Вопрос религии здесь тоже очень интересен. Они могут быть христианами или мусульманами, но при этом молится всем богам одновременно или поочередно. На всякий случай, ведь так возрастают шансы на успех быть «услышанными». Между делом не забывая отправлять свои языческие ритуалы, церемониал и жертвоприношения. Ну, а почему бы и нет? Мне кажется, что так поступает все человечество на сегодняшний день.
Раз в год большая семья (род) отправляется осенью на свое «святое» место, где режется коза или бычок (в зависимости от финансовых возможностей и количества участников церемониала), посвящая жертву своему богу и даже «духу местности», прося о благополучии для всей семьи и благоприятной погоды в году – следующем, для урожая.
Каждый абхаз в крови – язычник, кем бы он себя не называл и к какой бы вере ни относил. Общепризнанная вера ему не мешает и не конкурирует с его божеством. «Боженька или Всевышний», – как они говорят. Вообще отношения их c «Ним» довольно любопытны. Произнося тост и обращая свой взор куда – то высоко вверх, они надеются быть услышанными и «востребованными». А после застолья и протрезвев, возвращаются к своим обыденным делам и продолжают грешить, как и прежде…
Будто и не было никакой беседы с «Ним», а этот общепринятый церемониал лишь дань традиции в память о предках, которые так поступали и этому учили. Мы соблюдаем форму, но совершенно позабыли о содержании. А ведь без него форма – пустая трата времени и сил. Мы сами себя обманываем, но по итогу, окажемся обмануты собою.