Мать не препятствовала его желанию служить Господу и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный потом всю жизнь носил на груди.
И вот Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. После молитвы ко святым угодникам воля Божия открылась Прохору через старца Досифея, монаха-затворника Киево-Печерского монастыря. «Иди в Саровскую обитель, – сказал Прохору старец. – Там Дух Святой будет вести тебя ко спасению, там ты окончишь свои дни». Прохор поклонился в ноги затворнику и отправился в путь.
20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Настоятель ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре, всё исполнял с ревностью и усердием.
Как ни уставал Прохор на послушаниях, но к церковным службам он приходил первым, а покидал храм последним. Но и этого казалось ему недостаточно: душа его стремилась к уединению, туда, где ничто и никто не отвлекает от общения с Богом. Однажды Прохор сказал об этом своем желании духовнику, и тот благословил его время от времени удаляться в монастырский лес для уединенной молитвы.
Спустя два года Прохор заболел водянкой. Болезнь протекала очень тяжело. Наставник Прохора, отец Иосиф, другие монастырские старцы ухаживали за ним. Опасаясь за жизнь больного, они хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать. Он так сказал отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери»… В эти дни Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Иоанна Богослова и Петра. Она коснулась жезлом бока больного, тотчас жидкость, наполнявшая его тело, стала вытекать, и Прохор быстро поправился.
Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Когда Прохору исполнилось 32 года, его постригли в монашество. При постриге ему дали имя Серафим, что означает «пламенный». С еще большим старанием принялся отец Серафим за монашеские подвиги, и вскоре его посвятили в иеродиаконы. В этом служении он провел шесть лет.
Однажды во время литургии, в Великий Четверг, с ним случилось чудо.
«Меня озарил свет, в коем я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во славе, сияющего, светлее солнца, неизреченным светом и окруженного Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. От церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся. Потом Он вступил в местный образ, что близ царских врат. Я же, земля и пепел, удостоился особенного от Него благословения. Сердце мое возрадовалось тогда в сладости любви ко Господу».
После этого видения преподобный Серафим изменился в лице и не мог вымолвить ни слова; его под руки ввели в алтарь, где он два часа простоял неподвижно. Еще суровее стали его подвиги: теперь все ночи до утра отец Серафим проводил в молитве.
Исповедовал я как-то в Троицком храме Дивеевской обители. Подошла к исповеди без очереди женщина. Согнутая, а в груди как трактор работает. Бесноватая, значит. Люди шарахаются от нее, какая ей очередь! Исповедую ее, а грехов не найду: десять лет непрерывно молится, живет чисто. Однако плачет и кается, себя ругает. Отпустил ей грехи: пошла к Причастию. На следующий день уж забыл я про нее. Поехали мы в Цыгановку к Серафимову источнику. Смотрю, идет, а как узнал ее, не пойму.
Улыбается, прямо сияет. Лягушка в царевну превратилась. По бокам еще две пожилых женщины и тоже сияют.
– Это ты или не ты? – спрашиваю.
– Я, – говорит. – Серафим приходил в гостинице к нам в келью, дал хлебушка и бес вышел.
– А потом? – спрашиваю.
– А потом, – говорит, – ушел в соседнюю пустую келью, лег на коечку. Мы в щелку заглянули, а его уже нет.
Расспросить бы их подробнее, адрес бы узнать, да мы задним умом богаты.
Преподобный отче, моли Бога о нас!
Монастырь наш тогда только начинался. Сидим (человек шесть нас было) голодные, а крыша над нами течет, холодно. Решили служить молебен преподобному Серафиму. Начали уныло. Поем, а на душе тоска. Потом все-таки распелись и, чувствуем, пошла благодать. Чувствуем, слышат нас грешных!
Ночью постучались в двери незнакомые люди, шестьсот рублей принесли на монастырь. Утром вдруг стали приносить продукты – мы не успевали принимать. На следующий день звоним в Московский банк, лежали там какие-то пустяки, думаем закроем счет. А нам говорят:
– Приезжайте, тут вам деньги пришли!
– Сколько? – спрашиваем.
– Семнадцать тысяч, – и, помолчав, – долларов.
– Что? Повторите!
Повторили. А мы и доллара-то тогда не видели. Приезжаем. Подводят к нам девочку лет 1 8, очень застенчивую: «Вот ее благодарите!» Оказывается, финская фирма торопилась закрыть свой счет, на котором оставалась эта сумма. Девочка оператор и говорит: «Что, мол, вам из-за такой мелочи (ничего себе мелочь!) хлопотать. Пожертвуйте монастырю». А они и пожертвовали. Вот дивный Серафим-то! Ведь на эти деньги мы спасли наш монастырь: сделали крышу над четырьмя церквами нашими и кельями.
Надо ли объяснять, кто для нас Серафим Саровский?
Довелось мне быть в Дивеевском монастыре с двумя священниками. После вечерни в Троицком храме вышли из храма на прогулку по Канавке Божией Матери. Около трехсот послушниц и все паломники. Идем по Канавке, и я молитву читаю (Богородицу 150 раз). Все забыл, ничего не вижу, только дубы огромные вокруг. Прошли Канавку и входим по ступеням в храм. Вошли в двери. Смотрю, а храма нет! Ночные горы, а в горах кругом церкви огоньками горят, виноградом повиты. Святой Афон. Такой уют кругом. Облака над ними красивые. Трясу головой. Где же храм, в который мы входили? Толкаю локтем соседа. Спрашиваю: «Где храм?» (Полная уверенность, что все так же удивляются, как я.) А он смотрит на меня как на дурака. С полчаса тряс головой и, наконец, различил: церкви – это лампадки. Облака – своды храма.
Храню это видение уже много лет. Как говорил отец Серафим: «Пойдете по Канавке, тут вам Афон, тут и Иерусалим».
Отче Серафим, нет слов, чтобы отблагодарить тебя!
В 2001 г., 1 мая, была в паломничестве в Дивеево. Господь меня сподобил взять земельку с могил препп. Александры, Елены и Марфы. В апреле 2002 г. у меня с левой стороны на ребрах появилась опухоль размером с детский кулачок. Две недели страдала сильными болями, но к врачам не обращалась. Накануне исцеления, ложась спать, помолилась, почитала Житие свв. Александры, Марфы и Елены. Утром, когда встала, первый мой взгляд упал на место, где лежит земля с могилок. Я взяла земельку и прочитала тропарь. Попросила своего внука 13-ти лет помазать больное место маслом от мощей преп. Серафима Саровского и приложить к опухоли земельку. Через 10 минут внук спросил: «Бабушка, тебе стало лучше?» Он определил это по лицу: прежде оно было синее от боли… Во время этого разговора внук гладил своей рукой больное место и вдруг сказал: «Бабушка, а где твоя шишка?» За 10 минут шишка исчезла и боли прекратились. Сейчас, 3 мая, я приехала снова сюда поблагодарить святую Александру о моем исцелении…
Приносим благодарение преп. Серафиму, Саровскому чудотворцу, препп. Александре, Марфе, Елене Дивеевским за их молитвы у престола Пресвятой Троицы о помощи, прощении и исцелении моего отца, раба Божия Валентина, от тяжких болезней. Он страдал от перелома шейки бедра, а также от сердечной недостаточности. Отец более двух лет не мог ходить, раны на ногах не заживали, он не спал от болей и страдал. Врачи говорили, что больной никогда не будет владеть ногами, и жить ему недолго. Но он не отчаивался и просил у Господа и дивеевских святых укрепления в скорбях и исцеления.
Узнал о Дивееве в августе 1999 года. Но приехать сюда смог только в октябре в день св. блгв. кн. Вячеслава Чешского – моего небесного покровителя. Раньше никак не получалось. А он помог. Слава Богу!
В Арзамасе-2 в автобусе на Дивеево оказался рядом с паломницей Татианой – пенсионеркой из Горно-Алтайска. Дорогой она восторженно рассказывала о Дивееве. И воздух там другой, и люди другие. «Выдумывает, – думал я. – Пенсия, делать нечего, вот и выдумывает».
Но когда через неделю уезжал из Дивеева, то уезжал с таким чувством, как будто из рая уезжаю.
В Дивееве со мной произошли удивительные и невероятные чудеса:
1. Сразу же исчез панкреатит. Хронический. Четыре с лишним года я не мог съесть даже кусочек яйца или чайную ложку растительного масла. Ничего жареного, соленого, маринованного, копченого, горячего, холодного. Хлеб только белый, подсушенный. Никаких консервов. Никакой сырой клетчатки. Строжайшая диета. Никакой перспективы. Никаких видов на излечение. Перемены возможны только к худшему. И эта болезнь исчезла сразу же, как будто ее и не было. Слава Богу!
2. Через несколько дней работы на Канавке и поездки на источник батюшки Серафима прошли застарелые боли в пояснице. Слава Богу!
3. Исчезла страсть обжорства, с которой безуспешно боролся с 7 лет. За год после Дивеева похудел на 32 кг. Со 106 до 74 кг. И до сих пор, слава Богу, вес около 74 кг сохраняется.
4. Давление после Дивеева установилось в размере 120:80, тогда как даже в юности оно меньше 130:90 не бывало. Слава Богу!
5. Исчезли шипы в пятках (отложение солей).
В 2001 г. приезжал в Россию, был на зимнем празднике батюшки Серафима 15 января. По его рассказу, в апреле 2002 г. у него случился сильный приступ аппендицита с невыносимыми болями, шла речь об операционном вмешательстве, которого он очень боялся. С глубокой верой и горячей молитвой об исцелении обратился он к батюшке Серафиму, помазал больное место святым маслом от мощей – и почувствовал внезапное исцеление. С тех пор он чувствует себя здоровым, радуется и благодарит Преподобного за чудо. Можно к этому добавить, что храм, где служит о. Митрофан, единственный храм на Афоне, где вместо положенной по греческой традиции иконы св. пророка Иоанна Предтечи в местном ряду иконостаса находится икона преп. Серафима Саровского.