Паттерн потребителя с полёта online reputation management (ORM)

В репутационной среде мы, как исполнители, часто слышим вопрос от заказчика: стоит ли делать весь комплекс работ по репутации? Или нужно начинать только с отзывов, или заказывать только SERM, и вообще как быть? Обычно мы переходим на разговор о поведении потребителя перед покупкой услуги.

Исходя из исследований/кейсов, как собственных, так и сторонних, мы выявили для себя некий паттерн потребителя перед покупкой продукта/услуги.

Для упрощения берём уже устоявшуюся маркетинговую модель потребительского поведения AIDA, последовательность «внимание – интерес – желание – действие». Суть простая: любое взаимодействие с потребителем привлекает внимание, после чего пробуждается интерес, потом возникает желание, а оно побуждает к покупке. Сейчас, когда информацию перед покупкой стало легко получить в виде отзывов, статей или видеообзора, человек, у которого появляется желание, до приобретения чего-либо обратится к интернету для подкрепления своей уверенности, что вы достойны доверия, и, если рекомендации будут в вашу пользу, то он перейдет на следующий этап – к покупке. Сейчас к AIDA стали добавлять еще и «S» – satisfaction (удовлетворение), что буквально означает «довольный клиент – постоянный клиент», ну и, как следствие – это человек, который также оставит о вас рекомендацию, только нужно попросить, а это уже стимуляция потребителя на отзыв/комментарий.

Репутационные атаки

Прежде чем говорить о репутации в сети – а работа с репутацией подразумевает ее защиту в интернете, – коснемся вопроса: от чего защищаться?

Репутация в интернете – довольно хрупкая вещь, даже для многих, казалось бы, крупных компаний и брендов. Проблема идёт как минимум от того, что у нас не принято работать с репутацией, да и с имиджем. Куда проще влить бюджет в рекламу, которая принесёт видимый результат в виде потока лидов, а дальше как пойдёт. Соответственно, как оно и бывает, едва только начинают замечать, что ситуация патовая и специалисты по продажам начинают давать обратную связь о том, что клиенты обращают внимание на информацию в интернете, спрашивают о ней и даже сливаются из-за нее, – только тогда руководство включает голову. В общем, атака на репутацию – вполне популярная штука, да ещё и действенная, поскольку с репутацией как таковой ещё мало кто работает, а аудитория на неё обращает внимание. И если это так, то почему бы и не поработать над репутацией конкурента, например, который не защищается.

Атаки бывают разные, опишу часто встречаемые:

Компромат

Компромат – довольно частый случай на разных уровнях от персон до брендов, когда сливают информацию, которая может серьёзно пошатнуть мнение об объекте. Компромат бывает двух видов: сфабрикованный и натуральный.

Сфабрикованный компромат – это откровенная ложь, которая выдаётся за правду и вливается на просторы интернета.

Натуральный компромат – это какая-то личная информация, которую не хотели бы выпускать на общее обозрение, иногда такой компромат любят приукрасить для напыщенности.

Вид компромата определяет формат реагирования на него.

Но, каким бы компромат ни был, слив его идет плюс-минус одинаково в зависимости от объекта. Как правило, это слив на всеобщее обозрение аудитории, которая ищет информацию в поисковике об объекте. Также компромат скидывают на тематические площадки, где сидит целевая аудитория, или на трастовые ресурсы, которые поднимают информацию в топ поисковика.

Отзывы

Пожалуй, самый популярный случай на данный момент. Заказные негативные отзывы сейчас льются в интернете, как из ведра, набирая обороты, как в драг-рейсинге.

Как это происходит, рассказывать долго не придётся, ведь практически каждый знает, что есть отзовики, куда аудитория и конкуренты вливают информацию. Разумеется, есть желающие заработать на удалении негатива, а это значит, что и пропускать его будут более охотно. А злоумышленник, в свою очередь, просто берёт и обваливает шквал негативных отзывов о нужном ему объекте.

Подконтрольные ресурсы

Если информация о вас может появиться на сторонних отзовиках, форумах и других порталах, то существуют приемы, позволяющие развернуть ситуацию.

Гораздо сложнее действовать в случае, если ваше интернет-пространство может быть серьёзно забаррикадировано посредством созданных злоумышленником или конкурентом площадок.

Эти площадки – подконтрольные ресурсы – могут быть в виде сайтов, страниц/групп в социальных сетях. В любом случае эти площадки нацелены на дискредитацию объекта.

Недовольный клиент

Важно понимать, что репутационную атаку может создавать не только конкурент, но и клиент. Истоком всего этого может быть ваш продукт, сервис или вещи, косвенно вас касающиеся, например, лужа перед входом в ваш магазин. Так или иначе, любые раздражители сказываются на вашем потребителе, и если эти раздражители веют негативом, то будьте готовы найти его в интернете.

Есть ещё много неприятных деталей, которые можно встретить в рамках атаки на репутацию, но её так или иначе можно забаррикадировать способами, указанными ниже.

Загрузка...