Бизнесу, особенно B2C, необходимо работать с репутацией, в отдельности с отзывами и рейтингами, а также вести SERM или брать полный комплекс. Руководству следует принять решение, как здесь двигаться: комплексно или точечно, заказать у подрядчиков или делать in house.
Отвечаю на вопрос «Зачем размещать отзывы и делать репутацию в целом?». Уже есть кейсы и исследования, подтверждающие важность работы в данном направлении. Можно поискать в интернете кейс от компании GreenPal с сайтом Yelp или почитать давние исследования Nielsen о том, что более 60 % россиян склоняются к покупке после прочтения отзывов. Вообще в интернете можно найти достаточно много материалов об увеличении конверсии. Например, интернет-магазины хорошо улучшают конверсию с помощью отзывов о товарах.
Больше всего споров в интернете идет об «экологичности» данной услуги. Есть мнение, что заказывать отзывы – неправильно, это обман и введение потребителя в заблуждение. Многие говорят, что нужно просто работать честно, и пусть довольный клиент сам оставляет отзывы. А SERM – это вообще игрушка дьявола, и репутационные агентства, что реализуют данный инструмент, должны гореть в аду. Но давайте разберёмся.
Данный инструмент делается для того, чтобы посредством разных информационных источников довести до потребителя сведения об интересующем его объекте. А создаваемые и продвигаемые страницы в top выдачи нужны, помимо того, чтобы убрать шлаковые и коммерческие отзовики, сосущие деньги и живущие за счёт размещения негатива, чтобы можно было работать с проблемными зонами. Куда проще и легче, когда недовольный клиент пишет жалобу на ваш ресурс там, где вы можете её обработать и решить его проблему. На ресурсе, принадлежащем вам, можно спокойно, без каких-либо разбирательств с третьими сторонами, удалить отзыв или изменить его тональность.
По опыту скажу: даже если клиент доволен, он не оставит положительный отзыв, каждый ожидает, что его хорошо обслужат, может, 1 из 20 довольных и напишет хвалебный отзыв, но этого недостаточно. Тем более если брать в расчёт козни ваших конкурентов, которые могут нагадить, да и у всех бывают «эти дни». И негатив может сыпаться по поводу и без. Не улыбнулся кассир – плохой отзыв; лужа при входе в магазин – плохой отзыв; еду пересолили или недосолили – плохой отзыв. Взбесить людей очень просто, а это всё выливается в негативные отзывы, размещённые на просторах интернета.
Что касается информационного поля и заливаемого в него контента, лучше контролировать всё это дело и работать с ним. Хорошо это или плохо – дилемма.
Репутация – это мнение целевой аудитории от вашей деятельности. Это впечатление и эмоции людей о вас. Впоследствии эти впечатления и эмоции формируют мнение. И когда оно начинает работать, то есть им делятся, создаётся инфопространство – это и называется репутацией. А то, какую окраску имеет инфопространство, является оценкой/тональностью репутации (положительная, негативная). Имидж также будет являться инфопространством и в куда большем объеме.
Достижение положительной репутации – это галочка при покупке вашего товара в теме «откуда вы о нас узнали?» напротив ответа «посоветовали». Приём «влияние репутации» толкает к продажам на различных каналах, начиная от общения в жизни, когда кто-то кому-то говорит с выразительными эмоциями «да, это прекрасно» или «я слышал, что стоящая штука» и продолжая разнообразными коммуникациями в интернете:
1. Советы на форумах.
2. На отзовиках.
3. На личных страницах.
4. И, разумеется, грамотная интеграция у агентов влияния.
Разговаривая о репутации и её прокачивании через интеграцию, можно увидеть, как блогер готовит на кухне и невзначай упоминает, что ему нравится резать ножами такой-то фирмы, поскольку у них качественный металл, их удобно держать, то есть это вопрос репутации напрямую. Репутация формируется путём мнения и совета человека в формате «вот мне нравится», «вот такие-то плюсы». Но если вы видите, как в «Comedy» не пойми откуда появляются комментарии про «Old spice», то это уже ближе к формированию имиджа. Здесь «Old spice» создаёт образ большого, популярного бренда, который рекламируют селебрити, запихивая упоминание его в обсуждаемые тренды ещё с вирусных видео 10-летней давности. Конечно же, и это влияет на положительную репутацию, но данная история больше про создание образа в голове человека – положительного образа.
Репутация – это мнение. Да, сколько людей, столько и мнений: мало начинки – много начинки, дороговато – в самый раз, цвет вполне подходящий иои вовсе не тот… Но всё так или иначе сводится к чему-то общему: вкусно, удобно, комфортно, не портит зубы… Какими бы ни были детали, всегда следует вердикт: за или против, хорошо или плохо, покупай или не бери. Как с оценками на отзовиках, репутацию можно оценивать по 5-балльной системе или свести всё к «хорошо – плохо».