Финляндия

2. Детские сады, притчи и профессионалы в Финляндии

Взбираться на дерево начинают с самого низу.

Финская пословица

«Извините, я опоздала. Веду себя совсем не так, как у нас принято» – этими словами встретила меня под часами Центрального вокзала в Хельсинки Кристина, задержавшаяся всего на пару минут. Во всех остальных отношениях она была типичной жительницей Финляндии: скромная, ясно излагающая то, что хочет сказать, надежная и довольно закрытая. И все же Кристина рискнула – поверила незнакомой англичанке, которой захотелось приехать и провести несколько уроков в ее школе, поверила, что мое путешествие не было совсем уж безрассудной идеей. Мы зашли в кафе, где взволнованно обсуждали мои планы на месяц, включая расписание уроков и занятия по системе зумба[17]. Через некоторое время к нашему столику подсела подруга Кристины Эльза (тоже учительница). Обе в совершенстве владели английским языком; единственной проблемой стало то, что я никогда даже не слышала названия растений, о которых им хотелось узнать подробнее.

Дома у Кристины я познакомилась с двумя ее светловолосыми дочерями – 6-летней Элиной и 4-летней Венлой, устроившими для меня настоящее представление. Они носились по гостиной, танцуя и напевая. Вечером я получила от Элины первый из моих «финских уроков». Да, ей было 6 лет, и нет, она еще не умела читать, но у девочки была книжка с картинками, на которых были изображены самые разные предметы. Каждый рисунок в книге был подписан и, «читая» каждое слово, Элина вела пальчиком по буквам.

Sateenvarjo (зонтик), – сказала она и сделала паузу, ожидая моей реакции.

Sateenvarjo, – покорно повторила я.

Элина еще не умела читать, потому что не ходила в школу. В Финляндии школьные занятия начинаются в августе для тех детей, кому в этом году исполняется 7 лет (т. е. возраст первоклассников колеблется от шести с половиной до семи с половиной лет). За год до начала школьных занятий почти все дети начинают учиться в подготовительных группах в детских садах (Элина проводит в ней весь день) или подготовительных классах в школах, а до того посещают различные детские дошкольные учреждения, субсидируемые государством. На следующее утро мы отвезли Венлу, младшую сестру Элины, в один из таких детских садов. Кристина хотела поговорить с воспитательницей и взяла меня за компанию. На территории детского сада я увидела множество светловолосых детей в шапочках с кисточками, ярких плащах и резиновых сапогах, бегавших повсюду, брызгавших водой на маленькие пластмассовые ветряные мельницы и сосредоточенно копавшихся в песочницах. На двери здания была прикреплена табличка, на которой крупными буквами было написано несколько слов и стоял знак вопроса, а ниже – еще несколько предложений. Несмотря на «уроки» финского языка с Элиной, я ничего не поняла и, когда мы возвращались, обратилась за разъяснением к ее маме. Кристина ответила:

– Это значит «Сегодня вы только играли?», а ниже разъясняется, почему игры так полезны детям. Ни в младших группах детского сада, ни в подготовительной группе формальное обучение не практикуется. Дети учатся играя.

Я подумала: «Как это возможно? Как так получается, что 15-летние финские школьники получают чуть ли не высшие оценки в международной программе тестирования по чтению, математике и естествознанию, если до 7 лет они только играют? Они должны отставать от английских подростков (школьное образование начинается в 5 лет) по крайней мере на пару лет, а никак не опережать их…»

Поэтому я засела за книги. Во-первых, оказалось, что сосредоточенность на играх объясняется не только стремлением продлить детство. Это осознанная стратегия, основанная на исследованиях, которые показывают полезность игр для физического, когнитивного, социального и эмоционального развития[18]. Чем в течение года занимаются дети в подготовительной группе? Приготовлением к обучению чтению и математике. Вот именно. Имеется в виду «подготовительная деятельность», а не непосредственное обучение[19]. Что имеется в виду?

Учебный план, направленный на развитие у финских детей социальных навыков, положительной самооценки и способности различать добро и зло, выполняется посредством деятельности в таких условиях, в которых у детей формируются понимание, навыки и установки, необходимые для обучения чтению и математике. Согласно Национальному учебному плану для дошкольников, «основой для овладения грамотностью является создание обстановки, когда дети слушают и слышат, когда взрослые слышат детей, когда они разговаривают и с ними говорят, когда взрослые обсуждают с ними различные вещи, когда дети задают вопросы и получают ответы». Дети обсуждают со взрослыми сказки, стихотворения, рифмы; поощряются попытки детей читать и писать.

Одной из таких сказок может быть история Матери-воды, родившей в море сына, который был уже взрослым мужчиной, – Вяйнямейнена. Мать вынашивала ребенка 700 лет. Поэтому на свет сразу появился мудрец с огромным высоким лбом и длинной белой бородой. Его не надо было ни пеленать, ни учить. У обычных детей нет бород, и им еще долго необходимо будет учиться, учиться и учиться. Однако я так и не нашла ответа на свой вопрос: когда лучше всего начинать обучение?

Школа начнется позже (для ребенка игра – тот же труд)

Уровень грамотности в Финляндии – один из самых высоких в мире, но это не исключает возможности того, что в дальнейшем по́зднее начало обучения отрицательно скажется на навыках чтения детей. Впрочем, может быть и так, что формальное образование (как только оно начнется) каким-то образом компенсирует «задержку на старте». Или что в национальной культуре финнов существует нечто, позволяющее преодолеть отрицательные последствия романтической идеи о том, что потребность детей в игре является одной из важнейших. Основы всеобщей грамотности населения Финляндии были заложены в глубоком прошлом; уже в XVI столетии к причастию накануне заключения брака допускались только грамотные люди (жених и невеста должны были прочесть отрывок из Библии). Любовь к чтению сохранилась до наших дней: за год жители Финляндии берут в библиотеках в среднем 18 книг – больше, чем в любой другой стране мира. Следовательно, можно ожидать, что 15-летние финские подростки будут хорошо читать, несмотря на то, что учиться этому они начинают в 7 лет.

Что говорят по интересующему нас вопросу данные международных исследований? Скорее всего, более позднее начало обучения детей в школе в дальнейшем никак не сказывается на их способности к чтению. На эту тему были проведены два межстрановых исследования, в максимальной степени учитывавших начало формальной учебы в школе в разном возрасте. Выяснилось, что в 24 странах (включая 15 небольших островных государств[20]) школьное обучение начинается с 5 лет, в 143 – с 6 лет и в 38 – с 7 лет. Еще в 1992 г. по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA) было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении различий в навыках чтения детей в странах, в которых школьное обучение начиналось в 5 лет, и в странах, где дети посещали школу с 7 лет. Исследователи обнаружили, что к 9 годам дети, отучившиеся в школе уже четыре года (т. е. начавшие ходить в нее в 5 лет), лишь немногим лучше справлялись с заданиями по чтению, чем те, кто начал учиться читать на два года позже.

Новозеландец Себастьян Саггейт (сейчас живет в Германии), заинтересовавшийся тем, исчезают ли эти различия полностью по мере того, как дети подрастают, проанализировал полученные в рамках программы PISA данные, охватывавшие 54 страны (включая те, в которых дети начинают учиться в школе с 6 лет). Он обнаружил, что какие-либо различия в результатах тестирования 15-летних подростков на читательскую грамотность, связанные с возрастом начала учебы в школе, отсутствуют; к концу обязательного школьного обучения фора в два года не имела никакого значения[21]. Само по себе это совсем не означает, что раннее начало образования не имеет никаких преимуществ. Возможно, в странах с более поздним началом обучения в школе дети, посещающие дошкольные учреждения, участвуют в программах школьного типа (имеются в виду высокоструктурированные занятия, когда дети должны сидеть на своих местах и определенным образом знакомиться с учебным материалом, а затем получать оценки). Я не знакома с дошкольными практиками всех 54 стран, но мне известны итоги исследования, в котором дошкольные (или используемые в первых классах школы) программы разных типов сравнивались с менее формальными и более игровыми программами, как в Финляндии. Такие сопоставления дают сходные результаты. Во многих случаях в первых классах школы учебные программы оказывают положительное воздействие на успеваемость, но уже к окончанию детьми начальной школы эти эффекты в большинстве случаев исчезают: ученики, «задержавшиеся на старте», догоняют, а в некоторых случаях и опережают ровесников, которые пошли в школу на год или два раньше. Этот результат наблюдался в отдельных странах (Ирландии, Германии, Америке)[22], при межстрановых исследованиях (в Словении, Швейцарии, Англии)[23], причем в оценках проверочных испытаний как по математике, так и по чтению[24].

Знакомство с литературой поубавило мой скептицизм в отношении более позднего начала школьного образования в Финляндии. Если долгосрочные положительные различия в успеваемости отсутствуют, почему бы игровому обучению не продлиться немного больше? Я почти избавилась от своего скепсиса[25], когда познакомилась с данными исследований, в которых изучались последствия более позднего начала формального обучения, эти данные позволяют предположить некоторые положительные эффекты такой отсрочки. Например, исследователи из Дании обнаружили: если школьное образование начинается позже на год (с шести с половиной, а не с пяти с половиной лет), у 7-летних детей резко сокращаются проявления невнимательности и гиперактивности, и эта разница сохраняется по меньшей мере до 11 лет[26]. Анализ норвежских данных позволяет сделать вывод, что у мальчиков, пошедших в школу в более старшем возрасте, к 18 годам обнаруживается меньше проблем с психическим здоровьем, а у девочек сокращается вероятность подростковой беременности[27]. Если отсрочка формального обучения на один год не оказывает долгосрочного воздействия на успеваемость, но предполагает положительные социальные последствия, почему мы должны торопиться?

Казалось бы, самое время прекратить дискуссию. Но нет. Если мы остановимся, может возникнуть впечатление, что то, чем занимаются дети до начала формального образования, не имеет никакого значения, если они не приступают слишком рано к школьным занятиям. Это определенно не наш случай. Согласно данным комплексного исследования с участием 3 тыс. детей, проведенного в Англии, посещение дошкольных учреждений оказывало (при условии высокого качества воспитания) положительное воздействие на общее развитие детей (врезка 2); дети, рано начавшие туда ходить (между двумя и тремя годами), лучше развивались в интеллектуальном и социальном плане; дошкольное воспитание особенно полезно для детей из неблагополучных семей[28]. В частности, на показатели навыков чтения влияет и посещение детских дошкольных учреждений; по данным ОЭСР, «разница между учащимися, посещавшими дошкольные учреждения <…> и детьми, воспитывавшимися дома, достигает в результатах тестов на читательскую грамотность PISA в среднем 54 баллов, или более одного года формального школьного обучения»[29]. Это может объясняться воздействием дошкольного воспитания высокого качества на начальные языковые навыки[30].

Врезка 2. Не все дошкольники равны

В Финляндии дошкольные учреждения и подготовительные группы соответствуют большому количеству критериев, которые обычно коррелируют с высоким качеством воспитания или являются причиной такого качества.

Оптимальное соотношение числа воспитателей и детей[31]

Число воспитателей и размеры групп, позволяющие сотрудникам должным образом взаимодействовать с детьми, являются отличительной чертой дошкольных учреждений с высоким качеством воспитания. В Финляндии рекомендуемое соотношение воспитателей и детей составляет 1:7 в группах с детьми старше 3 лет и 1:4 в группах с детьми младше 3 лет. Это один из лучших показателей в ОЭСР.

Высокая квалификация персонала и отличное понимание учебной программы[32]

Детские учреждения с более квалифицированными сотрудниками имеют более высокие показатели качества, а их воспитанники добиваются большего прогресса. В Финляндии воспитателями в детских садах могут работать только те, кто имеет диплом, соответствующий по крайней мере пятому уровню (степень бакалавра) Международной стандартной классификации образования (ISCED); кроме того, воспитатели обязаны участвовать в мероприятиях в рамках субсидируемой системы повышения профессиональной квалификации.

Развивающая учебная программа с образовательным содержанием[33]

«Развивающая учебная программа» не означает, что дети должны инициировать все виды активности. В исследовании в рамках проекта «Обеспечение эффективного дошкольного образования» было обнаружено, что наилучшие условия предполагают, что дети и воспитатели в равной степени инициируют ту или иную деятельность. В Финляндии учебный план дошкольного воспитания основывается на учебных целях, включая образовательное содержание и социальные навыки, но они усваиваются в процессе игровых занятий.

Что происходит? Почему бы не предоставить детям возможности для образовательного стартового рывка, что имело бы долгосрочные последствия для навыков чтения и математической подготовки? Какое значение для последующего развития детей имеет дошкольное воспитание, не предусматривающее обучение более сложным навыкам? Поскольку в Финляндии обучение в школе начинается с 7 лет, но перед этим дети получают высококачественное дошкольное образование в игровой форме, наш вопрос мог бы звучать так: «В чем секрет действенности финского подхода к раннему этапу образования?».

Для ответа обратимся к Библии (потерпите минутку):

Вышел сеятель сеять семя свое, и, когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8: 5–8).

Притча о сеятеле помогает Саггейту объяснить различия в последствиях обучения чтению детей разного возраста[34]. Попытки научить читать 2–3-летних малышей, подобно семени, упавшему на дорогу, будут «потоптаны», так как у детей в этом возрасте отсутствуют должные навыки, языковые способности или когнитивные возможности. Подобно семени, упавшему на камень, обучение чтению 3–4-летних малышей может показаться полезным и продуктивным, но оно потребует бо́льших усилий и участия, чем ожидание полного развития у детей навыков, требуемых для чтения, и оказание им необходимой помощи. Попытки обучения чтению не готовых к этому детей потребуют времени, которое те могли бы потратить на получение необходимых знаний и развитие навыков (таких как понимание соответствия букв и звуков и пополнение словарного запаса).

Чтобы семя «упало на добрую землю», следует сосредоточить усилия на развитии у детей навыков, необходимых для обучения чтению и математике, до тех пор, пока «земля» не станет действительно «доброй» (сейчас я продолжу эту аналогию, а затем остановлюсь); обучение и оценка усвоения детьми более продвинутого содержания должны начинаться по мере их готовности (в этом случае скорость обучения будет выше). С. Саггейт называет это «эффектом Луки»; его и используют в школах Финляндии. В этой стране детям, прежде чем они начнут учиться читать, позволяют развивать необходимые для этого навыки и поощряют их к такому развитию. Не для всех детей школьное образование начинается с 7 лет – в подготовительной группе оценивается готовность ребенка к школе, и некоторых детей оставляют в ней еще на один год. С другой стороны, в подготовительной группе или классе поощряют к учебе детей, которые опережают сверстников в овладении навыками, необходимыми для чтения, и они получают помощь и поддержку от педагогов; самое важное в том, что это рассматривается как возможность для малышей, готовых научиться читать, а не как общее требование к «подготовишкам».

Мотивация и разброс оценок

Если уж в Финляндии начинают учить детей чтению, то делают это очень быстро. Из долгого разговора с молодой учительницей начальной школы Марьо-Ритой, состоявшегося у нас после окончания занятий, я узнала, что в соответствии с программой все первоклассники должны научиться читать к Рождеству (т. е. через четыре месяца обучения). Возможно, столь короткий срок объясняется явным преимуществом финского языка перед английским – орфографической прозрачностью. Дело в том, что в финском языке произношение букв полностью соответствует их написанию, что облегчает детям приобщение к чтению. В английском языке, напротив, в словах «trough» («корыто») и «though» («хотя») сочетание букв «gh» произносится по-разному. Поэтому обучение чтению англоязычных детей занимает больше времени[35]; по мнению некоторых специалистов, эта особенность и обуслoвливает необходимость начала учебы в более раннем возрасте. И все-таки «эффект Луки» сохраняет силу – успешное обучение предполагает наличие у детей необходимой основы.

Чтобы англоязычный ребенок научился читать и различать «trough» и «though», он должен сначала твердо усвоить, какие звуки соответствуют тем или иным группам букв (условие научения), но перед этим ему необходимо понять, что такое корыто (еще одно условие научения). Об этом прекрасно известно учителям, однако, если система требует (а не предлагает) обучать слишком большое количество детей младшего возраста, преподаватели вынуждены перепрыгивать через основные этапы. Если вы будете вести занятия в группе целый год и не видите смысла ждать, когда большинство детей будут готовы к выполнению более высоких требований, вы можете попытаться научить всех детей читать такие сочетания, как «igh», к пяти годам. На данном этапе некоторые более развитые дети будут готовы к усвоению материала. Поэтому они поймут, что разные сочетания букв обозначают различные звуки. Но так как это понимание будет по-прежнему ограничено словарным запасом, дети не получат долгосрочного преимущества, хотя и смогут произнести слово, даже если не знают, что оно означает. В более трудном положении окажутся дети, которые лишь недавно осознали взаимосвязь букв и звуков.

Эта рекомендация согласуется с данными исследований о том, что дети, начавшие учиться читать раньше, имеют менее позитивные установки по отношению к учебе, чем их сверстники, задержавшиеся с началом обучения[36]; как подчеркивает профессор Кембриджского университета Дэвид Уайтбред, дети хороши в том, в выполнении чего они имеют достаточную практику[37]. Малыши, которым нравится читать и которые мотивированы к чтению вне школы, быстрее приобретут хорошие навыки чтения, чем те, кто откладывает книги подальше, потому что их заставляли учиться читать до того, как они усвоили необходимые знания. Однажды в финской начальной школе я заглянула к первоклассникам. Дети сидели в классе и читали. Меня поразило, что перед некоторыми из них лежали толстые с виду тома. Но когда я вошла, то увидела, что малыши читали комиксы про Дональда Дака (редкость в Финляндии), изданные как «взрослые» книги.

Кайса Кивери и Каарина Мяяття из Лапландского университета спросили финских детей, готовившихся пойти в первый класс, о том, что они думают об обучении чтению, перед самым началом занятий[38]. Большинство малышей отвечали, что не владеют грамотой, но немного умеют читать. В целом дети верили в свои способности и «рассматривали учебу как занятие, которое приносит им радость». Некоторые из участников опроса правильно оценили, что они уже умеют читать; дети научились чтению самостоятельно дома или с друзьями, и это стало радостным и удивительным опытом. «Когда ты впервые прочел что-то, это похоже… похоже на то, как будто впервые прокатился на американских горках. Я был безумно взволнован».

Нам известно, что финские дети, для которых школьные занятия начинаются с 7 лет, имеют разные способности к чтению. Данные ряда исследований позволяют предположить, что в детских садах различия между способностями к чтению разных детей выражены сильнее – малыши, имевшие лучшие навыки, необходимые для обучения чтению, продвигались вперед в это время быстрее, чем те, кто начинал с отставанием. Вы можете подумать, что проблема заключается в обеспечении равенства и справедливости. Нет, за этим скрывается нечто большее. Данные масштабного международного обзора школьников младших классов, проведенного по инициативе С. Саггейта, позволяют предположить, что в системах с более ранним началом школьного образования существует тенденция к большей изменчивости в успеваемости детей. Это полностью противоречит тому, что должно было бы происходить, если бы расширяющийся разрыв в оценках дошкольников имел долгосрочное воздействие. Возможно, ключ к ответу на эту загадку лежит в том, что происходит в Финляндии, где дети начинают ходить в школу с 7 лет. Взгляните на графики, представленные на рис. 1.


Рис. 1. Совершенствование навыков чтения детьми в подготовительной группе и 1-м классе школы: 1 – 71 ребенок с высокими уровнями владения навыком в подготовительной группе (МВ1); 2 – 113 детей с низкими уровнями владения навыком в подготовительной группе (МВ1–МВ2), но быстро добившиеся их повышения во время учебы в 1-м классе школы (МВ3–МВ4); 3 – 11 детей с низкими уровнями владения навыком в подготовительной группе (МВ1–МВ2) и относительно медленно развивавшиеся во время учебы в 1-м классе школы (МВ3–МВ4).

Источник: Leppänen U., Niemi P., Aunola K., Nurmi J.E. Development of reading skills among preschool and primary school pupils // Reading Research Quarterly. 2004. Vol. 39. No. 1. P. 72–93.


Этот рисунок заимствован нами из статьи Уллы Леппянен и ее коллег, измеривших уровень владения детьми навыками чтения в ключевые моменты их пребывания в подготовительной группе и 1-м классе школы: после двух месяцев, проведенных в подготовительной группе (шестилетки), через девять месяцев обучения в подготовительной группе (шести- и семилетки), через два месяца, проведенных в 1-м классе (семилетки), и через девять месяцев обучения в 1-м классе (семи- и восьмилетки)[39]. Анализируя результаты, исследователи разделили детей на три группы: малышей, обладавших относительно высокими навыками на начало пребывания в подготовительной группе (группа 1); тех, кто имел сравнительно низкие уровни навыков в подготовительной группе, но быстро улучшил их во время обучения в 1-м классе (группа 2); и тех, кто имел сравнительно низкие уровни навыков в подготовительной группе и сравнительно медленно улучшал их во время обучения в 1-м классе (группа 3). Объясняя выявленные различия, Леппянен с коллегами высказывают предположение, что для большинства детей обучение чтению представляет собой один и тот же процесс, характеризующийся быстрым качественным изменением, когда не умеющий читать ребенок овладевает навыком чтения, и сопровождающийся более медленными улучшениями, когда происходит расширение словарного запаса и понимания. Разница в скорости развития навыков чтения зависит от первоначальных навыков детей – условием успеха является овладение навыками, необходимыми для того, чтобы научиться чтению.

Возникает вопрос: как отразится на навыках чтения детей из групп 2 и 3 попытка научить их читать до того, как они будут готовы к качественному переходу? Возможно, сплошная линия, отображающая на рис. 1 группу 2, была бы немного круче, но, если детям не нравятся трудные занятия, едва ли они добьются результатов, сравнимых с группой 1 (прерывистая линия на графике). Результаты группы 3 (штрихпунктирная линия) будут, скорее всего, еще хуже. По мнению С. Саггейта, более высокая изменчивость оценок в системах образования с ранним началом формального обучения может объясняться разочарованием или низкой самооценкой менее способных детей, вызванными тем, что им предлагают более трудные задачи, чем те, которые они готовы решать на данном уровне развития[40]. Очевидно, что дети, опережающие своих сверстников в развитии (нередко это объясняется тем, что они просто немного старше), избавлены от этого разочарования, что еще более увеличивает разрыв в умениях.

Финляндии удалось избежать этих проблем; разброс в оценках 15-летних школьников в этой стране является одним из самых маленьких в мире, что объясняется относительно высокой успеваемостью «отстающих» учеников. Однако их поздний старт – лишь часть истории.

Помощь детям с особыми образовательными потребностями

Кто-то из детей учится читать быстро, другим, даже семилеткам, приходится труднее, что обусловлено разного рода особыми потребностями. В этих случаях финские педагоги сразу же приходят на помощь. До начала школы все дети проходят проверку на возможные трудности с обучением, что позволяет взрослым вмешаться в процесс еще на ранней стадии развития ребенка. Марьо-Рита рассказывает об этом так: «Учитель класса проводит дополнительные занятия со школьниками, которые плохо читают или пишут, раз в неделю до или после основных уроков. При необходимости мы можем обратиться за помощью к специальному преподавателю». Кто это такой? Специальные учителя имеют подготовку, позволяющую оперативно исправить положение, – это квалифицированные педагоги (методисты), прошедшие дополнительное обучение для преодоления различных трудностей, с которыми сталкиваются школьники, и способные помочь детям справиться с возникшими препятствиями. Специальные учителя освобождены от обычной преподавательской деятельности и готовы всегда оказать помощь там, где это необходимо. По словам Марьо-Риты, «такие методисты теперь работают в каждой школе; в этом смысле нам очень повезло».

Дело не только в том, что для решения проблемы выделяются финансы (в форме заработной платы методистов). Педагоги, работающие с классами, не просто обращаются к специальным учителям в случаях, когда дети сталкиваются с проблемами, – сначала преподаватели сами оказывают всю возможную помощь (прежде чем обращаться за дополнительной поддержкой, они обязаны письменно изложить, какие меры принимали). Помощь, на которую могут рассчитывать финские школьники, подразделяется на три разных уровня: общая, дополнительная и экстрадополнительная (названия неофициальные). Помощь первого уровня оказывается учителем, использующим все доступные ему стратегии: дополнительные уроки, подбор соседа по парте, который мог бы помочь во время урока, дополнительная помощь при выполнении классных заданий. Кроме того, в запасе у педагога имеются более сложные стратегии, о которых он узнал на курсах повышения квалификации. Один из учителей сказал мне: «Я много раз приходил к выводу, что все дело в методах. Вы знаете методы, вы должны знать методы, вы должны научиться новым методам. Конечно, вы и сами можете придумать что-то новое, но вам будет проще, если вы уже знакомы с примерами».

Если после этого ребенок все еще испытывает трудности, ему предоставляется «часто повторяющаяся» помощь, включая еженедельные дополнительные занятия с методистом. Классный руководитель ребенка разрабатывает специальный план занятий, который обсуждается с родителями. В случае когда все принятые меры не дают желаемых результатов (помощь ребенку направлена на то, чтобы он не отставал от одноклассников), школа предлагает ученику особую программу по одному или нескольким предметам. Предполагается, что учителя будут оказывать детям всю возможную помощь для того, чтобы они соответствовали требованиям национального учебного плана. Только если она окажется неэффективной, будет признано, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок, делают решение этой задачи невозможным. В случае согласия родителей и по рекомендации педагогов, занимавшихся с учеником, ребенок может быть переведен в отдельный класс с меньшим количеством учащихся, где ему будет уделяться больше внимания.

Для Финляндии данная система относительно новая. В прошлом считалось само собой разумеющимся, что школьники с особыми потребностями учатся в отдельных классах. Сегодня значительно больше внимания уделяется инклюзивному образованию – отсюда различные уровни поддержки, прежде чем учащимся будут предоставлены дополнительная помощь и специальное обучение. Реакция учителей на нововведения была неоднозначной. Очевидно, что круг их обязанностей расширился, так как теперь классные руководители должны справляться с более широким кругом потребностей своих учеников. Из разговора с методистом Микаэлем я узнала, что его беспокоит задержка, возникающая из-за того, что учителя обязаны попытаться самостоятельно решить возникшие у школьника проблемы (о чем делаются соответствующие записи). Это означает, что дети не могут получить помощь специалиста сразу после того, как в ней возникла потребность. Вот что рассказывает Микаэль: «Переход к третьему шагу занимает слишком много времени. Если проблемы возникли у ученика 7-го класса, во многих случаях изменение его статуса происходит только в конце 8-го. Надо начинать с 1-го класса, как только учитель заметил, что школьник испытывает трудности».

Загрузка...