Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват.
Л. Н. Толстой
Совесть есть, но с собой не ношу – боюсь потерять.
Анекдот
Предположим, несмотря на все старания совести донести до нас крики украденного внутреннего ребенка, мы продолжаем игнорировать ее советы, «спим» и рискуем жизнью.
Что тогда она может сделать?
Спровоцировать еще большую боль!
Например, физическую.
Возможно, это покажется удивительным, но многие физические травмы – результат самонаказания, которое бессознательное по договоренности с совестью приготовило для нас.
Пример
Алина заметила, что после конфликтов с начальницей регулярно ударяется об острые углы мебели в рабочем кабинете.
Проанализировав диалоги, пришла к выводу, что нетерпелива: вместо того чтобы спокойно выслушать критику в свой адрес, срывается.
Когда женщина с трудом, но прекратила перебивать начальницу, спорить и повышать голос, мелкие травмы стали случаться гораздо реже.
Перестала злиться на руководителя – в самонаказании отпала необходимость.
Не все люди так чувствительны и склонны к самонаказаниям, как Алина.
Скорее, это удел тех, кто живет без детской части, где коренятся добрые чувства.
И любовь к себе.
Спасающая и прощающая за промахи и ошибки.
Подушка безопасности от высокомерия, презрения к себе и самобичевания.
Когда этой подушки нет, призывы совести могут спровоцировать сильные бессознательные нападки на себя.
И породить мощное чувство вины, стыда.
От которых до самонаказания – один шаг.
Пример
Иван, 43 года.
Потерял все сбережения, совершая однотипные действия (давал деньги в долг под проценты).
Выяснилось, что при разводе оставил себе обещанную жене и сыну квартиру. Вскрылся механизм самонаказания: собственному сыну (отчасти и своему внутреннему ребенку) не отдал положенного.
При еще более глубинном анализе обнаружилась связь с детством: отец был холоден и несколько лет отсутствовал в его жизни. Мужчина эмоционально привязался к матери, с отцом контакт был сложный. Мужская часть была ослаблена.
Анализ помог увидеть и работу чувства вины (лишал себя нужного), и необходимость укрепления мужской и отцовской частей личности.
Чувство вины и стыда – руки совести, которыми она мягко подталкивает к здоровому поведению.
Но когда даем им слишком много места в психическом пространстве, впускаем в себя и уныние от того, что не получается поступать как следует.
И тогда чувство вины становится настолько гипертрофированным, так зашкаливает, что человек внутренне ставит запрет на счастье и успех.
Пример
Наталья, 58 лет, грамотный и опытный педагог. Несколько лет не могла оформить богатый профессиональный опыт в желанную книгу.
Делала многочисленные попытки, советовалась с экспертами, приступала к написанию и бросала.
Когда самосаботаж начал принимать карикатурные формы, Наталья сдалась и обратилась к психологу.
На сессии выяснилось, что в детстве Наталью за проступки пару раз сильно пристыдил отец. Будучи по натуре грубоватым, он сделал это в резкой форме, а один раз – при посторонних людях.
В те моменты она испытала мучительное чувство стыда за себя.
Как оказалось, этот стыд никуда не делся, был с ней все время и препятствовал творческому самовыражению.
Наталья стеснялась предъявить себя миру!
Маленький «узелок» стыда на психическом поле души не позволял свободно и естественно заявить о себе как о профессионале и написать книгу.
Страх, что она не такая, как надо, парализовал волю к победе.
И отнимал ресурс на творчество.
Лекарством стало осознание причин прокрастинации и несколько разрешающих фраз: «Несмотря на то, что я не все делаю правильно, я люблю и одобряю себя», «Даже, если ошибусь, я буду продолжать действовать».
Другие пути самонаказания: выбор неподходящего партнера, потеря денег, заключение сомнительных сделок.
Можно наблюдать стереотип поведения: человек начинает новое и сам же рушит (сознательно и бессознательно).
Если пара соглашалась на аборты, то оба партнера могут в определенной степени стать бесплодными. На творчество.
В целях самосохранения, если отсутствует здоровая инстинктивная защита от чрезмерного чувства вины и стыда, которую дает внутренний ребенок, необходимо использовать здравый смысл.
Для этого разделим понятия ответственность и вина.
Ответственность связана с принятыми обязательствами (перед собой, другими, обществом), она коррелирует с совестью и долгом.
Мы все отвечаем за что-то и перед кем-то. Не выполнил взятые обязательства – наступает ответственность и, возможно, необходимость компенсировать нанесенный ущерб.
Ответственность связана с действием, с адекватным уместным сожалением, осознаванием ошибки и поиском решения.
Казалось бы, что проще? Ошибся – навредил – компенсировал – пошел по жизни дальше. С чувством выполненного долга.
Но у многих вскипает могучая вина. Нет, не легкий укол совести, не терпимое неприятное чувство, что оплошал.
Не вина – винища.
Многолетняя.
Многовековая.
Чувство вины живет там, где с детства есть иррациональные убеждения о своей «плохости». «Раз я поступил так, я ничего не стою».
Такое самообесценивание останавливает рост, саморазвитие, самореализацию и жизнь в полном смысле слова.
Пример
Людмила, 45 лет.
Хороший профессионал (педагог), всю жизнь зарабатывающая копейки в муниципальных учреждениях и искренне недоумевающая, почему более молодые и менее опытные имеют доход, в несколько раз превышающий ее.
После психологических раскопок обнаружила, что сама блокирует право на успех и достаток. Образно: ставит валун на дороге к процветанию.
Более тщательное исследование личной истории привело к осознанию тянущегося из детства чувства вины, которое и препятствовало движению к желаемым целям.
Самым неприятным стало понимание, что вину она чувствовала из-за ссоры родителей, то есть за чужое разрушительное поведение. Из-за слияния с родителями и неразвитости мышления в раннем возрасте ребенок склонен винить себя – за развод родителей, например.
Сорок лет носила внутри чужую вину. Зачем? Для чего? Для отчуждения той части себя, которая могла сражаться за созидание и процветание (ведь где много конкуренции, нужна здоровая агрессия, а она свою – подавленную – агрессию не принимала).
И чтобы не сепарироваться от значимых фигур, сохранять сладкое единение с внутренними цензорами – родителями. Ибо так чувствовала себя живой. Так было спокойно. И не надо принимать решения. И идти в жизнь, в люди.
С одной стороны, разрушительное самонаказание за вымышленную вину в виде запрета на успех и виртуозного уклонения от нужных действий. С другой, возможность оставаться в родительской «утробе» и не причинять никому боль.
Пример
Софья, 38 лет. Трудности во взаимоотношениях с матерью. Мать гиперопекающая. Софья вспыльчивая, нетерпимая. Запрос: научиться спокойно общаться с матерью и не поддаваться на ее провокации.
При работе выявился интересный момент: каждый раз после конфликта женщина «нечаянно» наносила себе телесные повреждения. Обычно это были ожоги и порезы рук.
Осознав чувство вины за вспышки гнева (которое провоцировало самонаказание), Софья впервые в жизни задумалась: что мешает принять себя такую, гневающуюся на мать, и разрешить себе испытывать разные эмоции? Не наказывая себя, а помогая выбрать конструктивный путь проживания?
Ответ: неумение выражать себя, доносить до близкого потребности, говорить: «Я хочу, чтобы ты…». В родительской семье стоял запрет на гнев. Плюс Софье мешал страх, что она причинит матери вред (ударит, оскорбит).
Разные люди. Разные сложности. Роднит чувство вины, блокирующее свободное самовыражение и получение желаемого от жизни.
Вот и подоплека глубоко укоренившегося самонаказания. Любая вина должна быть искуплена, не так ли?
Но это совершенно разные понятия: «взять на себя ответственность» и «взять на себя вину». Они не равны!
К сожалению, большая часть людей привыкла брать на себя именно вину. Что ведет к пассивности, избеганию, стыду, подавленности, болезням.
А всего-то надо сказать: «Я ошибся». Вместо: «Я виноват».
Как перестать себя винить?
Очень просто: вспомнить детей.
Да.
Именно.
Как учатся дети?
У ребенка может уйти много времени на то, чтобы овладеть каким-то действием или навыком.
Дольше других осваивает речь.
Все время забывает буквы.
Или никак не поедет на велосипеде.
И мы, взрослые, обычно прощаем это «несовершенство».
Более-менее спокойно относимся к ошибкам на пути овладения той или иной деятельностью или навыком.
Не виним за мокрые пеленки, падения и возрастное коверкание звуков и слов.
Но как же мы нападаем на себя за несовершенство и ошибки!
Мне довелось много работать с детьми.
Ни у меня, ни у большинства родителей не возникало гнева на ребенка, когда у того не получалось сделать с первого, второго, а у кого и с -надцатого раза то, что требовалось в рамках занятия.
Что тут главное?
Мы даем детям право на ошибку.
И продолжаем любить.
Чего не скажешь о взрослых, что приходят на консультации: при малейшей оплошности забывают о любви к себе.
Дайте внутреннему ребенку право на ошибку.
И с ним вместе заново «учитесь ходить»!
Если получается, хорошо.
Не получается, обучайтесь дальше.
Продолжайте возвращаться к мечте. Вновь и вновь.
Карабкаться в гору.
Где на вершине – ваша собственная жизнь с желаниями и целями.
Надо сто раз повторить попытку, чтобы выучить урок? Что ж, значит, сто попыток делаем. И не тратим силы на добивание себя чувством вины и стыда. Сохраняем энергию для следующего прыжка в неизвестность.
То ли получится, то ли нет.
Еще можно поучиться у спортсменов.
Кому, как не им, приходится, стиснув зубы, говорить себе: «Я смогу». Снова и снова, в сотый, тысячный раз прыгать, бежать стометровку или нырять.
И опытные мудрые тренеры учат не зацикливаться на поражении, а применять опыт и делать выводы на будущее, использовать силу и ресурсы для новых попыток добиться. Победы. Над собой.
Ошибку можно исправить! Осознание этого – победа над ужасом иррационального самобичевания, усвоенного без критики в детстве.
Виновен, виновен, непростительно.
Но будем реалистичны.
До конца победить чувство вины не удастся.
Наша цель – научиться его контролировать.
Для этого поработаем с убеждениями.
Упражнения
1. Напишите список, кому и что вы должны в самых важных сферах жизни.
Например, матери, мужу, сыну, начальнику.
Что именно вы им должны?
Если осознать долженствования, в будущем станет легче совладать с чувством вины.
Ошибки все равно будут.
А гнев на себя в случае оплошностей уменьшится, так как вы его таким образом профилактируете.
Периодически пересматривайте список – не пора ли подкорректировать и вычеркнуть некоторые пункты.
Как только накатывает чувство вины, тут же спросите себя: «Кому я должен (должна)? Улучшит ли это мою жизнь?»
2. Напишите и постоянно расширяйте с любовью к себе список «Мои милые несовершенства» (неправильности, слабости, ахиллесова пята), которые себе позволяете.
Например, забывать дни рождения подруг или опаздывать. И прощайте, прощайте, прощайте!
С радостью и воодушевлением!
С мыслью: «Я живая (живой)!» (Кстати, помогает легче прощать других).
3. Сами не обвиняйте других. Не играйте в игру: «Кто виноват?»
Играйте в «Что делать?»
Говорите с собой и другими об ответственности – не о вине.
Качество отношений тут же изменится: когда нет виноватых, а только ответственные, сразу появляются ответы – кто что будет делать. И проще найти выход.
4. Ошиблись? Тут же спросите себя: «Чья здесь зона ответственности?»
Может быть, вы большей частью не при чем: с вами поступили определенным образом, и это спровоцировало ошибку?
Например, если поломан светофор, водители вынужденно нарушают правила движения, не так ли? И если мама в сотый раз в холодный день предложила надеть шапку (хотя вам тридцать лет), и вы девяноста девять раз ответили спокойно, а в сотый наорали – кто провокатор?
5. Что делать, когда вас обвиняют?
Уточняйте! «Ты меня сейчас обвиняешь в том-то и том-то?» И проясняйте реальную ответственность.
Мы склонны преувеличивать ответственность другого, дабы снять с себя свою. Придется учиться отстаивать правду.
6. Хорошо бы понять, кто в окружении чаще всего вызывает чувство вины.
Присмотреться – как им это удается? Ответить на вопросы: «Какой ущерб это наносит моей психике, здоровью, кошельку, времени? Как я могу это уменьшить или убрать из жизни?
Теперь поработаем с телом и воображением.
Упражнение
1. Вспомните поступок, вызывающий тягостное чувство вины.
2. Соедините руки ладонями вверх.
3. Мысленно «положите» поступок на ладони.
4. Всмотритесь. Представьте, что он трансформируется в два объекта: ответственность и чувство вины.
5. Ответственность поместите на одну ладонь, чувство вины – на другую.
6. Медленно разводите руки в стороны, пока между ними не образуется комфортная для вас дистанция. Какого размера объекты? Что тяжелее?
7. Теперь можно выбрать: сохранить чувство вины или выкинуть за ненадобностью. Ведь у вас остается совесть – чувство ответственности за случившееся. В которое можно всмотреться и поисследовать: как, когда и где могу компенсировать то, что сделал.
8. Как себя теперь чувствуете? Как изменилась внутренняя позиция по отношению к случившемуся и своей роли в этом?
И конечно же, основное направление работы над собой для совладания с чувством вины – возвращение внутреннего ребенка и повышение самооценки и самоценности. Даже если взрослые не помогли в детстве, а напротив, принижали и угнетали.
Два слова о детях: не прививайте им чувство вины, не вините дотошно – этот след так трудно вывести!
И еще.
Всякий раз, когда включаете бормашину для сверления себя чувством вины, задайтесь вопросом: «Я это делаю, чтобы быть счастливым или быть хорошим?»
И выключите ее!