Глава II

Такъ продолжалось почти цѣлыхъ 20 лѣть, до 1838—39 годовъ. Въ эти два года цѣлыхъ три научныхъ экспедиціи были командированы различными государствами для изученія южныхъ полярныхъ странъ.

Къ этому времени ученіе о земномъ магнитизмѣ достигло значителънаго развитія; сѣверный магнитный полюсъ былъ открытъ Дж. Россомъ, и теперь предстояла задача открыть южный. И вотъ три государства – Франція, Соединенные Штаты и Англія почти одновременно снарядили экспедицію для производства наблюденій надъ земнымъ магнетизмомъ въ южныхъ полярныхъ водахъ.

Первой выступила французская экспедиція подъ начальствомъ извѣстнаго мореплавателя Ж. Дюмонъ-Дюрвилля, на двухъ корабляхъ; въ январѣ 1838 года она покинула Магеллановъ проливъ и отправилась изучать воды къ юго-востоку отъ мыса Горна. Ближайшей задачей Дюрвилля было проникнуть на югъ дальше Уэдделя. Два мѣсяца боролся онъ со льдами, пытаясь пробиться сквозь сплошныя массы плавучихъ льдинъ. Выполнить свою задачу ему неудалось, за то онъ совершилъ въ высшей степени важное открьтіе: къ западу отъ моря Уэдделя онъ наткнулся на обширный участокъ земли, съ высокими снѣговыми горами, окаймленной цѣлымъ архипелагомъ высокихъ, скалистыхъ острововъ. Участокъ суши Дюрвилль назвалъ въ честь французскаго короля Землей Луи Филиппа, а проливъ, который отдѣляетъ его отъ прилежащихъ острововъ – Орлеанскимъ каналомъ.


Дюмон Дюрвиль …Чарльз Уилкс


Второе свое путешествіе въ полярныя страны Дюрвилль предпринялъ два года спустя; въ январѣ 1840 года онъ на тѣхъ же корабляхъ выступилъ изъ города Гобарта въ Тасманіи и направился прямо на югъ. Вскорѣ ему встрѣтились плавучіе льды и по формѣ ихъ, совершенно напоминавшей ту, которую имѣли льды у Земли Луи Филиппа, онъ заключилъ, что близко должна быть земля, и дѣйствительно, вскорѣ показалась земля, вся погребенная подъ снегомъ и покрытая высокими горами. Дюрвилль назвалъ ее Землей Адели и обслѣдовалъ ее берега, все подвигаясь на западъ; но вскоре онъ встрѣтилъ огромную ледяную стѣну, высотой 15—20 саженъ, вертикально обрывавшуюся въ море. Между тѣмъ состояніе его экипажа было настолько плохо, что пришлось немедленно двигаться назадъ.


* * * *

Годъ спустя послѣ перваго выѣзда Дюмонъ Дюрвилля, въ февралѣ 1839 года, отъ береговъ Огненной Земли отплыла эскадра изъ пяти судовъ, подъ начальствомъ Чарльза Уилькса, снаряженная правительствомъ Соединенныхъ Штатовъ. Уильксъ раздѣлилъ свою эскадру на двѣ части: одна подъ его непосредственнымъ начальствомъ отправилась прямо на югъ отъ мыса Горнъ, а другая подъ начальствомъ капітана Джонсона на юго-западъ, къ открытой Беллинсгаузеномъ землѣ Александра I. Самъ Уильксъ изслѣдовалъ Южно-Шетланскіе острова къ югу отъ Огненной Земли, и, какъ потомъ оказалось, дошелъ до береговъ Земли Луи-Филиппа хотя приблизиться къ ней не могъ; корабли адм. Джонсона, тѣмъ временемъ спустились далеко на югъ, (до 70°) и видѣли намеки на землю близъ того мѣста, гдѣ въ 1774 году Кукъ наткнулся на сплошную массу льда. Но такъ какъ наступала антарктическая зима и становилось темно, пришлось прекратить путешествіе.

На слѣдующій 1840 годъ въ январѣ эскадра Уилькса въ составѣ четырехъ судовъ (одно погибло лѣтомъ 1839 г.) опять появилась въ южныхъ полярныхъ водахъ, но уже въ другомъ мѣстѣ. Дѣло въ томъ, что какъ, Уильксъ, такъ и Дюмонъ Дюрвилль, знали о томъ, что лондонское королевское общество снаряжаетъ экспедицію подъ начальствомъ Джемса Росса для отысканія южнаго магнитнаго полюса, который какъ предполагали находится къ югу отъ Австраліи. Повидимому, имъ обоимъ хотѣлось предупредить Росса.

Отплывши изъ Сиднея, эскадра Уилькса направилась прямо на югъ; вскорѣ она раздѣлилась и каждый корабль отправился на розыски самостоятельно. На границѣ сплошного льда три корабля опять встрѣтились и затѣмъ, въ теченіи всего путешествія, длившагося до конца февраля, они то встрѣчались, то теряли другъ друга изъ виду. За это время всѣ они видѣли землю, и самому Уильксу пришлось видѣть ее на столь большомъ протяженіи, что у него явилось предположеніе, не есть ли это берегъ южнаго полярнаго материка. Между прочимъ, удалось добраться: до Земли Адели и до ледяной стѣны, открытой Дюмонъ Дюрвиллемъ; а одинъ изъ кораблей, зашедшій всего далѣе на западъ, даже встрѣтился съ кораблями Дюмонъ Дюрвилля, но, по какому то странному недоразумѣнию, немедленно повернулъ отъ нихъ прочь и ушелъ на всѣхъ парусахъ. Назадъ всѣ четыре корабля вернулись отдѣльно; весь берегъ, ими открытый, вмѣстѣ съ Землей Адели, получилъ общее названіе Земли Уилькса.

* * *

Пока Дюмонъ Дюрвилль и Уильксъ плавали, а Дж. Россъ снаряжался, въ Англию возвратился капитанъ одного промышленнаго судна Баллени, который сообщилъ, что онъ видѣлъ за полярнымъ кругомъ, къ югу отъ Новой Зеландіи, острова, а также отдѣльные участки суши къ югу отъ Австраліи, (т е. какъ разъ тамъ, гдѣ, какъ потомъ оказалось, нашли землю Дюрвилль и Уильксъ). Все это Россъ принялъ къ свѣдѣнію для своего путешествія и 30-го сентября 1839 года покинулъ Англію съ двумя кораблями, спеціально выстроенными для полярныхъ путешествій; это были «Терроръ» и «Эребусъ», тѣ самые корабли, которые пріобрѣли впослѣдствіи такую печальную извѣстность: оба они погибли въ 1845 году, въ экспедицію Франклина къ Сѣверному полюсу. «Терроромъ» командовалъ капитанъ Крозье, (тотъ самый, который впослѣдствіи погибъ на «Террорѣ» вмѣстѣ со своимъ кораблемъ), а «Эребусомъ» командовалъ самъ Россъ, опытный полярный путешественникъ. 16 августа прибыль Россъ въ Гобартъ, въ Тасманію, и здѣсь узналъ, что земли къ югу отъ Австраліи уже обслѣдованы Дюмонъ Дюрвиллемъ и Уильксомъ; послѣдній даже далъ Россу набросокъ карты со своими открытіями. Въ виду всего этого онъ рѣшилъ вести свои изслѣдованія въ восточномъ направлении, къ югу отъ Новой Зеландіи; въ эту сторону онъ и направилъ свои корабли.


«Астролябия» у берегов Земли Адели


Корабли у берегов Антарктиды


28 декабря показались первыя льдины, а въ новый годъ, 1 января 1840 года корабли были уже на полярномъ кругѣ, у границы сплошного льда. Цѣлыхъ 8 дней боролись корабли со льдами, пробивая себѣ дорогу, пока, наконецъ, 9-го января не выбрались на открытое мѣсто; оказалось, что и здѣсь, какъ и въ морѣ Уэдделя, за поясомъ сплошного льда лежитъ свободное ото льда море; даже съ вершины мачтъ на большомъ разстояніи не было видно ни одной льдины. Это открытое море получило впослѣдствіи названіе моря Росса.

Вечеромъ, въ тотъ же день, на юго-западѣ показалась земля, а на слѣдующее утро уже можно было различить высокій горный хребетъ, покрытый съ верху до низу снѣгомъ. По долинамъ спускались къ морю гигантскіе глетчеры, которые далеко вдавались въ море, обрываясь исполинскими стѣнами. Вершины хребта достигали 2—3 верстъ высоты надъ уровнемъ океана. У подошвы самой высокой горы, которую Россъ назвалъ Сабайнъ, въ море выдавался высокій мысъ, получившій названіе мыса Эдери часть этого мыса была свободна отъ снѣга и льда. Заѣхавши за этотъ мысъ, Россъ увидалъ, что берегъ дальше направляется прямо на югъ; вдоль этого берега и поплыли теперь «Эребусъ» и «Терроръ».

Берегъ былъ всюду высокъ, и у самаго берега поднимался огромный хребетъ, съ вершинами отъ 3 до 4 верстъ высоты. У берега встрѣтился рядъ небольшихъ острововъ, состоящихъ изъ вулканическихъ породъ. Еще дальше на югѣ показались высокія горы правильной конусовидной формы, изъ которыхъ одна взрывами выбрасывала паръ; ночью в облакѣ пара былъ виденъ отблескъ лавы. Этотъ дѣйствующiй вулканъ получилъ названіе Эребусъ, (около 3½ в. высоты), а другой, потухшій, рядомъ съ нимъ – Терроръ (немного ниже). Почти отъ самой подошвы Террора начиналась огромная ледяная стѣна, преграждавшая путь на югъ. Она тянулась съ запада на востокъ, и обрывалась совершенно вертикально въ море, подобно ледяной стѣнѣ Дюрвилля и Уилькса, но была гораздо выше ея, (отъ 20 до 30 саж.), совершенно плоская на верху, – по всей вѣроятности, конецъ исполинскаго глетчера, сползающаго съ полярнаго материка. Изъ-за стѣны выглядывала цѣпь высокихъ горъ, уходящихъ на югъ.


Россъ поплылъ вдоль этой стѣны и на протяженіи около 200 верстъ она не обнаруживала никакихъ измѣненій; всѣ попытки пробраться дальше къ востоку оказались безуспѣшными, такъ какъ все море было занято сплошной массой плавучаго льда. Несмотря на то, что стояло лѣто, температура была до крайности низкая (—10° въ полдень) и постоянно образовывался новый ледъ, который грозилъ затереть корабли Росса.

Среди снѣжной бури, стараго и новаго льда, при жестокомъ вѣтрѣ, когда палуба, мачты, такелажъ и одежда матросовъ покрывались ледяной корой, Россъ пробился на западъ, къ берегамъ покинутой имъ земли; онъ все еще надѣялся морскимъ путемъ добраться до магнитнаго полюса, а въ крайнемъ случаѣ, хотя бы найти стоянку для зимовки кораблей. Съ этой цѣлью онъ изслѣдовалъ берега открытой имъ земли, (которую въ честь англійской королевы онъ назвалъ землей Викторіи), отъ подножія Эребуса до мыса Эдери и даже дальше на сѣверъ.


Джон Биско… Джеймс Кларк Росс


Оказалось, что до магнитнаго полюса добраться нельзя: онъ лежитъ на сушѣ, на западъ, за тѣми горами, который тянутся вдоль берега земли Викторіи. Но пристать нигдѣ было невозможно; суша была недоступна, и ни одной сколько нибудь удобной бухты не оказывалось. Между тѣм Россъ рѣшился использовать весь остатокъ лѣта. Подвигаясь на сѣверъ, онъ мало по малу, выбрался за полярный кругъ, а, дойдя до мыса Эдери, повернулъ къ западу, надѣясь хотя съ этой стороны подступиться къ магнитному полюсу. Однако проникнуть далеко на западъ ему не удалось. Оказалось, что съ сѣверо-запада къ берегу Земли Викторіи въ свою очередь подступаетъ такая же ледяная стѣна, какъ и къ Земли Адели. Къ тому же полярное лѣто кончалось, наступали длинныя, темныя ночи и корабли грозило затереть льдомъ, а бухты, гдѣ можно было бы перезимовать, найдено не было. Выбравшись изъ сплошного плавучаго льда, Россъ однако проплылъ еще довольно далеко на западъ для магнитныхъ наблюденій и только 6-го апрѣля возвратился въ Гобартъ; ночи были уже настолько длинны и темны, что плаваніе было бы въ высшей степени затруднительно, если бы по ночамъ не свѣтило «сѣверное» – вѣрнѣе полярное – сіяніе. Вернувшись въ Гобартъ, Россъ освидѣтельствовалъ свои корабли; оказалось что и корабли и экипажъ были въ отличномъ состояіи, на корабляхъ не было никакихъ поврежденій, ни одинъ матросъ не былъ боленъ, и запасовъ провіанта еще хватило бы на долгое время.

30 ноября 1840 года, съ наступленіемъ южнаго полярнаго лѣта, Россъ снова отправился на югъ и уже въ половинѣ декабря его корабли были у границы сплошного плавучаго льда. На этотъ разъ Россъ хотѣль узнать, что находится за ледяной стѣной къ востоку и поэтому все время, по возможности, держалъ курсъ не па югъ, а на юго-востокъ. Только въ 20-ыхъ числахъ февраля увидалъ Россъ опять ледяную стѣну; здѣсь, однако, она имѣла нѣсколько другой видъ: она была значительно ниже (до 13 саж.) и край ея былъ болѣе изрѣзанъ, чѣмъ близъ Земли Викторіи. Россъ приблизился насколько возможно къ стѣнѣ и въ болѣе низкихъ мѣстахъ съ вершины мачты попытался заглянуть на ея поверхность. Тамъ, далеко на югѣ, на самомъ горизонтѣ слабо маячили вершины высокихъ горъ. Однако дальше на югъ пробраться было невозможно; Россъ опредѣлилъ долготу и широту. Оказалось, что онъ проникъ здѣсь такъ далеко на югъ, какъ никто изъ его предшественниковъ: онъ былъ на 78° 10» южной широты. Забѣгая впередъ, скажемъ, что до самаго послѣдняго времени никому не удавалось достичь такихъ широтъ.


Корабли у берегов Антарктиды


Россъ попробовалъ было плыть дальше на востокъ, но это оказалось тоже невозможно, такъ какъ всюду былъ сплошной ледъ, и кромѣ того, началъ образовываться новый, а между тѣмъ корабли Росса были уже повреждены (особенно «Терроръ»). Приходилось ворочаться назадъ. Началась жестокая борьба съ плавучими льдами; съ трудомъ выбрались изъ нихъ корабли; однажды ночью, во время метели оба они едва не были расплющены двумя огромными ледяными горами, между которыми имъ едва удавалось проскользнуть, при чемъ корабли столкнулись другъ съ другомъ, и «Эребусъ» иолучилъ значительный поврежденія.

Выбравшись изъ льдовъ, Россъ направился на зимовку къ востоку, мимо мыса Горнъ, на Фальклэндскiе острова, въ Атлантическомъ океанѣ; а на слѣдующую весну неутомимый мореплаватель выступилъ уже въ третье полярное путешествiе, на этотъ разъ къ югу отъ Огненной Земли. Онъ думалъ проплыть вдоль восточныхъ береговъ Земли Луи Филиппа и проникнуть какъ можно дальше на югъ, въ море Уэдделя. 17 декабря 1843 года Россъ отплылъ и 1-го января, обслѣдовавъ и открывъ по дорогѣ нѣсколько новыхъ островковъ, онъ былъ уже у береговъ Земли Луи Филиппа. Погода стояла превосходная, и Россу удалось обслѣдовать сѣверо-восточные берега этой земли, едва намѣченные Дюмонъ Дюрвиллемъ. Удалось даже опредѣлить высоту замечѣннаго Дюрвиллемъ горнаго хребта. Выше всѣхъ поднимался на 2 версты потухшій вулканъ, Хаддинтонъ. (Въ новѣйшее время, какъ мы увидимъ ниже, оказалось, что Хаддинтонъ стоитъ на островѣ Росса, отдѣленномъ отъ Земли Луи Филиппа узкимъ каналомъ).

Обслѣдовавши насколько возможно берега Земли Луи Филиппа, (было собрано, между прочимъ, даже нѣсколько видовъ растенiй) Россъ направился къ югу, и вскорѣ попалъ въ сплошной плавучій ледъ, среди котораго попадались исполинскiя ледяныя горы въ 30 саж. высоты и нѣсколько верстъ въ поперечникѣ. Цѣлый мѣсяцъ оставались корабли Росса среди этого льда: то ихъ затирало и сдавливало такъ, что они грозили быть расплющенными, то они вновь освобождались. Наконецъ Россу удалось выбраться за границу сплошного льда.

Видя, что у береговъ Земли Луи Филиппа къ югу не проникнешь, Россъ рѣшилъ продолжать путь Уэдделя, и направился къ юго-востоку вдоль границы сплошного плавучаго льда, все время пытаясь пробраться на югъ. Но плавучаго льда было очень много, и Россу удалось проникнуть только до 71,5° ю. ш.; а между тѣмъ наступалъ конецъ лѣта и количество льда значительно увеличилось.


Плавания кораблей Росса, Уилкса и Дюмон Дюрвиля



Вулкан Эребус


.

Пришлось поворотить обратно, и 25 марта «Эребусъ» и «Терроръ» прошли мимо послѣдней ледяной горы, а 2 сентября 1843 года они уже пристали къ берегамъ Англіи, послѣ почти четыхлѣтняго отсутствiя. При этомъ корабли и экипажъ находились въ отличномъ состояніи, а изъ 150 человекъ, отплывшихъ изъ Англiи, не вернулся назадъ только одинъ, смытый бурей у мыса Горнъ.


Корабли у берегов Антарктиды



Корабли у берегов Антарктиды

Загрузка...