Глава 2.2 Упражнение на поиск своих сильных сторон, выявление успешных жизненных стратегий

Вы наверняка замечали, что в одних типичных жизненных ситуациях вы более успешны, чем в других. Возможно, это ситуации, где нужно быстро принимать решения, или наоборот, где есть время поразмыслить и все проанализировать. А может быть, это случаи, где вы можете занять определенную групповую роль (лидерскую, экспертную, административную и т.д.) или же наоборот, где вы работаете индивидуально.

Эти ситуации соответствуют вашим сильным сторонам, позволяют им полноценно проявится, что делает вас успешным, а связанные с ними победы кажутся вам легкими и само собой разумеющимися. «Мне просто повезло!» – вы даже можете думать так, не связывая свою роль и свое поведение в каких-то обстоятельствах с результатом.

Но если вы увидите, когда вы успешны, а когда нет, то сможете в дальнейшем пытаться попадать в первые условия и по возможности избегать вторых.

Для того чтобы повнимательнее рассмотреть ваши неосознанные результативные и нерезультативные жизненные стратегии, вам нужно вспомнить три ситуации. Два кейса вашего успеха и один – провала.

Выбирайте кейсы в зависимости от того, в какой именно области вы хотите понять ваши сильные и слабые стороны. Скорее всего, ваши стратегии – универсальные. Например, если вам близка и эффективна роль эксперта, то вы будете в ней результативны и на работе, и как друг, и в семье при воспитании детей. Но все-таки в проявлении этой стратегии могут быть небольшие различия.

Поэтому, если для вас сейчас наиболее актуально определить ваши рабочие стратегии – вспоминайте кейсы с работы.

Если вы чувствуете, что за последние 5-10 лет в вас произошли разительные перемены в характере или во взглядах, то используйте кейсы за тот период, когда вы уже были сами на себя похожи – таким, как сейчас.

Однако, наиболее интересные открытия вас ждут, если вы возьмете просто наиболее значимые успехи и провалы. Это может быть и поступление в университет, и сдача сложного экзамена, и завоевание девушки-мечты, и подписание контракта с крупным клиентом, и переезд в другой город. Что угодно, чем вы гордитесь и радуетесь результатам. Для антикейса лучше взять не слишком эмоциональную и более давнюю историю неуспеха. Должно пройти достаточно время с этого события, чтобы вы могли уже говорить о нем без слез и не уйти в депрессию, так как вспоминать его потребуется в деталях.

Последовательность шагов в упражнении «Улитка»:

1) Вспомните финал успешного кейса и напишите его в центре листа А4. Например: я поступил в университет

2) От центра нарисуйте спираль, кругами расходящуюся от финала. У вас должен получиться как раз панцирь улитки на весь лист. Отсюда и название метода.

3) Теперь вернитесь мысленно к началу кейса и пропишите все основные этапы, по которым разворачивалась история. Этапы разместите по данной спирали. Это символ пути, который вы прошли, или который произошел сам, приведя вас к результату.

Например, этапы кейса «я поступила в университет»: я слышала, что моя бывшая сокурсница поступила в магистратуру другого факультета; я узнала, возможно ли это для магистратуры моей мечты, оказалось, что да; я узнала все про вступительные экзамены; готовилась целое лето; купила книги для подготовки; пришла на экзамен и все сдала.

4) Теперь, когда у вас есть цепочка ключевых моментов, по которым вы пришли к успеху, внимательно изучите каждый написанный вами этап.

Вспомните, как именно вы проявляли себя, что было в нем основным фактором успеха, что именно вы делали. Пишите максимально детально, по 5-6 отдельных моментов на каждый шаг.

Пример №1: я слышала, что моя бывшая сокурсница поступила в магистратуру другого факультета. А именно:

1) меня пригласили на день рожденья,

2) подруга подруги рассказала про то, что учится на психфаке,

3) я подробно ее расспросила, как она туда поступила,

4) потом вышла с ней на связь и попросила ссылки, где именно она смотрела про магистратуры,

5) подумала, что раз она смогла это сделать, то смогу и я.

Пример №2: я узнала все про вступительные экзамены:

1) внимательно и очень подробно изучила информацию на сайте,

2) информация была разрозненная, и я долго ее собирала в один файл,

3) уже на экзамене я поняла, что больше половины людей, которые сдавали его вместе со мной, не знают требований к вступительному эссе (думаю, поэтому они и не сдали),

4) я попросила рекомендации по подготовке у человека, который принимал документы – получила ценные советы,

5) я спросила рекомендаций по подготовке у человека, который продавал книги в здании университета.

5) По очереди опишите каждый кейс. Лучше брать их в следующей последовательности: успешный, провал, успешный. Чтобы закончить на позитиве и быть готовым к следующей, самой важной части упражнения. В результате у вас должно получиться 3 «улитки». Две цепочки событий и ваших действий, которые привели вас к успеху, и одна – к нежелательному результату.

6) Проанализируйте написанное вами в трех «улитках»:

– что общего в кейсах успеха? Объединять их могут совершенно разные нюансы, скорее всего вы увидите их самостоятельно, если посвятите этому 5-7 минут. Но если успешные жизненные стратегии ускользают от вас, обратите внимание на: формат взаимодействия с людьми или его отсутствие, ваши собственные действия, длительность этапов, наличие этапа подготовки, доминирование мужчин или женщин, способ работы с информацией (аудио, видео, текст, чтение с пометками, конспект собственных мыслей, составление списков), ваша роль в переговорах, основа вашей аргументации, скорость принятия решений, ваше настроение и его причины.

– что отличает кейс провала от успехов? Что есть в нем противоположное, новое?

7) Из ваших наблюдений сформулируйте:

– какие ваши черты помогли вам достичь успеха?

– в каких ситуациях вы успешны, а в каких нет?

– какое поведение является для вас выигрышным, приводит к нужному вам результату?

– есть ли поведение и выигрышное, и легкое для вас одновременно? (скорее всего, оно соответствует самым сильным вашим качествам, опора на которые не забирает у вас много ресурсов).

8) Самый важный пункт, который поможет вам извлечь практическую пользу из проделанной вами только что скрупулезной работы:

Подумайте, как вы можете использовать ваши сильные стороны и успешные жизненные стратегии чаще уже сейчас, не меняя вашу жизненную ситуацию. То есть на той же работе, с тем же окружением и денежными средствами.

Второй важный вопрос – какие небольшие и несложные изменения можно внести, чтобы чаще пользоваться сильными сторонами и результативными стратегиями?

Постарайтесь, пока все свежо в памяти, написать хотя бы по 5 ответов на каждый вопрос.

А в следующей главе я приведу примеры, как я и мои клиенты использовали результаты этого упражнения для себя, чтобы сделать жизнь более комфортной и успешной.

Загрузка...