Генерал-фельдмаршал Шувалов Петр Иванович (1710–1760)

Петр Иванович родился в 1710 г. (по некоторым данным, в 1711 г.). Специального артиллерийского образования П.И. Шувалов не имел, но к артиллерии проявлял определенный интерес. Он считал, что в условиях линейной тактики артиллерия должна быть опорой боевого порядка войск. Чтобы артиллеристы дивизии, в которой он был шефом, хорошо владели искусством стрельбы, П.И. Шувалов организовал в 1751–1753 гг. усиленную их переподготовку. В 1753 г. для обеспечения эффективной борьбы с пехотой и конницей противника П.И. Шувалов предложил идею создания гаубицы, стрелявшей только картечью. Создание этого орудия, названного впоследствии «секретной» гаубицей, и явилось, по свидетельству современников и документов, важным основанием для назначения его на должность генерал-фельдцейхмейстера. Однако П.И. Шувалов предложил только идею, а всю разработку чертежей и изготовление «секретной» гаубицы осуществляли майор Мусин-Пушкин и пушечный мастер Михаил Степанов, что подтверждает сам П.И. Шувалов[31]. «Секретная» гаубица должна была поступить на вооружение полковой артиллерии и усилить ее огонь своим картечным действием. Она имела эллипсовидный, расширяющийся к дулу канал ствола. Такое устройство канала ствола, по мысли автора, должно было способствовать разлету картечи веером больше по горизонтали, чем по вертикали, и тем самым увеличивать площадь поражения противника, по сравнению с картечным действием обычных полевых гаубиц.

К середине XVIII в. стало очевидным, что русская артиллерия, возведенная когда-то Петром I на передовой уровень, утратила прежнее свое преимущество перед артиллерией европейских держав. Более того, начавшаяся Семилетняя война 1756–1762 гг. потребовала безотлагательных и решительных мероприятий по повышению боеспособности артиллерии. Эту задачу призван был выполнить назначенный императрицей Елизаветой 31 мая 1756 г. на должность генерал-фельдцейхмейстера граф Петр Иванович Шувалов. Безусловно, при назначении П.И. Шувалова на должность генерал-фельдцейхмейстера учитывались его деловые и организаторские способности.

Немалую обеспокоенность вновь назначенного генерал-фельдцейхмейстера вызывало недостаточное оснащение русской армии артиллерией. На вооружении продолжали оставаться орудия преимущественно старых образцов. Кроме того, артиллерийские части были не полностью укомплектованы людьми и слабо обучены. Поэтому начало деятельности было связано с решением двух задач – «армию достаточной артиллерией снабдить и достойными артиллеристами наполнить».

Решив, что начинать обновление артиллерии надо с артиллеристов, Петр Иванович принялся менять систему их подготовки. В первую очередь новый генерал-фельдцейхмейстер предложил императрице слить воедино Артиллерийскую и Инженерную школы, действовавшие в Санкт-Петербурге. 12 мая 1758 г. Елизавета подписала указ о создании Соединенной артиллерийской и Инженерной дворянской школы.

Будущим артиллеристам опять стали преподавать фортификацию, то есть понятия об укреплениях, которые они должны посредством артиллерийских орудий разрушать, а инженеров начали учить артиллерийскому делу, то есть тому, как разрушаются крепости. Кроме специальных наук ученики Соединенной артиллерийской и инженерной школы должны были изучать немецкий и французский языки, историю, географию, арифметику, простую геометрию, алгебру, механику, гидравлику, эрометрию, гражданскую архитектуру, математическую географию, химию, основы экспериментальной физики и др.

П.И. Шувалов постарался укомплектовать преподавательский состав лучшими знатоками своего дела. Он лично беседовал с каждым претендентом на должность преподавателя школы, посещал занятия, которые тот проводил. Например, для преподавания математики и механики Петр Иванович пригласил ученика М.В. Ломоносова, питомца университета при Академии наук подпоручика Я.П. Козельского.

Преподаватели специальных дисциплин отбирались П.И. Шуваловым из наиболее способных выпускников самой школы. Благодаря П.И. Шувалову выпускникам школы начали присваивать не унтер-офицерский, а офицерский чин, и они сразу, без выслуги в солдатах, стали назначаться на командирские должности. Первый такой выпуск был сделан в 1760 г.

В 1758 г. П.И. Шувалов представил императрице Елизавете план под названием «О учреждении корпуса для артиллерии и инженерства». Одним из его авторов был М.В. Ломоносов. По замыслу П.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, будущие офицеры должны были за время обучения в корпусе получить основательное (по существу университетское) общее образование, а также глубокие теоретические знания и практические навыки в области артиллерийского и инженерного дела. В рамках кадетского корпуса планировалось организовать общие классы с 5-летним сроком обучения и специальный офицерский класс с 2-летним учебным курсом.

Наконец, П.И. Шувалов провел еще одно очень важное мероприятие – кадровое. Он устранил засилье иностранцев в руководстве артиллерией и выдвинул на руководящие должности талантливых русских офицеров.

Петр Иванович объединил вокруг себя группу талантливых русских артиллеристов: М.В. Данилова, М.Г. Мартынова, А.А. Нартова, М. Рожнова, М.И. Мордвинова, К.Б. Бороздина, И.Ф. Глебова и др., которые своим творческим трудом внесли большой вклад в развитие отечественной артиллерии.

События тех лет свидетельствуют, что действительно в лице генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова русские конструкторы-артиллеристы получили руководителя, способного направить их деятельность к единой цели – возродить боевую мощь отечественной артиллерии и упрочить ее передовой характер. В 1757 г. офицеры-артиллеристы М.Г. Мартынов и М.В. Данилов сконструировали так называемые «близнята» – орудие, представлявшее собой две вместе слитые и помещенные на одном лафете гаубицы. Новое орудие стало достойным преемником 3-фунтовой пушки в рядах полковой артиллерии. Однако гораздо больше «близнята» известны как прообраз более мощных и совершенных орудий-единорогов, с которыми их роднит одинаковая коническая форма зарядной каморы. Новые орудия появились в том же 1757 г., когда авторы «близнят», совершенствуя свою конструкцию, создали образец удлиненного гаубичного орудия. В честь генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова изобретатели украсили стволы нового орудия фигурой его родового герба – мифическим зверем-единорогом, откуда и появилось его название «шуваловский».

Значение шуваловских единорогов было велико. Они показали блестящие свойства в Семилетнюю войну 1756–1763 гг. и в Отечественную войну 1812 г. и продержались в русской армии почти 100 лет – до введения нарезной артиллерии. Снаряд единорога, плотно прилегавший к стенкам канала ствола и лучше в нем центрировавшийся, летел дальше и точнее, чем у других орудий того же калибра. Кроме того, из орудия можно было стрелять гранатами, ядрами, картечью и разрывными снарядами.

Примечательно, что шуваловский единорог, длина ствола которого была примерно вдвое меньше длины других орудий аналогичного калибра, стрелял на дальность вдвое их превышающую и, как следствие, был гораздо легче. В основном благодаря этим качествам как раз и простоял длительное время на вооружении.

Следует отметить, что конструктивные особенности единорогов значительно повысили их характеристики внутренней баллистики[583]. Если рассмотреть углы наклона конической зарядной каморы единорога, то становится понятным явление кумуляции (от лат. Cumulatio – накапливаю) пороховых газов в одном направлении. Эта возникающая сила в канале ствола при выстреле достигалась за счет кумулятивной выемки, обращенной в сторону поражаемого объекта. Это обстоятельство свидетельствует, что под руководством П.И. Шувалова было разработано (задолго до использования в зарядах кумулятивного действия) использование кумуляции в конструкции орудий.

Особая историческая победа русской артиллерии, вооруженной единорогами, состоялась при Кунерсдорфе. «Весь артиллерийский корпус заслуживает, чтобы особливое я подал свидетельство как ужасному действу орудий, так и искусству действовавших оными», – писал в донесении полководец П.С. Салтыков. «Эти пушки – порождение дьявола, – говорил король Фридрих II. – Я ничего не боюсь, как русских пушек».

Битва при Кунерсдорфе стала звездным часом русской артиллерии. В честь победителей-артиллеристов М.В. Ломоносов посвятил главному артиллеристу России П.И. Шувалову оду:

Нам слава – страх врагам, в полках твои огни, Как раньше, так и впредь пали, рази, гони.

С Елизаветой Бог, и слава генералам, России грудь – твои орудия, Шувалов!

Русская армия продолжала одерживать победы в войнах и в дальнейшем благодаря шуваловским единорогам, особенно в тех сражениях, когда правильно осуществлялось огневое поражение противника, ведущая роль в котором принадлежала огню артиллерии.

Под руководством П.И. Шувалова свою лепту в совершенствование артиллерии вносила и отечественная наука. Видным ученым-математиком, одним из первых действительных членов Санкт-Петербургской академии наук Леонардом Эйлером были созданы таблицы стрельбы, ставшие более чем на сто лет надежным помощником артиллеристов.

П.И. Шувалов не ограничился введением новых систем орудий. Он применил картузы к зарядам и скорострельные трубки, что значительно увеличило скорострельность орудий. Вместо наемных лошадей для орудийной тяги П.И. Шувалов завел постоянный состав казенных лошадей. Этим мероприятием П.И. Шувалов на много лет опередил артиллерию других стран.

Много нового в период Семилетней войны было сделано П.И. Шуваловым и в организации русской артиллерии. Например, по штату 1757 г. в артиллерии вместо одного было уже два артиллерийских полка и особый бомбардирский корпус, или корпус «секретных гаубиц». В 1760 г. были впервые сорганизованы артиллерийские бригады по 20–25 орудий в каждой (в 1760 г. было сформировано три, а затем четыре бригады)[32]. В это же время проводилась большая работа и по упорядочению средств тяги, или, как их тогда называли, фурштата.

Эти и многие другие нововведения в делах воинских, предложенные и реализованные П.И. Шуваловым, напоминают нам о выдающемся таланте высокого воинского руководителя. П.И. Шувалову не удалось провести в жизнь все намеченные им мероприятия. Он умер 4 января 1762 г., пробыв в должности начальника русской артиллерии всего 7 лет. Но и то, что он успел сделать, обеспечило как русской артиллерии, так и армии в целом выход из состояния упадка и подъем на должную историческую высоту. За несколько дней до смерти, 28 декабря, Петр III присвоил П.И. Шувалову звание генерал-фельдмаршала.

Загрузка...