– Девочка, у тебя диабет. Уколы в живот теперь до конца жизни себе будешь делать. По восемь раз в день.
Когда тебе 15 лет и вся жизнь впереди, эти слова звучат как приговор. Какой диабет? Какие уколы? Да еще и в живот! Никогда!
Так началась моя осознанная жизнь. Не буду писать, что я героиня, нет. Но вытаскивать себя из этой ямы за волосы мне пришлось самой. Как? Терпение, читатели. Сейчас вы всё узнаете.
«Эй, дружище, доверяй Вселенной! Расслабься, деньги придут в легкости!»
Такие советы частенько дают успешные и просветленные, так ведь? и я понимаю, почему они вызывают отторжение. Тем, кто год назад открыл бизнес, у кого все из рук валится, для кого двухчасовой сон стал нормой, плевать и на Вселенную, и на доверие ей. Им не до легкости. Когда нужно закрыть базовые потребности, выплатить зарплату, передоговориться об аренде, потому что плата растет, разобраться с кассовым разрывом – сложно становится даже просто доверять. Я уже молчу о «расслабиться и ждать легкости».
Каждый из нас находится на своем уровне мышления. У каждого свои масштабы проблем. Еще Маслоу говорил, что невозможно двигаться дальше, не закрыв базовые потребности. Поэтому важно четко понимать, на каком вы сейчас уровне мышления, и оценивать проблемы этого этапа.
Витать в облаках, мечтать о большем и видеть вектор для будущего – замечательно. Но важно при этом адекватно видеть текущее положение, иначе есть риск так и остаться в иллюзиях о лучшей жизни.
Есть отличное упражнение, чтобы понять, где действительно прячутся ваши точки роста, и совершенно иначе взглянуть на проблемы.
Упражнение
Отмотайте назад. Вспомните все значимые жизненные повороты и то, что им способствовало. Не просто вспомните – запишите (в личной работе я всегда даю задание выписать все свои победы). Пусть список будет перед глазами.
Просто я вижу: каждый хороший эксперт, предприниматель верит в то, что он недостаточно хорош и что ему в характере и способностях чего-то не хватает. Знакомый всем синдром самозванца.
Когда вы составите список, то заметите: каждый поворот, каждый скачок и каждая точка роста, скорее всего, начинались со сложности, которая что-то в вас изменила. Я называю это переключателями.
У меня было 16 таких переключателей, которые сделали меня мной. Каждый сопровождался сложностями, решая которые я открывала новую грань собственных возможностей.
“КОГДА ПРИХОДИТ ПРОБЛЕМА, ЛЮДИ ЧАСТО СПРАШИВАЮТ: ЗА ЧТО? КОГДА ПРИХОДИТ ПРОБЛЕМА, Я ДУМАЮ ИНАЧЕ: ДЛЯ ЧЕГО?”
Это ключевой вопрос, который стоит себе задавать каждый раз, сталкиваясь с препятствиями.
Если и доверять Вселенной, то в том смысле, что любая трудность, с которой мы встречаемся, нам по силам. Каж-дая делает нас крепче, ведет к новым нам и новой жизни. Без тьмы мы не знали бы, что такое свет. Без сложностей не знали бы, как прекрасно счастье.
Вся моя история состоит из таких переключателей, первый из которых настиг меня в 15 лет и остается со мной до сих пор.
Я возвращалась с летнего отдыха, где немного (вообще-то сильно!) перенервничала, когда чуть не утонула, соревнуясь с местной девчонкой, кто доплывет быстрее до пирса. Ключевое здесь – с местной девчонкой, которая, в отличие от меня, чуть ли не с рождения плавала как рыба. А я совсем не умела плавать, но согласилась на эту авантюру. «Слабоумие и отвага», – подумаете вы? Возможно. Но я исследователь – и это все, что обо мне нужно знать. Мне всегда интересно узнавать новое и изучать свои возможности. Я до сих пор беру на себя новые вызовы, челленджи, исследуя новое.
Помните игру «Герои меча и магии»? В ней вы понемногу исследуете карту, открываете небольшие участки новой территории – и с каждым новым шагом не знаете, будет там орда, которая вас атакует, или клад с сокровищами. Так же и в жизни: кто-то выбирает сидеть в своей безопасной коробочке, не рискуя и не открывая новое, а кто-то, наоборот, каждый день делает шаг к неизведанному, рискуя, но в конечном счете получая награду за риск.
Вообще, предприниматель по своей натуре – исследователь, невозможно достигать новых вершин, не исследуя.
Исследования новых возможностей стали важнейшими переключателями в моем развитии.
Итак, вернемся к нашему заплыву. Моя соперница поплавала и спокойно вернулась на берег. А у меня ровно на середине стал сдуваться круг – и я пошла на дно. Теперь точно могу сказать: в моменты смертельной опасности жизнь действительно проносится перед глазами. Все, что остается, – молиться и обещать Вселенной, что если выживешь – точно проживешь жизнь по-другому.
Это стало моим осознанием на пути к первому переключателю.
Впереди было четыре дня дороги в Ижевск, после которых меня ждал новый учебный год, одноклассники, школьные предметы и «достаем двойные листочки».
Так я думала. Но по пути с моим телом начали происходить странные вещи: тошнота, головокружения, ужасные головные боли и полное отсутствие аппетита. Я думала, виновата дорога. Но и дома легче не стало. Тело было ватным, и я понимала, что болею. И не просто болею…
Состояние было адское. Каждую минуту хотелось пить. Я просыпалась по ночам, брала пятилитровый баллон воды, чтобы напиться, пила и никак не могла утолить жажду. Думала: «Должно быть, это какая-то “водяная болезнь”». Да-да, даже название своей болезни придумала!
Я стала пить очень много, постоянно бегала в туалет, жажда не переставала меня мучить.
Началась учеба. В школе все продолжалось: туман в голове, мутное сознание, бесконечная жажда. Я плохо ела и сильно похудела. Учителя злобно шутили над тем, что я каждые пять минут просилась из класса то попить, то в туалет. А я действительно просилась все время. Они думали, я просто издеваюсь над ними и не хочу учиться, – я не могла даже сидеть, если не попью. Поэтому все равно выбегала, чтобы выпить воды из крана – хоть какой-то, мне было все равно.
Как итог – двойки, вызовы к директору, ярлык подростка-бунтаря. А я просто не понимала, что со мной не так, и всего лишь хотела пить. И чтобы мне не было так плохо.
Начался конфликт с одноклассниками. Буллинг – обычная история для нашей школы. Меня преследовала мысль, даже убеждение, что мне здесь не место, я очень одинока, мне не с кем дружить и все настроены против меня. Дома давили, что впереди ЕГЭ, нужно учиться. В школе – буллинг и укоренившееся чувство одиночества.
Помню, как плакала и думала: «Вот бы случилось со мной что-нибудь, чтобы меня пожалели, чтобы перестали надо мной издеваться».
И случилось… Очень скоро меня пришли поддержать – не то что весь класс, а вся школа. Как говорится, бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться.
За неделю в школе я настолько ослабла, что уже едва ходила. Однажды шла домой и практически ничего не видела перед собой. Тело буквально отказывало, было ощущение, что еще чуть-чуть – и я потеряю сознание. Но я упрямо шла, подпитывая силу воли одной мыслью: падать нельзя, надо просто прийти домой и лечь, станет легче.
Я ничего не понимала. В 15, когда тебе плохо, ты не думаешь, что с телом что-то не так. Надеешься, что это скоро пройдет. Ведь у тебя есть еще друзья, уроки, хобби. Здоровье – базовая настройка, оно дано «по умолчанию».
Увы, мои настройки «по умолчанию» дали сбой. Обессиленная, я упрямо продолжала ходить в школу, но все же обратилась в поликлинику. К тому времени, напоминаю, я выпивала по несколько баллонов воды в день, что явно далеко за пределами нормы.
– Это ОРВИ, держи справку на неделю, – сказала педиатр.
– А это не может быть какая-то… ну, водная болезнь? Такие бывают?
Она улыбнулась:
– Не бывают, не переживай.
И я вышла из кабинета, зажимая справку в руках. Дверь кабинета обступили мамы с младенцами – кажется, это был какой-то день грудничков, когда все приходят с новорожденными. Я шла и думала: странно это все, не похоже ведь на простуду.
Спроси.
Голос в голове настойчиво требовал вернуться.
Спроси.
Мамы с грудничками у кабинета были не в восторге, но интуиция не позволила мне развернуться и передумать.
Спроси.
– Мне только спросить!
– Всем тут спросить, ты уже вышла, все, иди, чего возвращаешься? – возмутилась женщина в очереди.
Но голос в голове был настойчив.
– Извините, – я приоткрыла дверь, – я все же хочу уточнить. Вы говорите, что водной болезни не бывает, но почему тогда я пью так много воды? Несколько баллонов в день, это ведь даже с простудой ненормально?
– Держи, сдашь кровь на сахар, – педиатр протянула мне направление.
Интуиция меня не подвела и не зря заставила вернуться. С тех пор я всегда к ней прислушиваюсь. Именно она помогла вовремя узнать о своей болезни. Промедли я еще несколько дней – все могло бы закончиться гораздо хуже.
Утром в лаборатории мне было жутко и нервно – я, 15-летняя и взросло выглядящая девушка, боялась иголок до смерти. Так что даже заплакала от страха, протягивая палец медсестре. Она улыбнулась и сказала:
– Ну ты чего? Диабетики вообще себе каждый день уколы в живот делают, и ничего, живут.
– В живот? – я ужаснулась, представив это на себе, и сжалась еще больше. – НИКОГДА мне не будут делать уколы в живот!
Какая ирония…
После лаборатории был обычный день: мы обедали с подружкой, обсуждали, какие уроки прогулять завтра. А домашний телефон разрывался от звонков. Но трубку мы не брали: думали, что это звонят родителям по работе.
Я уже привыкла к своему «ватному» состоянию – отсутствию сил, гиперусталости. Мне казалось, я так сильно уставала из-за уроков.
Вдруг раздался звонок в дверь: еще одна моя подружка влетела в прихожую и закричала:
– Кира, тебя все потеряли! Где ты ходишь?!
Оказывается, из поликлиники звонили моей маме домой и в школу. Тогда не было мобильников и мессенджеров – звонили на домашние телефоны. Да-да, и даже по сториз нельзя было отследить, где человек, потому что их тогда не было.
Итак, звонили из поликлиники. Мой утренний показатель сахара оказался 27 (при 25 дети обычно уже лежат в коме). Норма здорового человека – до 6. Представьте только, насколько мой организм уже привык к этому состоянию, раз я думала, что это просто усталость.
Дальше все по классике: отрицание, гнев, депрессия, принятие…
Скорая привезла меня в больницу.
– Поздравляем, это диабет.
И вот мы здесь. В моменте, когда все началось. Спасибо, конечно, за поздравление, только я ничего не понимаю. Все, что я могла тогда, – плакать от страха и неизвестности в плюшевую собачку, которую взяла с собой. Медсестра смеялась:
– Тебе 15, пора взрослеть, выкинь ты ее. Теперь тебе нужно заботиться о своем здоровье, каждый день делать уколы.
– Нет.
Стадия отрицания была яркой. Какие уколы? Мне 15, у меня школа, одноклассники, уроки и контрольные. У меня подружка, обсуждение парней и другие глупости. Уколы в эту реальность не вписываются. Я боюсь уколов! Не смогу с ними жить всю жизнь, каждый день! Не бывает же такого, что твой жуткий страх становится реальностью!
Оказалось, бывает. А еще оказалось, что ко всему привыкаешь, адаптируешься и за отрицанием рано или поздно приходит принятие. Теперь моя жизнь такая – остается только научиться ее жить.
Пребывание в больнице показало, что мир не так жесток, как мне казалось. Когда-то я хотела, чтобы меня пожалели, но тогда поняла: жалость – не то чувство, которое нам нужно. Внимание – возможно. Сострадание – да, когда оно уместно. Но заболевшему человеку важно осознать, что он остается живым, достаточным, цельным. Что жизнь продолжается. И пусть рутина и трансформируется в нечто новое, но все же будут якори, которые останутся неизменными.
В один из этих дней меня навестил одноклассник. Мы с ним до этого вообще не общались. Я, уверенная в собственном одиночестве и несчастии, в том, что в школе меня ненавидят, удивилась. Что он здесь делает? Почему он здесь?
– Мама сказала, ты ничего не ешь и тут плохо кормят, так что вот, – он протянул мне тарелку домашних пельменей.
Это стало самым запомнившимся событием того времени. Через смущение и радость я вдруг поняла, что мое одиночество – иллюзия. Я жила не в реальности, а в страхах, в собственных домыслах о том, как меня не любят, не принимают.
У всех нас разные глаза. Не только по цвету, но и по тому, как они видят. Пока я молила о жалости, смотрела на мир глазами жертвы. Жила мыслями, которые делали меня несчастной.
Как часто вы смотрите на мир такими глазами? Что, если попробовать сменить очки и посмотреть на сложности сквозь линзы счастья? Я уверена: тогда вы совершенно точно сможете увидеть новое – возможности и скрытые точки роста, на которые так щедры жизненные трудности.
С диабетом моя жизнь перевернулась. Врачи говорили, что отныне моя диета – пять столовых ложек гречки и пара вареных яиц на прием пищи. На работу меня, конечно, никто брать не захочет. Рожать тоже нельзя – высок риск летального исхода. Может, когда-нибудь и станет лучше, но не сейчас. Сейчас лучше податься на инвалидность.
А мне 15, я вообще не понимала, о чем они. Какая инвалидность? У меня одноклассники, гулянки, КВН, дискотеки, ЕГЭ. Быть инвалидом в мои планы не входило.
Я не стала подаваться на инвалидность и даже искать, как это сделать побыстрее. Только понимала, что старая жизнь закончилась. Теперь нужно делать все по-другому. Оставалось только понять: а по-другому – это как?
– Предложите мне три варианта решения и пришлите документ сегодня к 10:00. – Я положила трубку и устало вздохнула.
– Ну что, всех подчиненных проконтролировала? – подмигнул мне муж.
– А что в этом плохого? – улыбнулась я. – В бизнесе без контроля никуда.
Чтобы бизнес развивался, нужно действовать. А когда делегируешь, действовать должны и другие. Только так и можно двигаться вперед, за одной ступенью должна идти следующая. Это и есть эволюция бизнеса, которую хорошо описывает модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса. Рекомендую на ее основе сделать упражнение.
Упражнение
Опираясь на схему, приведенную ниже, оцените, на каком этапе развития находится сейчас ваш бизнес. В какой вы точке: рост, расцвет или стабильность? Это поможет отчетливо понять, какие именно сейчас цели стоят перед вами, и последовательно к ним двигаться, не отвлекаясь и концентрируясь на важном.
Рис. 1. Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса
Кстати, Адизес построил свою модель по примеру жизненного цикла любого живого организма. Так что его бизнес-хронологию можно применить и к жизни.
Долгое время я считала, что тот этап моей жизни, да и сам диагноз, – то, о чем лучше молчать, чего стоит стесняться. Но сейчас я готова о нем рассказывать, чтобы показать, для чего он был нужен. Возможно, моя история поможет вам взглянуть на собственную проблему под другим углом и не отчаиваться, а поблагодарить испытание, посланное вам сейчас. И двигаться дальше.
Чтобы действовать иначе, нужно учиться думать иначе. Я могла погрузиться в жалость к себе и остаться жертвой обстоятельств до конца своих дней. А могла взять себя в руки, принять на себя ответственность за собственное будущее и увидеть возможности, открытые передо мной.
Вспомните свои проблемы пятилетней или даже десятилетней давности. У вас получилось их пережить, преодолеть. Значит, и с нынешними, и с будущими сложностями вы точно сумеете справиться.
Диабет помог мне понять одну простую истину: жить в проблеме можно целую вечность. Я могу жалеть себя сегодня, завтра и всю оставшуюся жизнь, но что это изменит, что даст? Проживание эмоций важно, но также важно вовремя сказать себе:
«Я достаточно пострадала, пора что-то делать».
Это работает и в жизни, и в бизнесе. Только в бизнесе горизонт принятия решений гораздо короче: «достаточно» – это от пяти минут до часа. Дальше нужно принимать решение.
Управление состоянием – первично. Это фундамент, на котором все строится.
Я могла принять инвалидность и утопить себя в мыслях «весь мир против меня» (а ведь я так и думала, когда была здоровым человеком), а могла искать возможности и силы двигаться дальше.
Всё есть выбор.
Проживайте чувства, а дальше решайте, какие действия помогут двигаться вперед. Это и есть саморегуляция. Не нужно притворяться, что все хорошо. Не надо делать вид, что боли, обиды или жалости к себе нет. Надо все это прожить – но потом действовать!
Здесь не будет истории Золушки. Согласитесь, мы все устали от сказок. Жизнь действительно не сказка. Но это ваша жизнь. Ее никто не сможет повторить или прожить. Второй раз такого человека не будет. Как и этой секунды, этого «сейчас».
Когда я приняла это и начала искать плюсы, фокусировать свои мысли на возможностях, у меня включились требования. В первую очередь к себе самой.
“Я НЕ ЖЕРТВА. Я НЕ ИНВАЛИД. Я НЕ СЛАБАЯ, И Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ВОСПРИНИМАЛИ СЛАБОЙ. ХОЧУ ЖИТЬ ЯРКУЮ, НАСЫЩЕННУЮ ЖИЗНЬ.”
Я хотела, чтобы на меня смотрели иначе. С уважением, с признанием моей силы. Но для этого нужно было эту силу проявить. Отсюда и выросла требовательность к себе и к результату. Я приняла решение никогда не соглашаться на меньшее. Ни в жизни, ни в бизнесе. Стала настоящим достигатором.
Достигаторство – одно из ключевых качеств успешного бизнесмена.
Люди мне говорят: «Я устал, голова болит». А я в это время делаю восьмой укол за день – и не могу позволить себе жаловаться и уйти в состояние жертвы. Какой смысл? Станет ли мне от этого легче? Как сказал Харуки Мураками: «Боль неизбежна. Но страдания – необязательны». И я выбираю не страдать.
Диабет стал моим самым главным, базовым переключателем. И самым важным – ведь именно он запустил мои трансформации. Я выбрала концентрироваться не на том, какие ограничения несет мне эта болезнь. А на том, чему она меня учит, ДЛЯ ЧЕГО мне она.
Так диабет и 15 других переключателей из разных сфер жизни сделали меня той, кто я есть сейчас…
Тогда – испуганная 15-летняя девочка из Ижевска с диагнозом «диабет».
Сегодня – реализованная и успешная, любящая и любимая, по-настоящему счастливая женщина.
Я хочу поделиться своими переключателями с вами, дорогие читатели. Возможно, это даст вам силы справиться с собственными трудностями. Подняться над проблемами, найти в них возможности и силу. И тогда, уже в совершенно другом состоянии, уверенно и достойно продолжать свой путь.
Упражнение
Сделайте таблицу: первый столбик – «Проблема», второй столбик – «Решение». А третий – «Благодаря этой проблеме у меня есть».
Рис. 2. Таблица