Что касается организационной стороны занятий, большое значение имеет принцип чередования различных элементов занятия. К выполнению конкретных заданий по сочинению текста должны подводить рассказы ведущего, диалоги, возникающие из вопросов-ответов, разминочные темы и пр. Беседы со студийцами о свойствах языка, о жанрах, о подходах к сочинительству, о связанных с этим случаях из жизни – всё это может располагать к основной теме занятия, а потом сосредотачивать на нужных его ракурсах.
Даже те регулярные элементы занятия, которые могут показаться формальными, должны быть насыщены живым взаимодействием ведущего со студийцами. Например, перекличка (отмечание присутствующих) даёт возможность с самого начала вступить в индивидуальный контакт, пусть мимолётный, с каждым участником. Для новых участников – это возможность на равных войти в круг студийцев.
В том или ином виде список студийцев нужно вести обязательно. Полезно в нём отмечать, кроме имени и фамидии, отчество (даже для младших: «вот станешь уважаемым писателем, как же я к тебе без отчества обращаться буду?»), день рождения (не только год, чтобы поздравить, если надо), занятия, на которых он присутствовал, и что-то дополнительно, по своему усмотрению.
Надо приучать студийцев приходить на студию с тетрадкой и ручкой – как свидетельством того, что они по-писаельски относятся к заятию. Вместе с тем всегда наготове нужно иметь достаточное количество ручек и бумаги для раздачи тем, кто пришёл без всего. тем более, что бумага нужна для того, чтобы написанное в конце занятия было сдано на листочках ведущему для просмотра и ввода в компьютер. Тетради же нужны студийцам для записи того, что они услышали на занятии полезного для запоминания.
К раздаче бумаги и ручек полезно привлекать тех студийцев, для кого это будет особенно полезно.
В конце занятия нужно собрать и розданные ручки (для раздачи на следующих занятиях).
В главках о поддерживающем редактировании и поддерживающей публикации говорится о необходимости вводить сочинения авторов студии в компьютер и распечатывать их для возможности дать всем написавшим перечитать, что у них получилось, и сделать, если захочется, самостоятельные исправления.
Выдача таких распечаток в начале занятия даёт ведущему возможность сказать каждому автору что-то ободряющее, уточнить подробности текста и подчеркнуть удачные стороны написанного во всеуслышание.
Некоторые работы ведущий может прочитать вслух, привлекая внимание к удачным местам и не упуская возможности похвалить автора, чтобы укрепить его в осознании собственных возможностей.
В зависимости от времени на перекличку и раздачу распечаток можно провести небольшую разминку (или не проводить её). Возможны разминки, например, такого рода:
– Короткая игра, вроде цепочки слов (когда каждый придумывает слово, начинающееся на букву, которой закончилось слово предыдущего участника).
– Вопросы на сообразительность викторинного типа (вроде того, сколько яиц можно съесть натощак).
– Кто первый вспомнит вторую часть пословицы по первой её части.
– Назвать кого-нибудь из известных поэтов (или прозаиков, или драматургов: русских или зарубежных).
Материалы такого рода можно найти в книге «Литературная студия: открытие возможностей» (см. главу «Библиография и ссылки»).
С помощью попутных упоминаний книг и авторов можно понемногу возбуждать интерес и аппетит к чтению. Разумеется, могут быть специальные занятия – читательские, а не писательские (например, разговор о любимых книгах с предоставлением слова каждому из присутствующих), но упоминания отдельных книг или эпизодов из жизни авторов могут присутствовать на каждом занятии в виде коротких отступлений. Хорошо, когда у кого-то из студийцев возникает желание сказать что-то из своего читательского опыта.
Такое косвенное подкрепление роли чтения для пишущего человека в наше время, когда культура чтения пошатнулась под воздействием интернета, крайне важно.
Предварительное описание конкретного жанра необходимо при первом знакомстве с ним на студии. Важно сделать его не формальным, возбуждающим интерес к жанру и аппетит к тому, чтобы его опробовать. Надо также показать его доступность. Если дальше будет использован метод поддерживающих вопросов (см. ниже), нужно внушить уверенность в том, что этот способ неизбежно поможет каждому написать свой текст в этом жанре.
Если жанр используется повторно, нужно напомнить о его особенностях и сказать о том, как участникам студии удалось проявить себя в нём.
Обязательно надо учесть возможно присутствие на занятии тех, кто не слышал о данном жанре раньше. Это для всех будет уместным предисловием к практическому применению жанра на теперешнем занятии.
Как правило, сочинение проводится с использованием того или иного из полезных жанров (см. о них ниже). Однако подходы к одному и тому же из жанров могут быть различными.
Для некоторых жанров (общий монорим, общая сказка) сочинение может быть коллективным. Хотя это сочинительство не является авторским, личностным, оно имеет заметное обучающее значение. Причём даже не слишком активный студиец может оказаться вовлечённым (не без усилий ведущего) в эту творческую игру. Это позволяет просто почувствовать энергетику сочинительства и его особенности, приоткрываемые в данном жанре.
Для сочинения почти в любом из полезных жанров может быть использован метод поддерживающих вопросов (подробнее о нём см. ниже).
Что касается аппетита, который может разгореться у кого-то из продвинутых участников к тому, чтобы попробовать написать нечто такое же самому, в индивидуальном порядке, да и не обязательно такое уж маленькое, – такое можно только приветствовать. Напомним, что можно что-то написать и вне студии, а потом принести написанное в качестве урожая.
Время от времени центральным элементом занятия, его темой, можно сделать одну из больших игр (в отличие от малых, разминочных).
Игрой можно объявить также сочинительство в каком-либо жанре, особенно когда в создании общего произведения участвуют все участники занятия (два примера приведены в предыдущем пункте).
Могут это быть и просто самостоятельные игры с условно-соревновательным характером: скажем, «Шпионская игра» (запоминание выложенных предметов) или «Нет предмета без сюжета» (сочинение, сюжет которого задаёт случайно вытащенный предмет). Список конкретных игр можно найти в упомянутой книге «Литературная студия».
Во время игровых занятий особое внимание ведущего должно быть сосредоточено на посильном включении в игру тех, кому труднее в ней участвовать. К этому же стоит приучать взрослых участников и волонтёров.
Не стоит забывать о внимании тому, чтобы работа студии нашла бы отражение в фотографиях или даже в видео. Фотографии пригодятся и при оформлении газеты студии (о ней пойдёт речь в теме «Поддерживающая публикация»), и как память о работе студии для её участников, и для общего освещения студийной жизни.
Ведущий может фотографировать сам, выбирая паузы, когда студийцы заняты сочинением произведений.
Можно приглашать кого-то со стороны для фотографирования процесса занятия.
Можно подключать кого-то из готовых к этому участников студии (при этом надо избегать лишнего ажиотажа, связанного с фотографированием).
Важно учитывать, кто из студийцев любит, когда его фотографирует, а кто избегает попадать в кадр.
Урожаем студии естественно называть написанные её участниками произведения. При перекличке нужно спросить, кто сделал незадание, чтобы не забыть его сдать.
При раздаче листочков бумаги нужно не только предупредить, что их с написанным текстом нужно сдать ведущему, но и попросить сразу написать свои имя и фамилию, потому что после творческой работы про это часто забывается, а различать написанное по почерку удаётся не всегда.
При сборе листков стоит особенно следить за тем, чтобы они были подписаны.
Нужно приучить всех, что ведущий не будет читать сданные ему тексты, пока они не будут введены в компьютер. Тогда уже можно будет обсудить необходимые исправления.
Так на наших студиях было принято называть предложенные темы для сочинительства вне студии. Это подчёркивает необязательность, добровольность внестудийной работы. Приветствуется и замена любой темы – собственной. Не предъявляется никаких серьёзных упрёков за невыполнение незадания.
Незадание сочетает уважение к свободе автора с подталкиванием его к словесной работе в том или ином направлении. Подчёркивая необязательность незаданий, имеет смысл одновременно напоминать про необходимость писательской работы вообще. Для того, кто пишет что-то сам, вполне естественно предпочитать своё творчество незаданиям. Для того, кто не пишет своего, естественнее пользоваться ими, чтобы развивать сочинительские навыки.
Тормошить автора с помощью незаданий, избегая их превращения в обязательный элемент работы, – вот что означает такой подход. Побуждать, но при этом признавать возможность и самостоятельной работы, и неработы.