«Сей от рода моего!»

Когда преподобному Серафиму исполнилось 39 лет, он оставил обитель и поселился в деревянной келья, которая находилась в густом лесу на берегу реки Саровки, в пяти верстах от монастыря.

Здесь он начал вести пустынническую жизнь, жил и молился по чину древних пустынножителей, питался лесной травой, а за плечами носил сумку, наполненную камнями и песком, поверх которых лежало Евангелие. Когда преподобного Серафима спрашивали, зачем он носит на спине такую тяжесть, он отвечал кротко: «Томлю томящего меня».

Однажды преподобный Серафим рубил в лесу дрова. Тут к нему подошли трое бродяг, которые стали требовать от него денег.

– К тебе многие приходят просить твоих молитв, и наверняка приносят и золото и серебро! – воскликнул один из разбойников.

– Я ни от кого ничего не беру, – возразил преподобный Серафим.

Разбойники не поверили ему и стали избивать преподобного. Отец Серафим был очень крепок и силен, а в руках у него был топор. Но, будучи монахом, он не мог ответить ударом на удар. Предав себя в руки Божии, сказал:

– Делайте, что вам нужно!

И отбросил от себя топор.

Оставив его, избитого, возле кельи, разбойники начали искать в жилище преподобного деньги. Но обнаружили там лишь икону да несколько книг…

Придя в чувство, Серафим, преодолевая боль, поблагодарил Господа за спасение и помолился о прощении злодеев. А когда наступило утро, он побрел в обитель.

Вызванные из города врачи обнаружили, что голова у батюшки проломлена, ребра перебиты, на теле страшные ушибы и раны. Пока врачи совещались, преподобный уснул. И снова в сонном видении пред ним предстала Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном.

– Что вы трудитесь? – сказала, обернувшись к врачам, Пресвятая Богородица. – Сей от рода Моего!

Проснувшись, преподобный Серафим почувствовал, что силы вернулись к нему. В тот же день он поднялся на ноги, но вернуться в лес, в затвор, смог только через 5 месяцев. Спина же преподобного навсегда осталась согнутой…

Кстати, разбойников потом удалось поймать. По закону их ждало суровое наказание, но преподобный просил простить искалечивших его разбойников, даже пригрозил, что, если их накажут, он навсегда уйдет из обители. Разбойников отпустили. Через некоторое время они пришли к отцу Серафиму просить прощения и молитв, и преподобный простил их.

Это событие в жизни преподобного часто вызывает недоумение и недоверие. Как так? На человека напали грабители, а он даже не попробовал от них защититься! Хотя в руках держал топор, да и сам был весьма силен физически! Не бывает такого! Человек, на которого напали, защищается автоматически, не задумываясь. Человек, но – не монах.

Встарь на Руси монахов называли иноками. Инок – значит, иной, не такой, как все, как те, кто живет в миру. Мне приходилось много общаться с монахами; они действительно, иные, чем мы. И, прежде всего, они по-другому относятся к людям. Мы, согласно своей шкале ценностей, привыкли делить окружающих на хороших и плохих. Для монахов же плохих людей не существует. В Книге Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…». Именно эта воля Божия и служит для монашествующих мерой отношения к любому человеку. Для них каждый из нас, прежде всего – создание Божие, а значит, ни один человек априори не может быть плохим. Да, есть люди, которые совершают неблаговидные поступки, ведут себя не так, как следовало бы, но они не плохие, они просто духовно болеют. Таким людям нужно помогать, таких надо жалеть.

У меня есть знакомый священник отец Георгий (Поляков). Однажды еще в лихие 90-е к нему в храм поздно вечером пришли бритоголовые молодые люди. Намерения их были очевидны: молодым людям надобны были иконы. Так вот, батюшка с готовностью стал помогать пришедшим иконы со стен храма снимать, да еще и подсказывал, какие из них самые ценные. Думаете, он делал это потому, что испугался? Молодые люди тоже так решили. Но потом заметили, что отец Георгий нисколько не испуган, напротив, как-то расслаблено-приветлив, улыбается…

– Ты чего, отец? – спросил один из «гостей». – Чему радуешься-mo? Или не жалко икон? Храм твой разоряем, а ты…

– Да берите на здоровье! – пожал плечами батюшка. – Все равно ведь сами все обратно принесете!

– С чего бы это? – не поверили молодые люди.

– Принесете! – уверенно кивнул отец Георгий. – Думаете, вы первые этот храм грабите? И до вас приходили старатели. А потом все возвращали.

– Почему возвращали-то?!

– Так их совесть мучить начинала! – охотно пояснил батюшка. – Господь-то все видит. Такая, знаете, потом на них тоска нападала, что все иконочки до единой они мне обратно приносили и только об одном просили: «Помолись, отец, чтобы Бог нас простил!» Ну я, дело ясное, молился за них, конечно… А вы берите, берите побольше, мне не жалко икон-то! Мне вас жалко…

Ребята призадумались. Потом, собравшись в кружок, о чем-то тихо посовещались. if ушли, Tie взяв ничего. А через неделю приехали снова к батюшке и привезли денег на храм.

– Прости, батюшка, сдуру мы хотели это все сделать, – сказали. – Помолись за нас…

Бот такая история.

В июне 1 827 года исцелена была Александра, жена дворового человека Варфоломея Тимофеевича Лебедева, Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, села Елизарьева. Александре было 22 года и она имела двух детей. 6 апреля 1 826 года, в день сельского праздника, она, возвратившись после литургии из церкви, пообедала и потом вышла за ворота прогуляться с мужем. Вдруг ей сделалось плохо, началось сильное головокружение, муж едва мог довести ее до сеней. Дома она упала на пол, у нее начались сильные судороги, затем она впала в беспамятство. Через полчаса, как бы пришедши в себя, она начала скрежетать зубами, грызть все, что попадалось, и наконец уснула. Спустя месяц эти болезненные припадки стали повторяться с нею ежедневно. Больную усердно, но безуспешно лечил домашний сельский лекарь Афанасий Яковлев. Ездили Лебедевы и к другим врачам, те также оказались бессильны помочь молодой женщине.

В ночь на 1 1 июня 1 827 года больная увидела сон: явилась к ней старая, совершенно незнакомая женщина и сказала:

– Что же ты страждешь и не ищешь себе врача?

Больная испугалась видения и, перекрестившись, начала читать молитву «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

– Не бойся меня, – продолжала женщина. – Я такой же человек, как ты, только теперь не сего света, а из царства мертвых. Встань с одра своего и поспеши в Саровскую обитель к о. Серафиму; он тебя ожидает к себе завтра и исцелит тебя.

– Кто ты такая и откуда?

– Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафия.

На другой день утром родные запрягли пару господских лошадей и поехали в Саров. Когда они приехали, отец Серафим затворился и никого не принимал. Но как только больная постучалась в дверь его келлии, батюшка тут же вышел к ней, взял ее за руки и повел к себе. В келлии он накрыл ее епитрахилью и тихо произнес молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице; потом он напоил больную святой Богоявленской водой, дал ей частицу святого антидора да три сухарика и сказал:

Каждые сутки принимай по сухарю со святой водою да еще сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе земли и сотвори на сем месте сколько можешь поклонов: она (Агафия) о тебе сожалеет и желает тебе исцеления. А когда тебе будет скучно, помолись Богу и скажи: «Отче Серафиме! Помяни меня на молитве и помолися обо мне, грешной, чтобы не впасть мне опять в сию болезнь от супостата и врага Божия».

Из келлии преподобного Александра вышла совершенно здоровой. Собственноручная запись мужа исцеленной оканчивается такими словами: «Имя о. Серафима мы и поднесь в нашем сердце глубоко сохраняем и на каждой панихиде поминаем его со своими родными».

Из воспоминаний очевидцев

Я, будучи молодой девицей, страдала два года параличом рук и ног, и меня привезли к батюшке Серафиму, который, увидев меня, стал манить к себе. Меня с большим трудом подвели к батюшке, но он дал мне в руки грабли и велел грести сено. Тут почувствовала я, что с меня что-то спало, и я начала грести, как здоровая. Одновременно работали у батюшки Прасковья Ивановна и Ирина Васильевна. Последние стали выговаривать мне, зачем я, такая больная, пришла с ними трудиться, но батюшка, уразумев духом мысли их, сказал им: «Примите ее к себе в Дивеево, она будет вам прясть и ткать». Так трудилась я до вечерни. Батюшка накормил меня обедом, и затем я дошла до дома совершенно здоровою.

Сестра Евдокия Назарова

Он, кормилец мой, два раза исцелял меня. В первый-то я словно порченая была, а потом у меня очень болели зубы, весь рот был в нарывах. Я пришла к нему, он меня поставил поодаль от себя, а мне велел рот открыть; сильно дунул на меня, завязал платочком мне все лицо, да тут же велел идти домой, а солнце-то было уже на закате. Я ничего не убоялась за его святые молитвы, ночью же пришла домой, а боль как рукой сняло.

Старица Варвара Ильинична

Загрузка...