Если вы пьете без меры, члены вашей семьи и друзья обвиняют в этом вас. Вы и сами себя ненавидите, обещая исправиться с понедельника. Большинство людей считают неспособность контролировать тягу к алкоголю слабоволием или личным недостатком. Однако у Энни Грэйс, по ее словам, есть сила воли, и знающие ее люди это подтверждают. Почему же она оказалась слабовольной только по отношению к алкоголю?
Есть ли что-то, что делает определенных людей менее способными контролировать потребление алкоголя, чем других? Чем редко пьющие отличаются от умеренно пьющих, регулярно пьющих, сильно пьющих и алкоголиков? Проблема в том, что алкоголизм не имеет стандартного определения[4]. Он не определяется тем, как часто и сколько миллилитров алкоголя мы пьем.
Грэйс пишет, что в наши дни люди с ампутированными конечностями могут управлять протезами с помощью мыслей, итальянский нейробиолог готовится к пересадке человеческой головы, но ни один врач не может диагностировать у пациента алкоголизм или ответственный за него дефект.
Члены сообщества «Анонимные алкоголики» в своей «Большой книге»[5] описывают себя как людей, которые не могут контролировать употребление алкоголя. Они определяют алкоголизм как болезнь, которую нельзя вылечить – можно только остановить. А также утверждают, что алкоголизм присущ только им и не встречается у среднестатистически умеренно пьющих людей. Согласно распространяемой на собраниях брошюре, анонимные алкоголики держатся от алкоголя подальше, потому что у них на него аллергия.
Грэйс не согласна с АА в том, что алкоголики теряют контроль над собой из-за изъяна, но солидарна с их определением алкоголика. Теория физического недостатка АА, по мнению Энни Грэйс, спасает от алкоголизма тех, кто признает себя алкоголиком. Но опасна для людей, которые не считают или не хотят признавать себя зависимыми, думая, что такими могут стать только другие люди. Размышляя таким образом, пьющие опускаются на самое дно, прежде чем обратиться за помощью.
Все алкоголики начинают с одного бокала. Во многих случаях им требуются годы, чтобы перейти нечеткую грань алкоголизма. И виноват в этом напиток.