05. Принцип партнерства в жизни и бизнесе

Для меня партнерство – это усиление движения к одной общей цели.

Партнеры могут быть в разных сферах: в бизнесе, в жизни, по хобби, по идее, по ценностям. То есть партнер – это человек, который с вами заодно. Человек, с которым вы формируете видение вашего будущего с общим результатом.

Но при этом видение того, какими путями и достижением каких целей вы придете к этому общему результату, у каждого может быть свое. В том и суть партнерства: можно усиливать друг друга, используя разные методы, но всегда договариваясь.

Вы не должны быть во всем похожи или, наоборот, обладать разными способностями. Главное – цель у вас должна быть одна. Тогда вы будете усиливать друг друга.

Партнеры по бизнесу – это люди, с которыми вы делите свою рабочую жизнь. Это не только бизнес-партнеры, но и няни, домработницы, водители, повара – все, кого вы впускаете в свое пространство и кому даете рабочие места. Для меня и сотрудники – в какой-то степени партнеры.

Важно с умом их подбирать. Хотя в партнерстве есть очевидные плюсы – взаимодополнение, разделение обязанностей, несколько умов, которые заточены на улучшение бизнеса, – не тот человек может высосать из вас больше энергии и времени, чем он освобождает, делая свою часть работы.

Когда я открывала первый салон, все тоже началось с партнерства, а точнее – с одной идеи, которая пришла одновременно двоим людям. Этой идеей было открыть салон для таких же девушек, как мы, – которые не могут себе позволить на весь день прийти в дорогой салон. Они ограничены во времени и финансах, но хотят классно выглядеть, следить за собой.

Тогда я ходила к девушке, которая оказывала бьюти-услуги на дому. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой: мне казалось нормой целый час добираться на автобусе домой к мастеру, чтобы она сделала «под ключ» комплекс услуг: брови, ресницы, ногти, шугаринг, автозагар… Всего за тысячу рублей! Причем это было действительно хорошо и качественно. Однажды меня посетила мысль: а сколько таких же девушек, как я, хотят пройти бьюти-процедуры у классного специалиста, но у них просто нет возможности?

– Юль, ты же такой крутой мастер! – сказала я, глядя на серый, тоскливый двор не лучшего района на окраине Ижевска. – Почему бы тебе не открыть свой салон? Юля, только представь, скольким девушкам мы сможем еще помочь и сколько ты сможешь заработать, если будешь не просто дома услуги оказывать, а в уютной, благоустроенной студии!

Юля расстроенно вздохнула и уставилась в кружку.

– Да я и сама хочу, я все понимаю в услугах, но где взять деньги и клиентов на целый салон?

До сих пор это извечный вопрос у владельцев бьюти-бизнеса: нет денег на рекламу, нет большой базы клиентов. И нет понимания, что мы сами себя загоняем в ловушку: клиенты не появятся, если не выделять деньги на рекламу. Априори качественного продукта для этого недостаточно. Но до этого мы еще дойдем.

А Юле я тогда ответила:

– Я точно ничего не понимаю в том, какой гель-лак лучше или какой клей для ресниц подойдет. Но концепция, маркетинг и клиенты – это мое. Хочу открыть салон, какого еще нет в городе, объединяя девушек одной миссией.

Искра, буря, безумие! Мы начинаем бизнес в партнерстве.

Сначала надо разделить бюджет проекта: четко определить, в каких долях вы вкладываетесь.

Дальше распределяем задачи – кто и за что отвечает. Как это можно сделать, рассмотрим на примере таблицы:


Рис. 5. Пример таблицы для распределения задач между партнерами


В идеале – получить внезапное озарение, что мы идеально складываемся. Как два кусочка пазла, которые дополняют друг друга.

Но, как и в историях любви, с партнерами тоже не все идет гладко, даже если вначале вы идеально друг другу подходите. Позже могут открыться нюансы, с которыми будет сложно мириться. Поэтому лучше на берегу обсудить, кто какие цели преследует и для кого какие ценности являются ключевыми. Чтобы вы впоследствии развивали бизнес в одном направлении, а не пытались дергать его каждый в свою сторону.

И еще о перетягивании одеяла на себя. Абсолютно в каж-дом партнерстве вам будет казаться, что вы делаете больше. Так будет считать и человек, с которым вы работаете. Сейчас я научилась просто принимать это как факт. Такие мысли нормальны, нужно с ними мириться. Не начинайте сразу же подсчитывать и сравнивать, потому что эти мысли ни к чему хорошему не приведут.

Я очень благодарна судьбе, что мой опыт партнерства начался именно с Юлей. Было нелегко – оно и понятно, ведь мы делали всё с нуля: открывали бизнес без готовой финансовой модели, зарабатывали деньги, учились на собственных ошибках. Но при возникновении любых вопросов находили в себе силы садиться и обсуждать разногласия.

“ВАЖНО НЕ ПОДАВЛЯТЬ РАЗНОГЛАСИЯ В УГОДУ ПАРТНЕРУ, А УМЕТЬ ОБСУЖДАТЬ ИХ И ВМЕСТЕ НАХОДИТЬ РЕШЕНИЯ. ВЕДЬ В ЗДОРОВЫХ СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА.”

Именно этот опыт в итоге помог мне позже выстраивать партнерство уже со своим мужем и построить крупную сеть. Но тсс, об этом я расскажу в отдельной главе. Знаю, что вы ее ждете, все будет!

Каждый оценивает свой и чужой вклад только со своей стороны. Поэтому объективно оценить вложения другого партнера почти невозможно. Лучше потратить эту энергию на то, чтобы развиваться. Если рядом с вами человек, который разбирается в той сфере, где вы ничего не понимаете, – цените его экспертизу и идите вперед сообща. Такая синергия даст гораздо больше результатов, чем работа в одиночку или попытки перетянуть одеяло на свою сторону.

Упражнение

1. Прямо сейчас вспомните, за что вы благодарны своему партнеру, и напишите об этом письмо.

2. Попросите и его тоже выразить благодарность вам. Обменяйтесь приятными письмами.

При желании эта книга может стать руководством не только к бизнесу, но и к жизни. Так что обязательно сделайте такой обмен письмами и со своим партнером по жизни.

Важно, чтобы не только взгляды на бизнес, но и жизненные ценности и принципы человека были близки вашим. Они не должны быть одинаковыми, но на старте вы должны понимать своего партнера. А вот отношение к задачам и сама их постановка должны быть разными. Потому что за счет сочетания разных подходов можно быстрее достигать целей.

Звучит вроде бы очевидно, но давайте не будем торопиться с выводами. В 21 год мне казалось очень странным, когда кто-то не разделял моих целей и стремлений. Сейчас я бы ответила: у всех свой подход, и это нормально. А тогда меня поражало, что не все соглашаются с моими идеями, которые, как мне казалось, помогут людям заработать, развиваться, наслаждаться. Они не просто не видят этих возможностей. Просто говорят – а я не хочу!

Когда наше SMM-агентство в 2012 году уже не знало, как успевать выполнять все заказы, моя близкая подруга училась на журфаке. Я часто подкидывала ей работу: писать тексты, статьи, посты для социальных сетей. Пока в какой-то момент она не остановила меня:

– Кира, я не хочу. Не надо мне больше давать работу. Мне это неинтересно. Я лучше посплю или погуляю.

Я испытала шок.

– Тебе неинтересно зарабатывать на том, что у тебя получается лучше всего, – писать тексты? Разве так бывает?

– Ну, вот так. Не всем интересно зарабатывать.

В моем сознании случился переломный момент. Насколько разными могут быть люди! Насколько мы по-разному смотрим на жизнь! У нас разные приоритеты, и это, как оказалось, нормально. Не все хотят зарабатывать больше, не все хотят быть предпринимателями, да и не всем это нужно. А изначальная уверенность в том, что все мы схожи и хотим одного, стала моей первой ошибкой в бизнесе.

Каждый имеет право на выбор. И если вы видите, что близкий вам человек выбирает простую и стабильную жизнь без лишних усилий ради дополнительных денег, – уважайте этот выбор.

Но это сейчас я могу писать об уважении. А тогда, в диалоге с подругой, я чувствовала злость, непонимание, непринятие и даже обесценивала ее за выбор, который не соответствовал моим представлениям о правильном. Только собственное мнение казалось мне верным, и я была убеждена, что она просто не понимает, какую большую ошибку совершает, отказываясь от легких денег.

Возможно, сыграли роль мой диабет и гиперконтроль, но в конце концов у меня щелкнул переключатель. Я приняла, что люди могут быть разными и я не могу и не должна быть всем воспитателем.

Принять это было очень тяжело. Ведь когда видишь, что действительно можешь подсказать другому человеку, помочь, – ты думаешь, что тебе виднее, как ему будет лучше. Ты же доброе дело делаешь. А он почему-то отказывается… Одно время я считала что давать советы – это правильно. Ведь тебе кажется, что ты знаешь, как улучшить жизнь человека. Так почему бы не поделиться этими знаниями? Как говорится, в своем глазу мы бревна не замечаем, а в чужом видим соринку. Потом был другой период, когда я говорила, что давать советы – это перекладывать ответственность. А сейчас я понимаю, что счастье человека заключается В ПУТИ прохождения проблем самостоятельно.

Очень важно всегда держать в уме, в какой роли по отношению к партнеру вы находитесь. Если на занятиях наставничества с предпринимателем или в диалоге с франчайзи я вижу, что собственник не ставит задачи, а начинает заниматься воспитанием, его отрезвляют вопросы: «Это твой ребенок? Ты почему занимаешься его воспитанием?» и все встает на свои места. Мы не родители, чтобы перевоспитывать друзей, знакомых или сотрудников.

Даже если иногда вы ну прям знаете, как помочь и что нужно сделать, чтобы у этого человека все в жизни было хорошо, ведь вам-то со стороны виднее, как ему нужно сделать… Не делайте ничего. У вас есть право на свой путь – так оставьте его и остальным. Иногда страшные падения в жизни приводят к самым высоким победам.

Да, знаю, что часто хочется искренне помочь. Но порой такая помощь только вредит. Люди кажутся нам менее самостоятельными, чем мы сами, только потому, что себя мы оцениваем по планам, а других – по результатам

Загрузка...