Глава 4 Священные горы арийской прародины

Среди удивительных феноменов земли арьев, списанных в Ведах и Махабхарате, есть один исключительно важный, который уже почти столетие привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей. Это священные Северные горы арийской прародины: Меру – в индийских преданиях, Хара – в иранских. Описывая эти горы, эпос «Махабхарата» гласит: «На северном склоне Химавата преисполненный всеми качествами, чистый, прекрасный, кроткий, желанный есть мир, именуемый потусторонним. Здесь пребывают безгрешные, пречистые, незапятнанные люди, безбедственные, полностью покинувшие заблуждение, жадность. Небесам та страна подобна, ей присущи превосходные свойства: (Там людей) не коснется болезнь, бессмертие от века… Северная часть земли всех других чище, прекрасней; живущие здесь, там возрождаются добродетельные люди, когда, получив (посмертные) почести, они уходят».

Подобные описания, создающие образ мифической, счастливой страны, казалось бы должны обрекать на неудачу любые попытки реальной локализации священных гор арийской древности. Но помимо чисто мифических мотивов в описаниях священных гор есть целый ряд весьма интересных, повторяющихся в различных источниках, деталей.

Так Белый Остров, на котором мудрецы Эката, Двата, Трита погружались в сияние «тысячелучистого Бога», а Нарада лицезрел Верховного Творца в виде Полярного Сияния, расположен согласно многим текстам, к северо-западу от горы Меру и побережья Молочного моря. Причем, эта локализация постоянно подчеркивается: так Нарада, поднявшись на Меру, «взглянул на северо-запад» и «узрел чудесный, преславный образ. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Белый Остров (Шветадвипа)». Эката, Двата, Трита сообщают, что «Северный склон Меру побережье Молочного моря – вот страна, где мы совершали суровейшее умерщвление плоти… На севере Молочного моря есть светозарный Шветадвипа (Белый Остров)».

Имение над отрогами Меру «все звезды, все светила и владыка светил солнце» двигаются по кругу, отдавая дань уважения «первозданной горе», здесь «вознесенного Золотого ковша дорога», здесь «Полярную Звезду укрепил Великий Предок».


Согласно Махабхарате с гор Меру стекают все великие земные реки, только одни – из них текут на юг, к Южному морю, а другие – на север к Молочному.

На вершинах этих гор шумят густые леса, поют птицы, живут разные звери.


Здесь множество «кристально чистых озер» населенных «белокрылыми лебедями и всякими другими водоплавающими птицами»: серыми гусями, утками, казарками, чайками, нырками и кряквами. На глади вод цветут голубые, золотые и красные лотосы, лилии и кувшинки.







Северные лотосы, лилии и кувшинки


Со скалистых утесов «стремительно низвергаются многочисленные ключи, потоки. Руды разных металлов украшают великую гору, кое-где черные, как сурьма, кое-где золотистого цвета, есть желтоватые, есть киноварно-красные. Причем, неоднократно подчеркивается, что склоны гор кажутся полосатыми: «будто притирания, разнизанные пальцем, виднелись прожилки руд – золотых, красных, белых».


Сухона


Как характерная черта лесов и лугов Меру, певцами Махабхараты отмечается также обилие пчел, «опьяненных медом» и цветов, «золотых, кроваво-красных или как пламя лесного пожара.»


Луга полярной ночью летом


Исключительный интерес представляет та часть текста Махабхараты, где рассказывается о том, что герой Арджуна направился к «Северным горам», где он увидел Верховное божество – Треокого Хару. И в это время «озарились красками все стороны неба». Как считает Б. Л. Смирнов: «Описываемая здесь картина очень похожа на картину полного солнечного затмения или картину сумерек далекого севера.»

Кроме того, он отмечает, что мудрец Нарада, описывая те края, где находятся священные северные горы арьев, т. е. Паталу и «Красочный мир (Суварна)» говорит, что здесь Солнце встает по полугодиям и озаряет этот мир. Такое замечание может относиться только к полярной стране, его может сделать лишь тот, кому ведомы эти страны. По ходу описания упоминается, что в мире Суварна ниспадающие воды принимают „красивые формы“. Само название Суварна заставляет вспомнить о богатейшей многокрасочности северных зорь. Говорить о том, что вода, падая, принимает красивые формы, можно только о замерзшей воде».


Северные воды


И, наконец, именно на отрогах Меру, находящихся недалеко от Молочного моря, эпос помещает обитель праведников и божественных мудрецов – риши, создателей гимнов Веды, местопребывание великих богов: Куберы (Куверы) – бога богатства, Ганги – чей исток находится на этих горах, и самого Рудры-Хары, называемого «носящим светлые косы», «льноволосым» и «камышеволосым», «светлобородым» и «русобородыми всех существ Предком», «голуболотосооким Человеком великим, первородным», «лотосо-голубооким Владыкой».


Помор


Священные горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названные в древнеиндийской традиции хребтами Меру, в Авесте – горы Хара с их главной вершиной – горой Хукайрья. И так же, как в индийских описаниях над Меру, над Высокой Харой сверкают семь звезд Большой Медведицы и Полярная Звезда, поставленная в центре мироздания. Отсюда, с золотых вершин Высокой Хары, берут начало все земные реки и величайшая из них – чистая река Ардви, ниспадающая в море Воурукаша или Ворукаша, что значит «имеющее удобные заливы». На вершине мировой горы Азест – обитель богов Гаронмана и здесь начинается «вечная беспредельная страна света».

Над морем Воурукаша сияет свет «царственного Хварно», «причастного арийским странам нынешним и грядущим.»


О великих северных горах писали и древнегреческие авторы, которые считали, что эти горы, названные ими Рипейскими, занимали весь север Европы и были северной границей Великой Скифии. Так они изображались на одной из первых карт земли – карте 6 века до н. э. Гекатея Милетского. О далеких Северных горах, протянувшихся с запада на восток, писал «отец истории» Геродот.

Сомневаясь в невероятной, фантастической величине Рипейских гор, Аристотель, тем не менее, верил в их существование, был убежден, что к северу земля повышается, так как солнце там ниже, чем на юге, и с этих гор стекают все самые большие реки Европы, кроме Истра-Дуная. Такое убеждение подкреплялось вполне логичным выводом о том, что реки всегда текут с гор вниз и никогда не текут вверх в горы.

За Рипейскими горами, на севере Европы, помещали древнегреческие и древнеримские географы Великий Северный или Скифский океан. Долгое время вопрос о том, где же находятся эти горы, никак не разрешался. Э. А. Грантовский и Г. М. Бонгард-Левин обобщив и проанализировав материалы Авесты, Ригведы, Махабхараты, сообщения Геродота, Помпония Мелы, Плиния, Птолемея, средневековых арабских путешественников Ибн Фадлана, Ибн Баттута и др., пришли к выводу, что повторяющиеся во всех без исключения источниках географические характеристики вполне реальны и дают возможность ассоциировать Рипейские горы, Хару и Меру конкретно с Уральскими горами, так как только Урал, как считают названные исследователи, соответствует почти всем тем специфическим особенностям, которые считались необходимыми атрибутами священных северных гор: большой высотой, природными богатствами, близостью к северным морям и т. д.


Здесь следует выделить следующие группы сведений, касающихся Рипейских гор, Хары и Меру, идентичных у средневековых арабских путешественников, у античных авторов, в скифской, древнеиндийской и древнеиранской мифической традиции, на которые обращают внимание Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский:

1. Рипейские горы, Хара и Меру протянулись с запада на восток, отделив север от юга.

2. На севере, за Рипейскими горами, Харой и Меру находится Ледовитый, или Кронийский, или Мертвый, или Молочный океан, или огромное море Воурукаша, куда впадают реки, текущие с этих гор на север.

3. Рипейские горы, Хара и Меру являются водоразделом, так как делят реки на текущие на юг и текущие на север.

4. С вершины Хары, Меру и Рипейских гор берут начало:

а) Ганга,

б) священная Раха,

в) река Русийа,

г) все большие реки Скифии, кроме Истра-Дуная.

5. В этих северных краях всегда можно увидеть высоко над головой Полярную Звезду и созвездие Большой Медведицы.

6. Здесь полгода длится день и полгода ночь, зимой дует холодный северо-восточный ветер, приносящий много снега.

7. Горы, покрытые лесами, изобилуют зверем и птицей; очень высоки, непроходимы.

8. За Рипейскими горами, Харой и Меру на побережье океана или моря лежит счастливая страна.

9.Реки, берущие начало в этих горах, текут в золотых руслах, а сами горы таят в себе несметные богатства.


Исходя из вышеперечисленного, предложенное Г. М. Бонгардом-Левиным и Э. А. Грантовским решение проблемы несет в себе целый ряд противоречий: во-первых, Рипейские горы, Хара и Меру, по свидетельствам античных писателей, скифской традиции, эпической традиции индоиранцев, должны быть вытянуты в широтном направлении (с запада на восток), что никак нельзя связать с Уральскими горами; во-вторых, Уральские горы расположены на восток или северо-восток от причерноморской Скифии, а не на север от нее; в-третьих, Урал не является той водораздельной грядой, с которой берут начало все скифские реки, он не делит их на текущие к югу и текущие к северу.

Вероятно, имеет смысл еще раз обратиться к древним источникам, тем более, что среди исследователей растет убежденность в том, что верить античным авторам можно и должно. Так М. В. Агбунов, на основе привлечения данных палеогеографии для изучения изменений береговой линии Черного моря, приходит к выводу, что «произведения древних авторов представляют собой, как правило, достоверный источник и заслуживают большего внимания и доверия… Хочется подчеркнуть, что конкретные историко-географические описания античных авторов в большинстве своем абсолютно достоверны». Исходя их этого, обратимся к такому авторитетному источнику как «География» Клавдия Птолемея, где на карте Азии VII («География» 1540 г. Под ред. С. Мюнстера) севернее Каспийского моря и западнее Урала помещены горы, именуемые Гиперборескими (НУРЕRBOREI MONTES). Эти же горы на севере Европы есть и на карте к «Географии» Птолемея, изданной в 1490 г. в Риме, приведенной в книге Г. М. Бонгарда-Левина и Э. А. Грантовского «От Скифии до Индии», основываясь на которой они говорят об ошибке Птолемея, поместившего на севере горы, которых в реальности нет.


Гипербореские и Рипейские горы. География Птолемея 1480 г.


Гипербореские горы. География Птолемея 1490 г.



Гипербореские горы. География Птолемея 1540 г.


Для того, чтобы выяснить, насколько точны были сведения Клавдия Птолемея о Восточной Европе, можно использовать карту Европейской части СССР. На карте Птолемея есть такие вполне реальные географические объекты, как Балтийское, Черное, Азовское моря, а также Каспийское море с впадающие в него Волгой, названной авестийским именем RHA (это название встречается в литературе также в форме Ра). Здесь обозначены практически все более или менее значимые возвышенности Восточной Европы вплоть до Южного Урала, который отделен значительным расстоянием от помещенных Птолемеем на севере и протянувшихся в широтном направлении Гиперборейских гор, дающих начало двум истокам священной реки древних иранцев – Ра или Рахи. Уже эта карта свидетельствует о том, что Птолемей, а вероятно, и географы древности задолго до него, различали Гиперборейские (или Рипейские) горы и Урал, и не ассоциировали их друг с другом.


Гиперборейские и Рипейские горы. Карта Goa 1570 г.

Загрузка...