Каждого из авторов, особенно тех, кому сочинительство и письменная речь даются легко, стоит постоянно приучать к преодолению собственных шаблонов. Если уже писал так, пробуй написать по-другому.
Это важно и для зрелого автора, и для начинающего студийца. Потому что на разнообразии подходов учишься понимать свои возможности и свои способности, улучшать свою письменную речь.
Об этом принципе можно и нужно говорить применительно ко всем. Однако он менее актуален для начинающих и для тех, кому затруднителен сам процесс сочинительства. Вместе с тем им стоит напоминать об этом принципе, чтобы тонизировать их поисковую активность.
Один из главных принципов, на которых основана работа студии, можно сформулировать немного парадоксально. Все занятия студии направлены на коллективный поиск индивидуального самовыражения. Впрочем, сочетание этих двух начал звучит вполне естественно, если помнить об инклюзивном характере студии.
Практически это означает, что совместные занятия не должны вести к стандартизации средств самовыражения в сочинительстве. Самобытный подход приветствуется, попытки подражания мягко амортизируются.
На занятиях студии следует всячески подчёркивать, что каждый участник студии обладает своими особенностями и своим личным опытом, что позволяет ему быть неповторимым автором. Это означает также индивидуальный подход к каждому участнику со стороны ведущего. За время занятия ведущий должен стараться вступать в контакт с каждым автором, чтобы тот чувствовал, что занятие ориентировано и на него персонально.
Подразумевается, что все авторы на студии равноправны (включая ведущего) и заслуживают полного уважения. Открыта возможность самовыражения для каждого, ограниченная лишь тем, чтобы не причинять помех и отрицательных переживаний другим участникам. У ведущего есть дополнительное право обеспечивать нормальный ход занятия и противодействовать такому поведению, которое этому заметно мешает.
За каждым автором признаётся его решающее слово при выборе окончательного варианта текста, который он сочинил. Собственное творчество участника имеет преимущество перед любыми методиками и заданиями, то есть не обязано им соответствовать.
Это единственное строгое условие студии: не мешать другим!
Соблюдение этого условия требует от ведущего сочетания мягкости напоминания об этом правиле и строгой решимости после всё более настойчивых призывов добиться его осуществления.
Крайней мерой, используемой ведущим, если ситуация зашла в тупик, может стать отказ продолжать занятие, пока участник, «закусивший удила», его не покинет. Это вполне может сочетаться с миролюбивым напоминанием, что на следующее занятие конфликтный участник вполне может прийти и заниматься, как обычно. А вне занятий может сам продолжить то, что было начато сегодня.
На студии возможны разные виды побуждения к творчеству, но исключено какое-либо принуждение к нему. И само участие в работе студии, и степень активности участников занятия зависят лишь от свободного желания участвовать и заниматься. Даже те задания, которые предлагается выполнить к следующему занятию, называются незаданиями, то есть их всегда можно и не выполнять.
Побуждение к творчеству со стороны ведущего может принимать те или иные формы, но должно оставаться именно побуждением, то есть пробуждением тех возможностей, которые не всегда известны ни самому автору, ни ведущему. Вся работа ведущего с участниками студии основана на уверенности в существовании таких возможностей.
Добровольным должно быть само посещение студии. Нет смысла и принуждать к каком-либо определённому поведению во время занятия (при соблюдении условия не мешать другим). Ведь мы не знаем досконально, что, как и когда срабатывает в человеческой душе. Даже если кто-то присутствует на студии, но ничего не пишет или не участвует в предложенной игре, занятие оказывает на него своё воздействие, замечаем мы это или нет.
Существенным для студии подходом служит принцип игровой заинтересованности участия в происходящем для каждого, кто присутствует на занятии.
Игровые подходы начинаются с самого уподобления жанров – играм, тем более что «жанры» и «игры» очень созвучные слова. Предлагается считать, что жанр – это литературная игра по определённым правилам.
Игры на студии – не развлечение, не отвлечение для отдыха, а разновидность тормошения, причём весьма энергичного. Иногда именно в игре возможно освоение нового жанра. Нередко в игре человек обнаруживает такие способности, о которых сам не подозревал. И в любом случае словесные и другие студийные игры должны возбуждать интерес к словам, к их взаимодействию, к способам самовыражения
В идеале, может быть, всё занятие литературной студии должно быть своего рода игрой. Но это не так-то просто устроить. Поэтому будем радоваться, что хотя бы во время игры занятие идёт так, как надо: увлекательно и весело.
На студии практикуется полная терпимость к ошибкам, грамматическим и синтаксическим. Это не мешает при случае подсказать правильное написание. Но всячески подчёркивается, что ведущий ошибок не боится и при вводе в компьютер они будут исправлены.
Ошибки не считаются фактором, ухудшающим качество текста. Помогая порою от них избавляться, ведущий не акцентирует на этом внимание остальных.
Это позволяет сосредоточиться именно на креативной стороне сочинительства, а не на формально-грамматических знаниях правописания.
Ещё один принцип работы студии правильнее считать желательным, чем полноценно применимым, поскольку тут всё больше зависит не от организации студии, а от поведения родителей тех детей и подростков, которые участвуют в занятиях. Это принцип родительской вовлечённости, усиливающей эффективность детского и подросткового творчества.
Имеется в виду отношение родителей к самому участию ребёнка в литературной студии (обычного ребёнка или, тем более, особого, младше он или старше):
– их внимание к результатам сочинительского творчества студийца,
– внимание к чистовым распечаткам произведений,
– отношение к публикациям в газете
– готовность подбодрить ребёнка, порадоваться всякой удачной находке,
– уважительное восприятие его как пишущего человека, способного выразить свои переживания и свою фантазию в слове.
Всё это – это существенная питательная среда для ребёнка. И ведуший должен постараться объяснить это родителям, вовлечь их в соучастие.