Для того чтобы маркетинговая деятельность была успешной, необходимо руководствоваться определенным набором принципов. К основным принципам маркетинга относятся:
1) организация производства, основанная на потенциальных и существующих потребностях покупателей и направленная на наиболее полное удовлетворение этих потребностей;
2) единство всех звеньев механизма хозяйствования на предприятии;
3) дифференцированность подхода;
4) нацеленность всей системы хозяйствования на достижение поставленных перед предприятием целей;
5) ориентация деятельности предприятия на достижение долгосрочных целей;
6) обеспечение как можно большей результативности деятельности производственно-коммерческих отделов предприятия;
7) ориентация стратегического и тактического планирования на оперативное реагирование в случае изменений требований потребителей, предъявляемых к товару;
8) формирование и стимулирование спроса на товар.
Основные функции маркетинга:
1) аналитическая функция. Основной составляющей данной функции является проведение разнообразных маркетинговых исследований. Аналитическая функция включает в себя: – всестороннее изучение рынка, в частности характеристику, конъюнктурные исследования и прогнозы развития собственных рынков сбыта, сегментацию рынка, изучение поведения потребителей, оценку потребительских свойств товара и т. п.;
– анализ сбытовых и производственных возможностей предприятия, в частности ревизию товарных запасов, производственных мощностей и т. п.;
– разработку стратегии маркетинга;
2) функция планирования. Включает в себя:
– планирование маркетингового комплекса;
– разработку маркетинговой программы;
3) производственно-сбытовая функция. Предполагает реализацию производственно– сбытовых планов предприятия, в частности:
– товарной политики (производство продукции, предусмотренной ассортиментной политикой предприятия; разработка новых и модификация старых товаров; организация послепродажного сервиса и т. п.);
– ценовой стратегии (определение цен товара в зависимости от стадии жизненного цикла, анализ соотношения цен предприятия с ценами конкурентов и т. п.);
– сбытовой политики (формирование каналов сбыта; организация системы товародвижения и т. п.) и др.
4) функция контроля и оценки эффективности маркетинговой деятельности. Контрольная функция маркетинга реализуется в процессе осуществления маркетинговых программ, а функция оценки эффективности – после завершения маркетинговой программы или на начальном этапе следующей.