Ко времени выхода в свет этой удивительно глубокой и полезной книги мысли тех, кто стремился к реформированию систем общего и специального образования, были заняты в первую очередь международными сопоставлениями, основывавшимися на данных масштабных периодических опросов. Не может не тревожить, что результаты этих сопоставлений все чаще вызывают в Великобритании опасения относительно возможного отставания от других стран: «Взгляните на них и посмотрите на нас; а теперь послушайте меня…».
Наряду с неправильным пониманием и использованием данных были допущены и другие заметные ошибки, такие, например, как неспособность глубоко вникнуть в историю реформы образования в Финляндии. К тому же международные сравнения имеют этические аспекты, которыми в наши дни слишком часто пренебрегают, в то время как они требуют деликатного подхода. Данные – одно дело, их интерпретация – совсем другое. Взвешенный глубокий анализ состояния систем образования в разных странах требует значительных затрат и носит комплексный характер; проводя его, нужно правильно понимать не только текущее положение, но и сложные взаимодействия в обществе и экономике, а также факторы и тенденции, уходящие корнями в прошлое. Таково основное условие хотя бы приблизительного представления о положении вещей в системе образования в любом государстве.
Благодаря книге Люси Крехан к количественным международным сравнениям добавилось важное качественное измерение. Ее работа будет полезна всем, кто стремится извлечь пользу из межстрановых сопоставлений. Автор предлагает лекарство для тех, кто страдает выборочным подходом – легкомысленной склонностью к выдергиванию единичных фактов. Однако Люси удалось сделать нечто большее, чем просто «раскрасить» данные опросов. Как и все хорошие ученые, независимо от того, заняты они научными изысканиями в общественных или естественных науках, она понимает, что наблюдение зависит от теоретической позиции исследователя. Теория служит своего рода призмой; то, что мы увидели сквозь нее, позволяет внести те или иные изменения в умозрительные построения, улучшить их. Книга Люси дает нам нечто большее, чем цветовую палитру, – мы более глубоко постигаем принципы функционирования образования в разных странах и на этой основе приходим к новому пониманию, особенно ценному для тех, кто с интересом наблюдает за другими культурами и стремится к осмыслению собственной практики. Книга Люси Крехан должна стать обязательной для учителей, родителей и политиков, ответственных за развитие образования.
Тим Оутс,
командор ордена Британской империи, директор группы исследований и разработок в сфере оценок уровня образования компании Cambridge Assessment
Если бы не любовь и помощь моих родителей Джилл и Доминика Крехан, я никогда не решилась бы на путешествие вокруг света, во время которого я останавливалась у незнакомых людей, и не написала бы эту книгу. Я хотела бы от всего сердца выразить признательность маме, отцу и остальным членам моей замечательной семьи.
Педагоги, принимавшие меня, быстро стали моими друзьями. Только благодаря этим людям, открытым всему новому, состоялись и мое путешествие, и моя книга. Одна из учительниц дала мне шанс в самом начале, пригласив меня после единственного разговора по Skype к себе домой, в свою школу и на свои занятия по зумбе. Кристина, ты сделала это возможным!
Мне хочется поименно назвать учителей и школьников, проявивших великодушное гостеприимство и не жалевших для меня своего времени (два раза меня даже сопровождали в больницу): Сини, Маарит, Хели, Эмма, Ильпо, Мэрилин, Лори, Эрик, Дейрдра, Надин, Тревор, Джейкоб, Шон, Хайди, Энн, Бериндер, Булприт, Моника, Дэвид, Алан, Маркус, Глинис, Исао, Анна, Ая, Элли, Саяка, Рикки, Санни, Венди, Мишель, Дженни, Анджела, Рони, Рэй и Нэнси. Приезжайте к нам в Бат, когда захотите. Мы с радостью встретимся с вами!
Когда у меня родилась идея книги, звезды сошлись так, что она осуществилась. Этих звезд зовут Джорджия Одд, Джимми Лич, Мэтью Клейтон, Изобель Киран, ДеАндра Лупу, Крейг Адамс, Лорен Фулбрайт и Эми Винчестер – это команда издательства Unbound. Я и не представляла себе, сколько упорного труда и творчества требуется для издания книги. На этом фоне вклад автора выглядит не таким уж значительным. Я особенно признательна команде Unbound за методическую помощь и терпение, которое она проявила по отношению к начинающему автору. Эта книга никогда не появилась бы на свет без замечательных покровителей, заплативших по подписке, – спасибо всем вам.
Идея этой книги прошла в своем развитии через несколько стадий и приобрела окончательный вид только с помощью моих друзей и членов семьи: Марка О’Брайена, Тессы Робертс, Дома Вайнберга, Кирана Гилла, Гарри Флетчер-Вуда, Эндрю Сабиски и моих мамы и папы. Рукопись книги просмотрели и одобрили такие известные специалисты, как сэр Майкл Барбер, профессор Дилан Уильям и сэр Клайв Вудворд.
Важнейшую помощь в работе над книгой оказал один человек, никогда не жалевший для меня ни времени, ни идей. Я имею в виду своего неофициального наставника Тима Оутса, который дал мне неоценимые рекомендации и предоставил публичную поддержку. К тому же я воспользовалась финансовой помощью организации, в которой он работает, – Cambridge Assessment. Тим вселил в меня уверенность в том, что мои идеи обязательно найдут отклик у читателей.
Наконец я хотела бы поблагодарить моего жениха Марка за эмоциональную поддержку в периоды моих взлетов и падений во время написания книги. Когда я делюсь с ним чувствами, моя радость многократно усиливается.
Подходя к охраннику, сидевшему у входа в школу, я вдруг осознала, что какое-то время покусываю внутреннюю часть своей щеки. Одновременно мне приходилось думать о походке, потому что из-за влажного воздуха летнего Шанхая моя обувь сделалась неудобной. В голове вращалось несколько известных фраз на мандаринском диалекте: «Wŏ shì lăoshī» («Я учительница»), «Wŏ shì yīngguó rén» («Я англичанка») и «Wŏ kàn xuéxiào ma?» («Могу я взглянуть на школу?»).
Я пришла в школу рано утром, до того, как во дворе начали собираться дети в разноцветных спортивных костюмах: мне не хотелось привлекать лишнего внимания. Первоначальная реакция охранника оказалась такой, как я и предполагала, – растерянность. Потом он пожал плечами. Охранник ждал, я тоже; вероятно, мужчина надеялся, что незваная гостья удалится, но не тут-то было. Я улыбнулась, и охраннику пришлось поднять трубку телефона. Мои знания мандаринского диалекта не позволили понять смысл сказанного, но, скорее всего, последовало нечто вроде этого: «Тут стоит какая-то странная англичанка, которая хочет пройти в школу. Может быть, подойдет кто-то, знающий английский? «Xièxiè» («Спасибо»)». Мужчина повесил трубку и кивнул мне.
Через несколько минут я увидела, что к нам спешит женщина небольшого роста в красивом платье в цветочек. По выражению лица было понятно, что она немного нервничает, но полна любопытства.
– Привет, – поздоровалась я. – Извините за беспокойство. Вы, наверное, очень заняты?
В ответ она вежливо улыбнулась и покачала головой.
– Чем я могу вам помочь?
Я ответила, что я учительница из Англии и меня очень интересует работа школ в Шанхае, потому что китайские учащиеся показывают очень высокие результаты в международных программах проверки уровня образования.
– Я рада побывать в Китае. Если вас не затруднит, я хотела бы посмотреть вашу школу, узнать, как проходят занятия. Могу я прийти завтра?
Оказаться у центрального входа в школу было лучшим способом осуществить мои намерения. Мне нужно было познакомиться с работой школы в этой части мегаполиса. Я уже провела неделю занятий в другой школе, расположенной в одном из самых бедных районов в окрестностях Шанхая. Еще неделю я преподавала, брала интервью и наблюдала за занятиями в экспериментальной школе, находившейся в районе, где проживали состоятельные люди. А теперь я должна была посетить обычную районную школу в одном из пригородов мегаполиса вблизи дома учителя, у которого я остановилась на время путешествия в Китай. В чем заключался мой план? В том, чтобы получить представление о школьной системе крупнейшего города страны. Для этого я должна была находиться рядом с учителями, общаться с их учениками, обращая особое внимание на культурные тонкости, которые не улавливаются системами сбора «больших данных». Почему Шанхай? Потому что 15-летние школьники из этого города опередили своих сверстников из других стран мира по результатам проверочных заданий по чтению, математике и естествознанию. Мне захотелось узнать, чем объясняется этот успех.
Учитель – моя профессия. Три года я преподавала в обычной средней школе, находившейся в бедной части Лондона. В ней учились дети и подростки из неблагополучных семей. Не удивительно, что результаты экзаменов в нашей школе были не самыми высокими. Это была трудная работа; случалось, что за весь день у меня не было возможности перекусить или даже зайти в туалет, потому что я должна была бегать кругами в поисках учащихся, не сдавших домашнюю работу, или до полдвенадцатого ночи размножать листы с заданиями. Дома я не могла не жаловаться на все это, но не особо задумывалась о причинах. Тогда я считала, что мои проблемы – часть профессии школьного учителя.
Через какое-то время я поняла, что трудности, которые приходилось преодолевать, почти никак не связаны со школьниками. Бо́льшая часть моей работы – подробные планы уроков, массовые проверки и регулярный ввод данных – необходимы были только школьной администрации. Руководство стремилось достичь поставленных сверху целей и заслужить высокие оценки проверяющих. При этом независимо от времени и энергии, которых требовала от меня работа, я никак не могла помочь своим ученикам преодолеть мешавшие им системные ограничения. Взять хотя бы Дану из моего класса 10G4. Цифры означают, что 15-летняя девушка изучала четвертый естественно-научный курс из восьми; два года назад она была зачислена в этот класс и должна была получить общее национальное свидетельство о профессионально-технической квалификации. Программа, по которой училась Дана, предусматривала оценку знаний по совокупности работ. Поскольку эта программа была не такой строгой, как другая, предполагающая сдачу квалификационного экзамена, моя ученица лишилась права изучать естествознание на следующем, более высоком уровне (а также возможности изучать все связанные с естественными науками предметы в случае поступления в университет).
На совместном собрании школьников с родителями я сказала Дане и ее матери, что оцениваю ее успехи по этому «профессиональному» курсу на C[1]. У мамы девушки загорелись глаза. Она сказала:
– Вот здорово! Я знала, что дочери нравится ваш предмет. Она тоже хочет стать учителем естествознания.
Дана улыбнулась и добавила:
– Да, я договорилась со своей тетей-учительницей, что буду ходить на ее уроки в другую школу. Это будет дополнительный опыт.
Ни мама, ни дочь не понимали, что уже слишком поздно – в английской системе образования мечта Даны неосуществима. Но так не должно быть. Если бы девушка с самого начала училась в другой, лучшей школе, где были бы квалифицированные педагоги и дополнительные ресурсы, т. е., другими словами, если бы она получала образование в другой, лучшей системе, у Даны был бы шанс на осуществление мечты.
Я хотела понять: способны ли системы школьного образования функционировать эффективнее? Как создать такие условия, чтобы школьники добивались более высоких результатов, и предложить им лучшие возможности без того, чтобы учителя чувствовали себя загнанными лошадьми? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила узнать, как обстоят дела в других странах. Однако возникла новая проблема: как определить, какие страны обладают лучшими системами образования? Существуют ли объективные показатели, позволяющие сравнить уровни образования, сопоставить результаты обучения в разных странах? И стоят ли эти показатели усилий, затрачиваемых для их повышения?
Каждые три года в газетах начинают мелькать новости, подобные этим:
«Европейские школьники проваливают экзамены»[2].
«По данным всемирного опроса, уровень знаний американских школьников понизился»[3].
«Международная программа PISA: результаты Великобритании почти не изменились, а “турнирную таблицу” возглавил Шанхай»[4].
«По данным международной программы PISA, уровень знаний австралийских подростков стал ниже, чем 10 лет назад»[5].
«Норвегия в числе проигравших»[6].
«По данным исследования ОЭСР, финские подростки – лучшие по читательской грамотности»[7].
«Канадцы успешно справились с тестом по естествознанию»[8].
Эти статьи посвящены результатам школьников разных стран, участвовавших в тестах по чтению, математике и естествознанию в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). В 2000 г., когда началось ее осуществление, в программе приняли участие 43 страны мира. В каждом из государств была сформирована репрезентативная выборка 15-летних школьников, которые и проходили предложенные тесты, заполняя соответствующие бланки с заданиями. По мере того как эти проверочные испытания приобретали известность, к программе присоединялось все больше государств. В 2015 г. число стран – участниц программы PISA достигло 71 и на них приходилось около 9/10 мировой экономики. Вам не показался странным способ представления количества школьников, принявших участие в тестах? На самом деле в этом нет ничего удивительного, потому что инициатор проведения проверочных испытаний учащихся – экономическая организация. Она так и называется – Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР).
Почему в этой программе тестирования школьников участвует так много стран? Существуют два ответа на этот вопрос (второй – более скептический). Во-первых, ОЭСР исходит из того, что проверочные испытания позволяют оценить, «в какой степени школьники, заканчивающие обязательное образование, способны применять полученные знания в ситуациях, возникающих в реальной жизни, т. е. насколько они подготовлены к полноценному участию в жизни общества». Эта информация дополняет данные, которые были получены в рамках другой международной программы тестирования – Международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS). Ее цель заключается в определении того, насколько хорошо школьники 8-х классов усвоили учебные программы по математике и естествознанию (вопрос об умении применять полученные знания не ставится)[9].
Организаторы и той и другой международной программы публикуют результаты тестирования по каждому предмету, типам вопросов и уровню образования школьников, что позволяет правительствам стран, принимающих участие в программах, определить сильные и слабые стороны национальных систем образования. В идеальном мире правительства, исходя из результатов, могут принять решение о проведении реформы школьного образования, об улучшении материально-технической базы системы или о выделении дополнительной финансовой поддержки. Кроме того, поскольку при разработке PISA акцент был сделан не просто на запоминании и воспроизведении школьниками учебных материалов, а на измерении их способности применять знания, участие в программе позволяет правительствам отслеживать, насколько успешно национальная система образования справляется с данной задачей. Например, именно этим соображением руководствовалось правительство Китая, принимая решение об участии школьников Шанхая в программе PISA в 2009 г. В 2012 и 2015 гг. участие КНР в программе расширилось, поскольку к Шанхаю добавилось несколько других городов страны.
В чем заключается более скептический взгляд на участие разных стран в международных программах тестирования школьников? Он обусловлен самим появлением PISA, созданной и на первых порах осуществлявшейся по инициативе довольно странной коалиции, образованной американскими республиканцами и французскими социалистами.
В 1983 г. в США был опубликован доклад «Нация в опасности» («Nation at Risk»), посвященный состоянию национальной системы образования (его содержание понятно уже из названия). Президент Рональд Рейган был потрясен удручающими выводами и настаивал на проведении реформы. Однако на пути федеральной власти встали власти штатов, считавшие, что вопросы образования относятся исключительно к их сфере полномочий. В ответ Рейган попытался сделать так, чтобы политика образования рассматривалась в США как международная проблема, что позволило бы ему взять эти вопросы под свой контроль.
По другую сторону Атлантики министр образования Франции Жан-Пьер Шевенман хотел показать всей стране недостатки элитарной, по его мнению, системы образования, что позволило бы ему обосновать собственную образовательную реформу. Таким образом, и Р. Рейган, и Ж.-П. Шевенман были заинтересованы в международном образовательном исследовании, которое позволило бы сравнить результаты функционирования систем образования разных стран. С его проведением могла бы справиться ОЭСР. Для организации исследования потребовалось немало времени и усилий, так как попытка точно оценить способности школьников к решению задач в трех предметных областях в большом количестве стран была весьма сложной задачей. Первые результаты тестирования в рамках программы PISA были опубликованы в 2001 г., что помогло правительствам разных стран мира обосновать реформы в сфере образования. Например, в Норвегии эти результаты использовались для «запуска с хода» (по словам тогдашнего государственного секретаря) образовательной реформ[10], а в США – как ключевой довод в пользу принятия федеральной программы развития подотчетности школ, ставшей известной как «Гонка за первенство» («Race to the Top»). В Новой Зеландии некоторые педагоги называли использование данных PISA в защиту противоречивой образовательной реформы «похмельем от ОЭСР»[11].
В применении результатов этой международной программы для того, чтобы придать импульс реформе образования, нет ничего плохого. Например, в 2001 г. немцы пережили настоящее «PISA‑потрясение». Оказалось, что ведущая в мире система образования (как они думали) не просто показала результаты ниже среднего в чтении, математике и естествознании, но и была одной из самых несправедливых среди стран – членов ОЭСР. Знакомство с данными PISA не только повлекло обсуждение проблем образования и переоценку ценностей в этой области, но и вызвало появление новых телесериалов, посвященных школе. За последующее десятилетие во многих немецких землях были осуществлены научно обоснованные реформы, что способствовало улучшению системы образования и результатов страны в программе PISA.
В числе основных преимуществ тестов PISA – возможность установления уровня и динамики результатов в отдельных областях национальной системы образования, а также извлечение уроков из опыта других систем, добившихся более высокой эффективности. На этом настаивают политики. К сожалению, во многих случаях их слова расходятся с делами. Политики (как и многие из нас) склонны выдергивать выгодные для себя данные – такие сведения или характеристики наиболее эффективных систем, которые поддерживают высказывавшиеся ранее идеи, – и при этом игнорировать факты, ставящие под сомнение предлагаемые реформы[12]. Поэтому так важно, чтобы широкая публика узнала немного больше о функционировании успешных образовательных систем и об аналитических выводах, основывающихся на данных PISA. В результате у общественности появится возможность спросить с политиков и, если они того заслуживают, «ударить их по рукам», прежде чем они инициируют проведение дорогостоящих и потенциально неэффективных реформ.
Сейчас по всем вопросам, упоминавшимся выше, вполне достаточно информации. Однако с ней знаком ограниченный круг людей. Я говорю о данных в отчетах ОЭСР, посвященных различным государствам, об анализе положения в разных странах (одна публикация следует за другой с такой скоростью, что не успеваешь их прочитать), а также о дополнительных обзорах, аналитических статьях и комментариях консультантов, ученых и журналистов[13]. При написании книги я использовала некоторые из этих аналитических материалов; мои выводы согласуются с выводами специалистов ОЭСР, однако я пришла к ним самостоятельно. Анализ, предложенный консультантами и учеными, имеет большую ценность, тем более что он проводился талантливыми людьми, но перед нами открывается не более чем половина общей картины. Внимание специалистов сосредоточено на количественных оценках, а люди остаются на заднем плане. Эксперты способны мгновенно указать на то, что с чем коррелирует, но теряются, когда им задают вопросы о том, как всё это взаимодействует с культурой. Они могут ответить на вопрос «что?», но не знают ответов на вопросы «почему?» или «как?»[14].
Когда я, оставаясь в дождливой Англии, читала о системах образования в далеких наиболее успешных в образовательном плане странах, мне очень не хватало целостного понимания этих систем на подсознательном уровне. «Как это может выглядеть в классе? – спрашивала я себя. – Сингапурские родители действительно считают систему образования эффективной или “там хорошо, где нас нет”? Какие последствия для детей имеет то, что в Финляндии школьное образование начинается с 7 лет? Хотела бы я, чтобы мои дети ходили в финскую школу?». Из докладов ОЭСР можно было узнать о подходах к образованию в различных странах, из научной литературы – о последствиях той или иной политики в школьной системе. Но они ничего не говорили мне о функционировании системы в целом в контексте каждой отдельной страны, и я никак не могла представить себе общую картину.
Все эти вопросы возникли у меня в то время, когда я оканчивала магистратуру. У меня не было ни постоянной работы, ни ипотеки, ни детей – ничто не удерживало меня в Англии. Поэтому я и решилась начать то, что один мой друг назвал «годом немного странного перерыва». В интернете я нашла адреса учителей из стран с лучшими системами образования и начала рассылать электронные письма с одним и тем же вопросом: нельзя ли мне приехать и остановиться у них на несколько недель (мама резко отрицательно отнеслась к этому моему плану) и не помогут ли они с посещением уроков в местных школах? Через некоторое время я поняла, что если меня примут за сумасшедшую, то ответы будут только отрицательными. Поэтому я записала на свой iPad небольшое обращение, где представилась будущим хозяевам, попытавшись выглядеть настолько вменяемой, насколько это было возможно.
Из первой десятки стран и городов с самыми высокими оценками по программе PISA я выбрала Шанхай и Сингапур из-за феноменально высоких оценок школьников, Японию – потому что это была «настоящая» крупная страна, а не город-государство, Финляндию – из-за того, что до недавнего времени она была единственной страной Запада, система образования которой превзошла по результатам восточноазиатские системы образования, и Канаду, поскольку ее учащиеся показали высокие результаты, несмотря на культурную и географическую разнородность. Первой остановкой на моем предполагаемом маршруте должна была стать Финляндия. Туда и улетели первые электронные письма. Меня не раз посещали мысли, что я так и не дождусь ответа и мне придется перейти к плану Б – приехать в Хельсинки и начать обход местных кафе с плакатом «Хочу поговорить об образовании. Расскажите мне все, что вы думаете!». Однако к большому моему удовольствию и немалому изумлению на одно из писем очень быстро пришел ответ от учительницы по имени Кристина, с которой мы встретимся в следующей главе. Оказалось, что педагоги из самых разных стран удивительно щедры, открыты к общению и готовы пригласить меня в свои школы. Я должна искренне поблагодарить всех учителей, сыгравших важнейшую роль в моей работе над этой книгой.
В каждой из стран я использовала один и тот же подход. Я останавливалась на некоторое время у школьных преподавателей, чтобы лучше понять их образ жизни и культуру. Выбор школ осуществлялся неформально, чтобы избежать посещения блестящих учебных заведений и сосредоточиться на наиболее типичных. В каждой школе я проводила не меньше недели, чтобы ее педагоги лучше узнали меня и избавились от скованности[15]. В каждой стране я провела около четырех недель, из них три недели непосредственно в школах. Иногда я вела уроки, в других случаях ассистировала учителям, но всегда задавала множество вопросов. Некоторые интервью носили формальный характер и проводились под запись, другие проходили в неофициальной обстановке (мы просто разговаривали в метро по дороге домой или во время ужина над тарелками с лапшой). Моими собеседниками были школьные дворники и охранники, авторитетные руководители учебных заведений, эмоциональные старшеклассники и отчаявшиеся родители. Благодаря этому я узнала очень многое о различных подходах к образованию (и идеях, на которых они основываются); о ряде из них рассказывается в этой книге. Я приглашаю вас в образовательный тур по некоторым из самых успешных в мире систем образования.
Когда я только начинала выступать с докладами о своей работе на конференциях, в конце презентации мне непременно задавали вопрос (и одновременно комментировали мое выступление): «Что нам до результатов программы PISA? Образование гораздо больше, чем результаты каких-то тестов». Отличная позиция: если нам нет дела до программы PISA, стало быть, нас не интересует и функционирование систем образования в странах, показавших высокие результаты в международных тестах. Я не шучу, эта позиция встречается довольно часто и имеет много сторонников хотя бы потому, что существует мнение, согласно которому шумиха вокруг результатов PISA заставила правительства многих стран сосредоточить внимание на очень узком круге показателей уровня образования во вред другим важным образовательным целям, таким как расширение знаний детей об искусстве, формирование гражданской позиции учащихся и развитие их личных и социальных достоинств. Я знаю, что так было в Англии и в некоторых частях Америки, и отнюдь не являюсь сторонницей такого рода процессов. Это пример того, что власти страны могут придавать слишком большое значение положению стран в рейтингах PISA, недооценивая более широкий набор данных и не рассматривая их как полезную информацию, которая может быть использована для определения направлений развития национальных систем образования. В то же время я не думаю, что все перечисленное принижает значение PISA (или TIMSS).
Точно так же как большинство людей согласится, что образование представляет собой нечто большее, чем обучение чтению, математике и естественным наукам, они с готовностью признают, что более широкое образование должно включать в себя чтение, математику и естественные науки. В своем исследовании я попыталась разобраться, не «покупаются» ли высокие результаты в PISA ценой всех остальных учебных предметов, а также возможно ли добиться развития способностей к математике, чтению и естественным наукам и лучшего понимания этих предметов без значительного увеличения времени, которое отводится на их изучение. Для подготовки молодых людей к жизни после школы очень важно, чтобы они овладели хотя бы базовыми знаниями по этим трем предметам. К сожалению, в Великобритании нам не удалось решить эту задачу: согласно данным PISA‑2012, 17 % школьников в возрасте 15–16 лет не владеют навыками чтения даже на базовом уровне 2 (врезка 1). Согласно ОЭСР, это означает, что у школьников «отсутствуют важные навыки, необходимые для эффективного и продуктивного участия в жизни общества». Что касается математики, то ниже базового уровня остались 22 % британских учащихся, участвовавших в программе тестирования (т. е. каждый пятый школьник).
Врезка 1. Что понимается под уровнем 2 в PISA?
Если школьнику не удалось достичь уровня 2, это означает, что он не смог ответить на вопросы, подобные тем, которые приведены ниже.
Вопрос по математике, соответствующий уровню 2 PISA
Во время велосипедной прогулки в первые 10 минут Елена проехала 4 км, а за последующие 5 минут – 2 км.
Какое из утверждений является правильным?
А. В первые 10 минут средняя скорость Елены была выше, чем в последующие 5 минут.
Б. В первые 10 минут средняя скорость Елены была такой же, как и в последующие 5 минут.
В. В первые 10 минут средняя скорость Елены была ниже, чем в последующие 5 минут.
Г. Предложенная информация не позволяет вычислить среднюю скорость Елены.
В проверочном испытании на читательскую грамотность правильно ответить на вопросы, подобные приведенному ниже, удалось только одному из пяти британских школьников 15–16 лет.
Вопрос по читательской грамотности, соответствующий уровню 1a PISA
Чистим зубы
Если чистить зубы дольше и сильнее, становятся ли они чище?
Британские ученые отрицательно отвечают на этот вопрос. Они проверили множество вариантов и нашли идеальный способ чистить зубы: в течение двух минут, не слишком сильно прижимая щетку к зубам. Если мы прижимаем щетку слишком сильно, то повреждаем зубную эмаль и десны, при этом остатки пищи и зубной налет сохраняются.
Эксперт по чистке зубов Бенте Хансен рекомендует держать зубную щетку так же, как мы держим авторучку. Вот ее советы: «Начните с одного угла и проходите ряд зубов полностью. Не забывайте о языке! Здесь находят пристанище множество бактерий, которые могут вызывать неприятный запах изо рта».
О чем эта статья?
А. О лучшем способе чистить зубы.
Б. О том, какая из зубных щеток является лучшей.
В. О важности хороших зубов.
Г. О том, как разные люди чистят зубы.
Из этих вопросов мы видим, что для достижения базового уровня PISA не требуется приложения сверхусилий и дополнительных знаний, особенно тем, кто отучился в школе 11 лет и близок к завершению обязательного образования. К тому же ОЭСР установила планку отнюдь не с потолка, а основываясь на данных исследований с участием молодых людей, которые проводились в течение многих лет в Австралии, Дании, Канаде и Швейцарии. Ученые пришли к выводу, что молодые люди, знания которых не соответствуют базовому уровню (уровень 2), часто сталкиваются с проблемами и трудностями при получении высшего образования и на работе[16]. Это не только экономическая проблема. Чем бы они ни хотели заниматься – стать профессиональными скейтбордистами, открыть собственный ресторан или создать семью, – отсутствие базовых навыков ограничивает возможности и делает жизнь молодежи более трудной.
Поэтому применительно к любой системе образования показатель доли школьников, знания которых соответствуют базовым уровням программы PISA, представляется мне одним из самых важных. Но это не все. Еще один ключевой момент – доля молодых людей, знания которых соответствуют высшим уровням PISA (страна, вся молодежь которой без исключения овладела базовыми знаниями, но не имеет никого способного решать сложные задачи, достойна жалости и ничего более). В исследованиях ОЭСР это измеряется таким показателем, как доля молодых людей, знания которых соответствуют уровням 5 и 6 (У5 и У6). Но самой большой известностью пользуются средние баллы, набранные учащимися в той или иной стране. Именно они приводятся в заголовках и воспринимаются как простейшие показатели результатов функционирования той или иной национальной системы образования.
Однако на этом история не заканчивается. Что вы почувствовали бы, узнав, что все дети, получившие оценки выше уровня 6, происходят из хорошо обеспеченных семей, а все, кому не удалось достичь базового уровня, – из семей, доходы которых соответствуют уровню бедности или не дотягивают до него? Это явная несправедливость, не так ли? Во всем мире образовательные результаты учащихся в значительной степени определяются тем, из каких семей они происходят. Но система школьного образования способна ухудшить или улучшить эти результаты (хотя она и не должна нести за них полной ответственности). Параметр, характеризующий воздействие социально-экономического положения семьи школьника на результаты обучения, называется «справедливость в образовании». Для дальнейших рассуждений нам вполне достаточно информации о доле учащихся, знания которых соответствуют уровню 2 (У2), и доле тех, кто заслужил оценки на У5 или У6. Однако там, где это необходимо, во время нашего путешествия по разным странам я буду обращаться и к таким показателям, которые с трудом поддаются измерениям (психическое здоровье или воспринимаемое счастье).
Стремление к четко определенным результатам отнюдь не означает, что нам автоматически становится известен самый короткий путь к их достижению. Между вашими ценностями или предпочтительными целями и мерами, позволяющими соответствовать этим ценностям и достигать целей, существует принципиальное различие. О первых должны кричать на всех перекрестках все, кто заинтересован в образовании, – родители, учителя, политики и хозяйственники. В любом демократическом государстве их цели и ценности воспринимаются как справедливые и важные. Но как их достичь? Как им соответствовать? Один из возможных ответов предлагает «остальной мир» – просто приглядитесь к тому, что происходит в других странах. Изучая данные, выявляя и анализируя взаимосвязи, а также наблюдая за детьми и выслушивая учителей, мы в поиске «больших идей» объединяем все это в единое целое и получаем более полную картину того, как могут соответствовать друг другу ее элементы.
Я постараюсь раскрыть перед вами часть этой более полной картины, для чего попытаюсь соединить линиями некоторые точки, чтобы показать, как выглядит образование в пяти странах с самыми известными в мире образовательными системами, а также выскажу свои догадки о ключевых факторах успеха. Вы узнаете об истории этих стран, элементах культуры, о том, как в них обучаются дети с разными способностями, о мерах, используемых правительствами для повышения привлекательности профессии учителя, и о том, как методы воспитания в семье и соответствующие установки влияют на результаты детей. Наконец я расскажу вам о том, как психология объясняет успешность подходов, принятых в разных странах. Итак, я приглашаю вас в Финляндию.