Василий Петрович Орлов, не имел ничего общего со знаменитыми братьями Орловыми, фаворитами Екатерины. По семейным преданиям и слухам, ходившим на Дону, он – потомок дочери Степана Разина, то есть относился к донской аристократии, что в соответствии с казачьим обычаем мало что меняло в его военной биографии. Он начал службу девятнадцати лет рядовым казаком. Только благодаря своему острому уму и отчаянной храбрости через 10 лет был уже войсковым старшиною и командиром одного из донских казачьих полков. Он участвовал в 1-й войне с Турцией и за боевые отличия был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
Между 1-й и 2-й турецкими войнами продвигается по службе, дослужившись до звания полковника. Участвуя во 2-й турецкой войне, Орлов за боевые отличия получил чин бригадира, саблю и алмазами и орден св. Георгия 3-й степени. Особенно отличился Орлов при штурме Измаила, во время которого командовал штурмовой колонной. В 1792 году за участие в войне с Польшей получил звание генерал-майора и бриллиантовое перо на кивер с вензелем Екатерины И. В 1797 году он был назначен войсковым атаманом войска Донского. Пользуясь особым расположением императора Павла I, Орлов добился сравнения чинов донского войска с чинами регулярных войск. За четыре года своего атаманства Орлов получил звание генерал-лейтенанта, орден св. Александра Невского и крест св. Иоанна Иерусалимского.
В начале 1801 года Орлов получил приказ Павла 1 выступить со всеми донскими полками в поход в Индию. Орлов выступил в поход с сорока полками и двумя ротами донской казачьей артиллерии и дошел до Иртыша, на берегу которого его настиг курьер с указом императора Александра I о возвращении на Дон. Василий Петрович вернулся на Дон , где и умер, вероятно не выдержав тяжких трудов военного зимнего похода. Но уже всходила немеркнущая звезда славы его сына, в ком счастливейшим образом соединилась слава двух блистательных казачьих родов – Орловых и Денисовых