Получилось несправедливо: все слышали про красивую авантюристку, выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы; все видели эффектную картину Флавицкого, посвященную гибели самозванки в каземате Петропавловской крепости; но никто не знает, как сложилась судьба настоящей княжны Таракановой. А между тем, жизнь реальной дочери Елизаветы тоже была наполнена драматическими событиями. Хотя многое в биографии принцессы Августы до сих пор окутано тайной.
Сначала давайте пробежимся по основным моментам в истории авантюристки. Прежде всего, она никогда не называла себя Таракановой и погибла вовсе не от наводнения – это ошибки XIX века, дошедшие до наших дней. Сначала всех ввел в заблуждение французский писатель Жан-Анри Костера, перепутавший настоящую княжну с поддельной; затем его ошибку подхватил художник Константин Флавицкий, нарисовавший потрясающую по своей силе, но неправильную с исторической точки зрения картину «Княжна Тараканова».
Авантюристка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, именовала себя принцессой Елизаветой Владимирской. Фамилию «Тараканова» она, скорее всего, вообще никогда не слышала. Девушка и сама толком не знала, где родилась, родителей своих не помнила; при этом она была умна, беспринципна и красива; благодаря этому ей и удавалось так успешно играть роль наследницы российского престола в изгнании.
Как сообщает историк Даниил Лукич Мордовцев, принцесса Владимирская была «изящна, всегда весела, любезна, кокетлива до такой степени, что при своем уме и красоте могла сводить с ума каждого мужчину и превращать в самое покорное себе орудие. В продолжение трех-четырех лет ее похождений по Европе одни, очарованные красотой ее, входят из угождения красавице в неоплатные долги и попадают в тюрьму, другие, принадлежа к хорошим фамилиям, поступают к ней в услужение».
Авантюристка представляла большую опасность для тогдашней императрицы Екатерины II, которая пришла к власти незаконным и жестоким путем – свергла собственного мужа, отстранила от престола сына. Неслучайно в екатерининскую эпоху было столько народных бунтов, включая восстание Емельяна Пугачева. Разумеется, императрица не могла допустить, чтобы предполагаемая внучка Петра Великого свободно путешествовала по Европе, рассказывая всем и каждому, что именно она должна править Россией.
Екатерина открыла настоящую охоту на принцессу Владимирскую. Граф Алексей Орлов, приближенный императрицы, преследовал самозванку по всей Италии и наконец нашел ее в Ливорно. Граф познакомился с ней, притворился, что страшно влюблен, и авантюристка впервые проявила слабость – ответила Орлову взаимностью. Головокружительный роман закончился трагически. Алексей пригласил лже-Елизавету посмотреть русский корабль; как только девушка поднялась на борт, арестовал ее и доставил в Петропавловскую крепость. Принцесса Владимирская провела в тюрьме несколько мучительных месяцев и в декабре 1775 года скончалась от чахотки.
Прошло десять лет. Императрица Екатерина все никак не могла успокоиться. Да, она избавилась от поддельной княжны – но ведь где-то до сих пор жила и настоящая? А если она тоже заявит о своих правах на российский престол?
Некоторые историки высказывают сомнения, что у Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского вообще были совместные дети. Однако ряд уважаемых биографов уверены: в этом счастливом морганатическом браке у Елизаветы родились сын и дочь. Первые годы жизни они провели во дворце вместе с многочисленными племянниками Разумовского.
Историк Александр Васильчиков отмечает: «Не только Алексей Григорьевич, но и сама Государыня любила и ласкала их, что подало повод, мы увидим далее, к разным слухам касательно их происхождения… К племянникам и племянницам Алексея Григорьевича приставлена была некто мадам Шмит или Шмитша, как она названа в Камер-фурьерских журналах. Шмитша эта была родом чухонка и жена придворного трубача. Она отличалась необыкновенною толстотою и массивностью, была бой-баба и сохранила от прежней лагерной жизни особенную грубость тона».