«Бельгика»
Пока въ ученыхъ обществахъ судили, да рядили, нашлись энергичные люди, которые рѣшили сами попытаться соорудить южно-полярную экспедицiю. Молодой, но уже бывалый въ полярныхъ водах, бельгiйскiй морякъ лейтенантъ М. де Жерлашъ, еще въ 1891 году предлагавшій свои услуги знаменитому Норденшильду, (путешественнику вокругъ Азiи) для выполненія предположенной послѣднимъ южно-полярной экспедиціи, задумалъ самъ снарядить подобную экспедицію и въ концѣ 1894 года сообщилъ свой въ подробности разработанный, планъ нѣкоторымъ членамъ Бельийской Академіи наукъ и Бельийскаго географическаго общества. Въ январѣ 1896 года это общество уже объявило подписку въ пользу экспедиціи. Нашлись сочувствующее люди, которые съ тою же цѣлью стали устраивать праздненства, концерты и т. д. за дело взялась и печать, и къ началу мая уже было собрано свыше 100 тыс. франковъ – приблизительно треть того, что по разсчетамъ было нужно на экснедицію. Сочувствіе общественного мнѣнія оказало вліянiе и на, правительство, и когда Жерлашъ обратился въ парламентъ съ просьбой о субсидiи, обѣ палаты единогласно вотировали ассигновку въ 100 тысячъ франковъ.
Итакъ, деньги, хотя и не въ достаточномъ количествѣ, были; слѣдовало приступать къ дѣлу. Строить собственное судно, какъ того бы желалъ Жерлашъ, было, очевидно, невозможно: слѣдовало выбрать, какое-нибудь уже испытанное въ полярныхъ плаваніяхъ судно, всего проще китоловное или тюленебойное, – и приспособить его для нуждъ экспедицiи. Такъ Жерлашъ и сдѣлалъ. Онъ прiобрѣлъ въ Норвегiи построенное въ 1884 году тюленебойное судно «Патріа», съ которымъ онъ ознакомился еще въ 1895 году во время своей поѣздки въ Гренландiю и на островъ Янъ-Майенъ, Это было прочное, трехмачтовое судно, съ паровой машиной въ 35 лошадииыхъ силъ; оставалось ремонтировать и приспособить его къ долговременному пребыванию во льдахъ, и снабдить всѣмъ необходимымъ. Всю вторую, половину 1896 и первую половину 1897 года судно перестраивалось и снаряжалось въ Сандефiордѣ, въ Норвегiи, а Жерлашъ покупалъ необходимый приспособленiя для научныхъ наблюденiй, запасы топлива, провiанта и вообще весь необходимый инвентарь. При этомъ Жерлашъ постоянно пользовался совѣтами норвежскихъ полярныхъ путешественниковъ, а 17-го iюня, когда судно, переименованное въ «Бельгику», было готово, его посѣтили и осмотрѣли Нансенъ и Маркгамъ, предсѣдатель. Лондонскаго географическаго общества, – одни изъ главныхъ участниковъ упомянутаго Антарктическаго митинга. 26-го іюня Бельгика вышла изъ Сандефіорда въ Антверпенъ, и одновременно съ прибытiемъ ея, Жерлашу опять пришлось хлопотать о деньгахъ, которыхъ все же еще нехватало: началась подписка, давшая на этотъ разъ, однако, немного (менѣе 10 тыс. франковъ), парламентъ ассигновалъ 60 т. фр., и еще нѣкоторую сумму Жерлашу пришлось достать взаймы у одного своего пріятеля. Первая попытка судна выйти въ плаванье оказалось неудачной изъ за какой то неисправности въ машинѣ, и только 23-го августа 1897 года корабль покинулъ, наконецъ, бельгійсіе берега и отправился черезъ Атлантический океанъ къ берегамъ Южной Америки. Планъ Жерлаша заключался въ томъ, чтобы проникнуть какъ можно глубже въ море Уэдделя, а затѣмъ проплыв оттуда къ землѣ Викторіи, гдѣ и перезимовать на сушѣ, отпустивши на зиму корабль въ Мельбурнъ.
Гость на палубе «Бельджики»
Пролив Дрейка. Остров Короля Георга
31 октября «Бельгика» была въ Pio-Жанейро, 11-го ноября – въ Монтевидео, 17-го замѣтили первыхъ альбатросовъ и пингвиновъ, 29-го корабль вступилъ въ Магеллановъ проливъ, а 1-го декабря бросилъ якорь въ гавани Пунта-Аренасъ, столицѣ чилійской Патагоніи. Здѣсь окончательно сформировался составъ экспедиціи, такъ какъ Жерлашу пришлось перемѣнить нѣсколькихъ лицъ изъ экипажа корабля. Всего въ составъ экспедиціи входило 19 человѣкъ: самъ Жерлашъ, его помощникъ Лекуэнтъ, четверо ученыхъ: Арктовскій – геологъ, океанографъ и метеорологъ, его помощникъ – студентъ естественникъ Добровольскій Данко – геофизикъ, Раковица – зоологъ и ботаникъ, докторъ Ф. Кукъ – врачъ и фотографъ уже побывавшій въ полярныхъ странахъ съ экспедиціей извѣстнаго американскаго путешественника Пири, и 12 человѣкъ экипажа, изъ нихъ восемь матросовъ. Все былъ народъ болѣе или менѣе крѣпкій и молодой (самому старшему было 34 года).
Покинувши Пунта-Аренасъ, «Бельгика» направилась на югъ, огибая Огненную Землю съ запада, чтобы достигнуть Ушуайи, самаго южнаго города на свѣтѣ, – административнаго центра аргентинской части Огнеземельнаго архипелага. Неподалеку отсюда находится угольная станція аргентинскаго правительства, гдѣ Жерлашу было разрѣшено пополнить свой запасъ угля; здѣсь же, въ проливѣ Бигль встрѣтили наши моряки и Рождество. Въ томъ же каналѣ Бигль, съ Бельгией произошло несчастіе; въ туманную ночь корабль наткнулся на подводную скалу и засѣлъ на ней такъ прочно, что никакими усиліями нельзя было сдвинуть его съ мѣста, въ особенности потому, что былъ отливъ. Затѣмъ, вмѣстѣ съ приливомъ поднялся сильный вѣтеръ, корабль жестоко трепало и грозило ежеминутно разбить о скалы. Пришлось разгружать корабль на лодки, выкачать почти всю пресную воду, и только тогда, съ высокой приливной волной облегченная «Бельгика» сдвинулась съ мѣста.
Пролив Дрейка
Чтобы запастись прѣсной водой Жерлашъ заѣхалъ на островъ Штатовъ, самый крайній изъ острововъ Огненной Земли; здѣсь есть маякъ и живетъ нѣсколько аргентинцевъ – ссыльныхъ и чиновниковъ аргентинскаго правительства. Цѣлую недѣлю пробыла здѣсь экспедиція, запасаясь водой и знакомясь съ флорой и фауной далекаго юга: пингвинами, морскими львами (Otaria jubata), котиками и проч.
Наконецъ, 14-го января 1898 года, въ 7. ч. утра «Бельгика» простилась съ послѣднимъ человѣческимъ поселеніемъ, и двинулась на югъ, къ Южно-Шетландскимъ островамъ.
По дорогѣ все время производились промѣры, давшіе интересные результаты. Оказалось, что морское дно отъ Огненной земли понижается къ югу довольно постепенно до глубины 4 слишкомъ верстъ, а затѣм столь же постепенно повышается къ Южно-Шетландскимъ островамъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ производились измѣрения температуры и брались пробы воды съ различныхъ глубинъ. Корабль окружали многочисленные альбатросы, которыхъ моряки въ видѣ развлеченія ловили на удочку.
19-го февраля на горизонтѣ былъ замѣченъ бѣлесоватый отблескъ, который обыкновенно бываетъ отъ сплошныхъ массъ плавучихъ льдовъ. Въ этотъ же день встрѣтилась и первая ледяная гора. Между тѣмъ сплошныхъ льдовъ не было видно, и отблескъ, очевидно, слѣдовало приписать не льдамъ, а покрытымъ вѣчными снѣгами островамъ. Появилась масса птицъ буревѣстниковъ, альбатросовъ, крачекъ, капскихъ голубей (Daption capense) и т. д.
На слѣдующій день на море палъ туманъ и во мглѣ только слышался отъ времени до времени грохотъ рушащихся въ море льдинъ.
Два дня стоялъ густой туманъ, дѣлавшій плаванье весьма опаснымъ. Такъ, 21-го числа «Бельгика» въ туманѣ наткнулась на подошву громадной ледяной горы; вскорѣ затѣмъ корабль оказался окружённымъ подводными и торчащими из воды утесами, изъ которыхъ ему удалось выбраться лишь съ трудомъ. Временами туманъ разрывало и глазамъ путешественниковъ представлялись громады плавучихъ ледяныхъ горъ ныряющіе пингвины, и вдалекѣ на горизонтѣ неясныя очертанія какого то острова. 22-го февраля на юго-западѣ земля была видна уже довольно близко: можно было даже различить бѣлую полосу буруновъ у берега. Жестокій вѣтеръ разнесшій туманъ, перешелъ въ настоящую бурю; съ «Бельгики» снесло одного изъ матросовъ и никакія усліия не могли спасти несчастнаго. Буря разыгралась настолько сильно, что для успокоенія волненія пришлось лить на воду сало. Къ вечеру «Бельгикѣ» удалось зайги за островъ, который былъ замѣченъ еще наканунѣ и подъ защитой его стать на якорь. Это оказался островъ Лоу, крайній изъ Южно-Шетландскихъ.
Южно-Шетландскіе острова большею частью вулканическаго происхожденія; они раздѣлены глубокими проливами и окружены рифами и подводными скалами. Доступъ къ этим островамъ очень опасенъ, въ особенности потому, что круглый годъ они скрыты подъ покровомъ густого тумана. Bcѣ острова возвышены, и покрыты высокими холмами и горами; есть вершины свыше 1900 м. высоты. «Круглый годъ – пишетъ Жерлашъ – этотъ архипелагъ погребѣнъ подъ толстымъ слоемъ снѣга. Но въ самой серединѣ лѣта, въ январѣ тощіе мхи и лишайники покрывають кое-гдѣ скалы. Эти острова, гдѣ солнце рѣдко свѣтитъ нѣсколько часовъ сряду, надъ которыми никогда не искрятся звѣзды, скрытыя тяжелыми, низкими облаками, – самая унылая страна какую можно ce6ѣ представить. Никакой человѣкъ, несмотря на безвредность климата не могъ бы долго противостоять угрюмому отчаянію этихъ грустныхъ пейзажей, окутанныхъ вѣчнымъ туманомъ».
На слѣдующій день погода была болѣе благопріятна, и Жерлашъ направился на югъ, къ Земли Греама, берега которой были нанесены на карты довольно проблематично, и, какъ оказалось, совершенно невѣрно. Вскорѣ «Бельгика» вступила въ заливъ Юза, очертанія котораго были до сихъ поръ до того неопредѣленны, что Жерлашъ не былъ увѣренъ, заливъ ли это, или проливъ, соединяющійся съ моремъ Уэдделя (как то утверждалъ Далльманъ), и даже надѣялся по этому проливу изъ Великаго океана проникнутъ въ Атлатическій.
Высокія горы окружали заливъ со всѣхъ сторонъ. Цѣлыхъ три; дня Бельгика обходила его берега, заглядывая во всѣ бухты, которыя могли показаться проливами и производя съемку. Оказалось, что къ востоку заливъ ограниченъ землей, но на юго-западъ онъ простирается на неопредѣленное разстояніе. Погода стояла чудная, солнце почти не заходило, въ водѣ во множествѣ встрѣчались тюлени и киты.
Жерлашъ и его спутники нѣсколько разъ высаживались на берега и на островки, разбросанные въ заливѣ. Каждая высадка давала много интереснаго: коллекціи горныхъ породъ, лишайниковъ, пингвиновыхъ яицъ, а съ первой высадки удалось привезти живьемъ двухъ молодыхъ иингвиновъ.
Наконецъ 27—го января, Жерлашъ направился на юго-востокъ и вступилъ въ совершенно невѣдомыя воды: что это заливъ или проливъ? куда приведетъ онъ, в Великій океанъ, или въ Атлантическій?
Слѣва, изрѣзанная бухтами и заливами, тянулась земля, часть материка, за которою сохранилось данное ей Жерлашемъ названіе «Земли Данко» въ честь молодого ученаго, погибшаго во время экспедиціи (Какъ оказалось впослѣдствіи, Земля Данко составляеть западный берегъ Земли Греама, какъ Земля Короля Оскара – восточный