Но не только на непрерывную ночь и озаряющие её Полярные сияния, но и на непрерывный день имеются указания в Ведах.
«Продолжительность светового дня зимой на Приполярном Урале 4—6 часов… К северу от Полярного круга во второй половине декабря – полярная ночь. Иногда разыгрывается Полярное сияние, небо покрывается лентами, переливающимися всеми цветами радуги, а горы и тундра озаряются зеленоватым фосфорическим светом. Весь июнь и июль на Уральском Севере белые ночи. В их часы смолкает пение птиц, природа погружается в сон; небо и облака окрашиваются в розово-палевые тона, наступает необыкновенная тишина», – так описывают Приполярный Урал современные авторы, 104 и так же, описывали свои священные горы певцы Махабхараты.
Полярная ночь летом. Новая Земля
Вблизи полюса наблюдается как солнце, поднявшись на определенную высоту над горизонтом, останавливается, стоит на месте и затем идет назад. В Ведах говорится: «Свою колесницу бог Солнца остановил посреди неба» или:
«3. Благодатные рыжие кобылицы Сурьи поднялись на спину неба
4. Посреди работы он собирает натянутую ткань
Как только он запряг с места рыжих коней
Ночь тут же протягивает свой наряд для него самого» (РВ. I. 115)
Этот образ невозможно объяснить иначе, кроме как тем, что наблюдается движение солнца в северных широтах. В другом месте Ригведы говорится: «Бог Варуна качал на небе солнце, словно на качелях». 33 Где ещё можно наблюдать подобную картину, кроме как в приполярных странах, где солнце летом не скрывается за горизонтом, а только пригибается к нему и снова отходит, словно качается.
Полярная летняя ночь. Кольский полуостров
Н. Р. Гусева подчеркивает; что: «Со времени прибывания арьев в Заполярье лунный календарь играл решающую роль в исчислении месяцев… В полярных областях луна в дни полнолуния проходит через «точку севера» 13 раз в год, а значит и весь год длится на 13 лунных месяцев…
Полярный день зимой
В Ригведе и других памятниках древней литературы луне посвящено столько гимнов и столько предписаний с ней связано, что до сих пор в сознании жителей этой страны (Индии) культ луны занимает первенствующее место по сравнению с культом солнца – даже многотысячелетнее занятие земледелием не смогло поколебать это соотношение… Как зори по горизонту, так и солнце и звезды по небу совершают круговые движения, и эти картины можно наблюдать только в приполярных (и заполярных) областях. Тилак отмечает, что, судя по памятникам, Большая Медведица, именуемая в Индии созвездием семи пророков, всегда видна высоко в небе, когда наступает мрак (РВ. I), тогда как в более южных областях – и тем более в Индии – она появляется лишь низко под, северным горизонтом. Это также важное наблюдение, так как с тех древнейших времен эти семь пророков почитаются в индуизме как авторы гимнов Вед и основоположники всех священных знаний. Это созвездие, должно быть, играло важную роль в деле ориентации людей по звездам, связанной с хозяйственной деятельностью, не прекращавшейся, естественно, и во время «сна богов», т.е. полярной ночи».
Бесспорно, именно на арктические реалии указывают и текст эпоса Махабхарата, где говорится о том, что: «По мере того как непрерывно движется Полярный круг, на нем обнаруживается три сотни и шестьдесят делений,» и те строки гимнов Ригведы, где «воспевается период „мерцающего полумрака“, именуемого зарей, которая бывает дважды в году и длится примерно 50—60 дней, включая и появление краешка солнца над горизонтом (Такие „периоды зари“ именуются в литературе Индии рассветом и закатом дня богов).» Н. Р. Гусева отмечает, что: «привлекло внимание Тилака и описание того, как богиня Ушас (богиня Зари) грустит с наступлением долгих сумерек, связанных с уходом солнца во мрак, и радуется сумеркам рассвета, знаменующим скорое появление светила на небе.»
Сумерки рассвета
Среди полярных реалий Махабхарата заслуживает внимания и тот текст, где говорится, что посреди Молочного моря на севере есть гора, на которую спускается бог-творец Брама, «покинув сполохами сверкающий престол», и рассказ священной птицы Гаруды отшельнику Галаве о том, что на севере Семеро Риши, богиня Арунхати и Свати постоянно движутся вокруг укрепленной на небе Полярной звезды. (Арунхати-созвездие Кассиопеи, Свати – яркая звезда в созвездии Волопаса). Повторяем, что видеть эти звезды высоко над горизонтом и наблюдать их круговое движение можно только в Северных широтах, не южнее 55—56° с.ш.
Гаруда, описывая Северную страну, говорит о том, что она называется «Вознесенной», что здесь проходит дорога «Золотого ковша» (Большой Медведицы), что «В этом обширном северном крае не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный». И именно здесь обитают небесные боги, здесь сияет Полярная звезда, которую «укрепил Великий Предок», здесь сверкают «Блиставицы – Полярное сияние.
И, наконец, трудно представить, что где-то, помимо северных, приполярных стран, люди могли славить огонь такими словами:
«3—4. (Тот) кто зародыш вод, зародыш деревьев,
А также зародыш тех, что стоят, зародивши тех, что движутся…
7—8. Кого будут усиливать многие ночи, несхожие с днями
То, что стоит и то, что движется,
Агни, произошедшего от вселенского закона.
9—10. Ты принимаешь хвалу среди коров, деревьев.
Все несут дань нашему солнцу.
Тебя во многих местах почитают мужи.
Они делят (тебя), как (сыновья) – имущество старого отца».
(РВ. I.70)
Или «3. К нему, удивительному, первому обращаются
Преданные богам арийские племена
на жертвоприношениях». (РВ. I.77).
«2. К тебе они громко взывали (все) ночи (и) зори,
О Агни, как дойные коровы на пастбищах – к теленку.
Словно возница неба – сквозь людские поколения,
Ты светишь сквозь непрерывные ночи, о обладатель многих избранных рабов!
7.Так сверкай же ярко при звездах, словно яркое солнце!
8.Зажигаемый при зорях ночи
Пусть сверкает он красноватым лучом, словно солнце!
12. Дай нам блага, огромного лучезарного богатства,
Состоящего из детей, из хорошего потомства! " (РВ. II.2).
Полярный Урал
Об огне говорят, что он «пробужден навстречу утренним зорям», он «вдохновенный пролагатель путей для поэтов», он «растворил врата мрака», «вспыхнул как вестник при свете Зари» (РВ. III.5), что он «ближайший при зажигании новой зари», «несущий счастье бог», что «скрытый внутри бесконечного, он явился» и благодаря нему «исчез беспорядочный мрак, засверкало небо, возник божественный луч Зари, поднялось Солнце на высокие равнины» (РВ. IV.1), что огонь «заметил начало утренних зорь». (РВ. IV.13) и т. д.
Где, кроме Севера, могли бы люди воспевать Огонь и Зарю такими словами священного гимна:
«6. Поднялись пылающие огни.
Желанные блага, сокрытые мраком —
Сверкающие зори делают их видимыми (РВ. I.123)
5. В восточной части недосягаемого темного пространства
Родительница коров подняла знамя.
Вот она распространяется – вдаль – вширь —
Заполняя лоно обоих родителей.
6. Вот она показывает себя, самая первая из многих
8.Сестра ночь уступила место старшей сестре заре
Она уходит от нее, как та, с кем предстоит встретиться.
9. Их этих прежних сестер в течение дней
Она идет ближайшей за прежней.
Пусть эти новые утренние зори сейчас, как раньше
Воссияют нам богатство и хорошие дни». (РВ. I.124)
Долгота дня в Северном полушарии (без сумерек):
Широта градусов (Максимальная долгота дня часов и минут, минимальная долгота дня часов и минут)
0 (12—00, 12—00), 10 (12—35, 11—25), 20 (13—13, 10—47), 30 (13—56, 10—10), 40 (14—50, 9—10), 50 (16—09, 7—45), 60 (18—30, 5—30), 64 (21—00, 4—12), 65 (23—09, 2—51), 66,5 (24—00, 0—00).
Длина полярных дня и ночи (без сумерек):
Широта градусов (Полярный день суток, Полярная ночь суток)
66—33 (1, 1), 70 (64, 61), 75 (102, 98), 80 (133, 127), 85 (160, 154), 90 (186, 179).