Николай Беляев

«Здравствуй, радость моя усталая…»

* * *

Здравствуй, радость моя усталая,

стариковская, неоглядная!

Наши годы – мелькнули стаями

перелётными, листопадными…

Где они – за которым облаком

что трубили – не так и важно.

Посидим за кухонным столиком,

помолчим… Умирать не страшно.

Что-то сделано всё же хорошее,

что-то выросло из желанного,

в новый век заглянули, пожили,

наглотались его туманами…

«На последней прямой…»

* * *

На последней прямой

не щадят ни коней, ни моторов.

На последней прямой —

гонят, всё выжимая из них.

На последней прямой —

не до праздных глухих разговоров.

Бормочи, не стесняйся,

из глубин твоих рвущийся стих!

«В душу запавшие с детской поры…»

* * *

В душу запавшие с детской поры,

(ввек не найти живописней и краше!) —

волжские кручи, холмы и бугры,

это былинное зрелище наше.

Этот – до Каспия – дивный простор,

рощи и пажити, и деревеньки,

эхо Урала, предчувствие гор,

память Орды, Пугачёва и Стеньки.

Нам не уйти от тебя никуда,

вечно звучит твоя музыка в сердце —

золото, синь, голубая вода,

небо, в которое не наглядеться!

«Снег выпал, как всегда – прекрасный…»

* * *

Снег выпал, как всегда – прекрасный

и чистый снег.

И над землёй сияет месяц ясный,

льёт ровный свет.

И что-то явно деется с душою —

молчит, светясь.

Ей снова по плечу – большое,

что держит нас

на этом сине-белом свете:

твори, пророчь!

На неразгаданной планете,

летящей в ночь.

«Ах, молодость! – не сдуру ли? – полез…»

* * *

Ах, молодость! – не сдуру ли? – полез

на стену, на скалу береговую,

без снаряженья, без страховки, без

верёвок, крючьев… Понял, чем рискую, —

когда до верха – метра три, а вниз —

и глянуть страшно – берег, осыпь, камни…

и под ногами – узенький карниз,

а вверх – крошится сланец под руками…

Завис, завис, дурак, над Ангарой!

На том карнизе – стой, зови подмогу…

Вжимаюсь в стенку: «Что же ты, герой?

Допрыгался? Куда поставишь ногу?»

Но ищут пальцы и глаза – возможный путь,

шиш – кварцевый с кулак – надёжен вроде,

и трещина – расширь её чуть-чуть —

опорой станет, и сосновый корень

повыше – в трещине – поможет одолеть

и уцелеть, и выбраться…

Спасенье —

в одном рывке.

А дальше – можно петь

и любоваться Ангарой осенней!

Рывок, и – выдержали кварц и корешок —

я наверху, в траве лицом горячим…

Не торжествую – был от смерти на вершок.

Мне повезло… Случайно, не иначе…

Сочувственно насмешлив лик Удачи…

Тяжёл и тёмен глаз её укор.

Я – знаю, чую на себе его с тех пор.

«Поэт в столице больше, чем поэт…»

Евгению Евтушенко

* * *

Поэт в столице больше, чем поэт.

Поэт в провинции – талантлив или нет —

он что-то вроде местного придурка,

не выше пешки шахматной фигурка.

И сколько к небу взор не возноси —

так было, есть и будет на Руси.

Но – живы, свищут в роще соловьи:

«Пой, не скрывайся, милый, не таи!»

«Невидимы, под козырьком крыльца…»

* * *

Невидимы, под козырьком крыльца,

сидим мы за полночь, от родины отца,

от Костромы, в недальнем далеке,

он чуть поодаль – на одной доске

крылечка нашего сидит…

Нам хорошо.

Мы чувствуем: меж нами – тьма и сырость,

меж нами время навсегда остановилось,

и нет его, как будто, да и что

мы называли временем когда-то?

Лишь воздух, холодящий поры щёк,

и звёздной бездны яма…

Маловато

мы говорили с ним…

А он мне дал

так много – мне вовек не отдариться.

Я многого не понял, не узнал,

и чувствую себя теперь тупицей,

бездельником, плохим учеником…

Он смотрит – сбоку, вопрошающе, сурово,

а у меня застряло в горле слово,

и по щеке слеза бежит тайком…

– Прости, отец! За всё меня прости!

– Чего уж там… Всё позади. Сиди…

«Почти две тысячи моих стихотворений…»

* * *

Почти две тысячи моих стихотворений —

итог скорее грустный, чем весёлый.

Почти две тысячи ударов головой,

несчётное число ударов сердца —

о стены каменные и стальные двери,

о стены, разделяющие нас:

– Услышьте, спорьте или – улыбнитесь!

Я не для вечности – для вас дышал, творил.

«Не старость, нет…»

* * *

Не старость, нет.

А всё же первый снег

сверкает, чист, стеклянно-сух, бесстрастен.

Ещё вчера его слепой набег,

его круженье я назвал бы счастьем.

А ныне я стою, задумчив, тих,

смотрю на снег – подарок рваной тучи…

Я старше стал. На этот снег. На стих —

вчерашний, холодно-наивный и блескучий.

«И – мимо, мимо весны…»

* * *

И – мимо, мимо весны,

мимо лета, мимо осени, мимо

самих себя и мимо своей эпохи…

В Курземе, не добежав до моря,

валуны навсегда увязли.

Кажется – только мимо Земли

не удалось никому промчаться.

Велта Калтыня

То ли юность окликнула,

то ли опыт труда и лишений,

бесконечных обманов,

с которыми каждый знаком,

но похож я сегодня на камень,

валун обомшелый,

в чистом поле лежащий,

заброшенный к нам ледником.

Под развесистой клюквой

чужих философских суждений,

я лежу под покровом мечтаний,

метаний слепых,

в переливах тональностей

вешнего света и тени,

в отраженьях на плёночке волжской,

и где-то в пространствах иных.

Светит солнце, и суша опять разрастается,

травы сорные сыплют на раны свои семена.

Вьюга к вальсу зовёт,

кувыркается, чуть издевается:

– Что один-то? Ведь полночь

глуха и, как прежде, – темна…

Голубые и синие, рыжие мамонты вымерли.

Не приходят бока почесать об меня уже тысячи лет.

Бородатый геолог один меня знает по имени,

да ещё прозорливая Велта,

хороший латышский поэт…

Это время распада, разлада,

оборванных связей,

нищеты и разбоя,

и поиска новых путей,

перекройки миров,

столкновений Европы и Азий,

под припляс хороводный

язычески-тёмных страстей.

Я под небом лежу, постигая вселенскую Тайну.

Тайну Света и Тьмы

в паутине межзвёздных лучей.

Притяжение душ в этом мире

совсем не случайно

и подвластно Любви

и Природе, всеобщей, ничьей…

«Я – клоун зеленомордый…»

* * *

Я – клоун зеленомордый,

пастой зубной раскрашенный,

я улыбаюсь грустно,

в руке – апельсин всегдашний —

как солнышко всем сияет,

весь мир собой освещает!

Я не ем апельсинов.

Я раздаю их детям:

– Живите честно, красиво,

как следует жить на свете.

Не так, как мы умудрились —

веселей, бесшабашней!

Сияйте, не торопитесь

и помните: жить – не страшно!

Загрузка...