл это стремление заново переживать прошлое «навязчивым повторением». Великий современный терапевт Алис Миллер определяла его как «логику абсурда». Оба понятия оправданны, когда ты понимаешь, как наше ядро определяет жизненный опыт. Представьте, что вы носите, не снимая, солнцезащитные очки: сколько бы ни было вокруг вас солнечного света, вы будете воспринимать лишь то, что позволят вам увидеть фильтры. Сквозь зеленые очки мир будет казаться зеленым. Сквозь коричневые стекла вы вряд ли сможете увидеть яркие цвета.

Очевидно, что, если когда-нибудь мы захотим измениться, мы должны будем изменить наше ядро. Поскольку наш первоначальный жизненный опыт сформировал именно наш внутренний ребенок, установление контакта с ним является наиболее верным способом немедленно изменить ядро.

Работа с внутренним ребенком является новым и важным терапевтическим инструментом и значительно отличается от терапии, существовавшей в прошлом. Фрейд был первым, кто понял, что наши неврозы и расстройства являются результатом неразрешенных детских конфликтов, которые повторяются на протяжении всей нашей жизни. Он пытался лечить раненого внутреннего ребенка, создавая безопасную среду, которая позволила бы ему проявиться и выразить свои неудовлетворенные потребности терапевту. После этого терапевт принимал на себя роль родителя, чтобы раненый внутренний ребенок смог разрешить свои внутренние конфликты и тем самым исцелить свои раны.

Метод Фрейда требовал огромных затрат времени и денег и нередко вызывал у пациента нездоровую зависимость. Одна из моих клиенток пришла ко мне после десяти лет психоанализа. Даже когда я уже работал с ней, она продолжала звонить своему предыдущему терапевту два или три раза в неделю, чтобы спросить его совета по самым тривиальным вопросам. Психоаналитик действительно стал хорошим родителем для ее внутреннего ребенка. Однако он вряд ли заботился о ней. Скорее она ужасно зависела от его мнения. Истинная забота помогла бы ей обрести и использовать свои силы взрослого, которые нужны для воспитания внутреннего ребенка.

В этой книге я предложу вам новый способ, как установить контакт со своим внутренним ребенком, как вернуть с ним связь и позаботиться о нем. Вы должны выполнить все, что я вам предложу, если хотите добиться настоящих перемен. Именно взрослая часть вас может принять решение, делать эту работу или нет.

Даже если вы застряли в состоянии ребенка, ваше взрослое «Я» все равно будет знать, на каком жизненном этапе вы находитесь и что делаете.

Ваш внутренний ребенок будет переживать все так же, как переживал это впервые в детстве, вот только на этот раз ваше взрослое «Я» будет рядом, чтобы защитить и поддержать его, когда он будет закрывать для себя неразрешенные когда-то важные проблемы.

Эта книга состоит из четырех частей. Часть I посвящена тому, как ваш чудо-ребенок потерялся в этом мире и как раны, полученные в детстве, продолжают отравлять вашу взрослую жизнь.

Часть II позволит вам еще раз пройти через каждый этап детского развития и разобраться в том, что вам действительно было необходимо, чтобы расти здоровым образом. В каждой главе есть опросник, который поможет вам определить, были ли удовлетворены потребности вашего внутреннего ребенка на определенном этапе. Затем я поделюсь с вами техниками и методами, которые использую на своем семинаре, чтобы помочь вернуть внутреннего ребенка на каждом этапе.

В части III собраны конкретные корректирующие упражнения, благодаря которым вы поможете своему внутреннему ребенку развиваться и процветать, узнаете, как заставить других взрослых здоровым образом удовлетворять некоторые потребности вашего внутреннего ребенка, а также сможете выстроить для него защитные границы в процессе работы над близостью ваших отношений. Вы узнаете, как вы сами можете стать заботливым родителем, которого у вас никогда не было в детстве. Когда вы научитесь брать на себя роль родителя в ваших попытках излечить раны прошлого, вы перестанете заставлять других людей исполнять роли ваших родителей.

В части IV вы увидите, как исцелившийся раненый ребенок уступает место вашему чудо-ребенку. Вы узнаете, как получить доступ к его нереализованным талантам, и поймете, что он является самой творческой и преобразующей силой, которой вы обладаете. Ваш чудо-ребенок – это та часть вас, которая больше всего похожа на нашего Создателя и может привести к глубинным отношениям с нашим уникальным «Я» и с Богом, в том смысле, в котором вы его понимаете. Это самое глубокое исцеление из всех, предложенное величайшими учителями наших вероисповеданий.

Попутно я расскажу вам свою собственную историю. Когда я впервые начал данную работу двенадцать лет назад, я и представить себе не мог, какие изменения в моем сознании и поведении могут произойти в результате знакомства с моим внутренним ребенком. Я всегда принижал влияние моего детства и был охвачен навязчивым стремлением идеализировать и защитить своих родителей, особенно свою мать. В детстве я часто говорил себе: «Когда я вырасту и уеду отсюда, все будет хорошо». Годы шли, и я понимал, что все становится только хуже. Я отмечал это в других членах моей семьи более ясно, чем мог видеть, глядя на самого себя. Через десять лет после того, как я одержал победу над алкоголизмом, я обнаружил, что все еще завишу от своих пристрастий.

В один дождливый четверг я вдруг ощутил то, что Алис Миллер написала о своем собственном внутреннем ребенке в книге «Тело не врет»[2]: «Я не могла заставить себя… бросить этого ребенка одного… Наоборот, я приняла решение, которое основательно изменило мою жизнь: позволить ребенку вести меня».

В тот день я принял решение вернуться и защитить своего внутреннего ребенка. Я нашел его запуганным до ужаса. Сначала он не доверял мне и не хотел идти со мной. Лишь благодаря упорным попыткам поговорить с ним и доказать ему, что я его больше не оставлю, я начал постепенно завоевывать его доверие. В этой книге я расскажу вам обо всех этапах своего путешествия, которые позволили мне стать другом и защитником моего внутреннего ребенка. Это путешествие изменило всю мою жизнь.

Загрузка...